Материалы

Приморская часть Баку и другие проекты (по следам конкурсов в Москве)

1_2В ходе официального визита Президента Республики Беларусь А. Г. Лукашенко в Азербайджанскую Республику, состоявшегося 2-4 июня т. г., главы государств провели ряд переговоров, по итогам которых был подписан пакет двусторонних документов по различным направлениям деятельности. Следует подчеркнуть, что за последние годы Беларуси и Азербайджану удалось достичь высокого уровня сотрудничества. При этом стороны высказывают взаимную заинтересованность в дальнейшем всестороннем расширении контактов.
Динамично развиваются деловые связи двух республик в строительной сфере. В соответствии с Меморандумом о сотрудничестве между Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь и Государственным комитетом градостроительства и архитектуры Азербайджанской Республики и в развитие совместных договоренностей белорусскими специалистами предложен азербайджанской стороне ряд проектных предложений, подробнее о которых рассказал главный архитектор УП «Минскпроект» М. Л. Гаухфельд.
Здание посольства Беларуси в Азербайджане
1_1Президенты республик Александр Лукашенко и Ильхам Алиев приняли участие в церемонии закладки капсулы в фундамент будущего здания посольства Беларуси в Азербайджане.
Кратко презентуя проект, Министр архитектуры и строительства А. И. Селезнев отметил, что он включает здание Посольства Республики Беларусь и жилой дом для его сотрудников.
Рядом с территорией посольства расположен крупный торговый центр, поэтому принято решение о композиционном объединении двух зданий в единый комплекс, что, безусловно, сделает новостройку масштабнее. Таким образом, внешне она будут восприниматься как крупное здание общественного назначения и не затеряется среди соседних объектов.
Архитектура здания включает современные детали и материалы с традиционными формами и элементами.
Активное включение в архитектурную композицию солнцезащитных элементов, одновременно выполняющих функцию аккумуляторов солнечной энергии для нужд посольства, создают запоминающийся образ современного энергоэффективного здания. А элементы государственной символики Беларуси на фасадах и кровле будут восприниматься не только со стороны прилегающих улиц, но из космоса.
Перед посольством запроектирован парадный вход для приемов официальных лиц и делегаций. Отдельный вход в консульский отдел предусмотрен со стороны нового проезда.
Дворик между посольством и жилым домом будет служить дополнительной территорией для работы и отдыха сотрудников посольства. Он перекрыт воздухо- и водонепроницаемой тканью, собирающей дождевую воду в фонтан. Под территорией двора и жилого дома размещается подземный паркинг на 12 машин.
Конструктивная схема здания – монолитный железобетонный каркас. Наружная отделка – облицовка местным природным камнем светло-бежевого цвета и  серебристое зеркальное полированное остекление.
Приморская часть Баку
Вниманию глав государств была также предложена концепция развития Приморской части Баку, выполненная с учетом как практики застройки азербайджанской столицы, так и мировых тенденций развития крупных городов, расположенных на морском побережье.
Как пояснил М. Л. Гаухфельд, генеральный план Баку был разработан в 1973-м и откорректирован в 1985 г. институтом «Бакгипродор». На сегодняшний день он уже не отвечает потребностям развития столицы независимого государства. В этой связи мероприятия по осуществлению проектных предложений, выполненных белорусскими специалистами по Бакинской набережной, могут быть положены в основу нового, научно разработанного генплана Баку, который после утверждения Президентом Азербайджана станет законодательной базой для рационального использования города и пригородной зоны.
В основу рассматриваемой концепции заложен принцип поэтапного выноса и модернизации промышленных предприятий, начиная с прибрежной зоны, которая является лицом Баку. Это позволит оздоровить экологическую обстановку в городе, сделав его более привлекательным для инвесторов и туристов.
Существующий Приморский бульвар протяженностью 3,5 км предлагается увеличить на всю береговую линию Бакинтской бухты (20-25 км). При этом вдоль всей прибрежной части за счет морского шельфа предполагается осуществить намыв дополнительной территории шириной 50-200 м.
Вдоль новой 8-10-полосной магистрали, отделяющей парковую зону от городской застройки, предлагается разместить гостиницы, бизнес- и торговые центры и т. п. Под дорогой предполагается проложить новую линию метрополитена, а над новой частью бульвара – трассу для электромобилей и специального туристического транспорта.
Пешеходные связи жилых районов города с прибрежными парками через новую магистраль можно выполнить в составе подземных торговых центров.
Основными тематическими зелеными зонами, примыкающими к новой части Приморского бульвара, могут стать парки науки: и техники; искусств с театрами и концертными залами, «Мини-Азербайджан», «Мини-Азия», «Мини-Европа»; аква- и зоопарки, пр. На их территориях можно разместить макеты наиболее значительных памятников истории, архитектуры, ландшафта.
Парки для тихого отдыха, как предполагается, системой каналов и фонтанов будут отделять ландшафтные территории, характерные для различных стран и континентов.
На втором этапе реализации масштабного проекта острова Бакинской бухты предлагается расширить за счет намывных территорий, соединив их с материком мостами и эстакадами. В перспективе это может быть объездная монорельсовая и шоссейная дорога.
На островах также предлагается оборудовать пляжи, места отдыха и построить здания, которые создадут морской фасад Баку XXI века. Здесь, по мнению белорусских проектировщиков, целесообразно разместить объекты типа Океанариума, Дильфинария, гостиниц, а при хорошей связи с материком – и бизнес-центры.
Застройку прибрежной части следует вести с учетом уникального рельефа Баку: от зданий в 6-12 этажей вдоль приморских бульваров с повышением этажности до 30-50-этажных на повышенных и горных участках.
Систему зеленых территорий прибрежной части Баку необходимо дополнить радиальными парками и бульварами, соединяющими приморскую зону с полукольцом парков, окружающих город с запада, севера и востока.
Национальный Олимпийский комплекс
и Международный выставочный центр
Первоочередными наиболее масштабными проектами, реализуемыми в рамках развития Приморской части Баку, могут стать Национальный спортивный комплекс и Международный выставочный центр, которые предлагается разместить на месте грузового порта. Существующий участок длиной 3 и шириной 1,5 км планируется на 250-500 м в ширину дополнить новыми намывными территориями с созданием там парков и зон отдыха.
По проекту, между существующей береговой линией и новым участком размещается канал для гребных видов спорта протяженностью свыше 3 км. Он будет иметь оптимальную ориентацию с юга на север и «направлен» на уникальный «Флаг Азербайджана» (самый большой флаг в мире).
От гребного канала до новой автомобильной трассы запроектированы крытые автомобильные стоянки на 3-5 тыс. автомобилей, технических и других сооружений. На кровле автостоянок планируется размещение Национального Олимпийского спорткомплекса и Международного выставочного центра.
Оба сооружения располагаются на новом проспекте, вдоль которого предлагается организовать аллею с памятниками выдающимся гражданам Азербайджана.
Основными зданиями Олимпийского комплекса будут являться: штаб-квартира НОК Азербайджана с комплексом гостиниц в форме олимпийских колец, а также центральная универсальная спортивная арена на 70-100 тыс. зрителей.
Вокруг нее арены разместятся: крытый футбольный манеж, велотрек, конькобежный стадион, теннисный центр, дворцы игровых и водных видов спорта, открытые спортивные площадки и другие сооружения.
В состав комплекса войдет центр для проведения международных выставок площадью 200-300 тыс.м2.
По задумке белорусских проектировщиков, помещения выставочного и спортивного комплексов будут функционально дополнять друг друга. Возможно их использование в различных комбинациях.
Вокруг гостиниц и здания НОК предлагается разместить жилые кварталы с апартаментами класса «А», бизнес-центры от 8 до 40 этажей.
Рядом с «Флагом Азербайджана» и проектируемым комплексом Музея современного искусства, строящегося музея ковров,  предлагается разместить морской музей, а также музей и академию нефти.
Все сооружения объединит канатная дорога, надземный электротранспорт и метрополитен с новой станцией.
Как напомнил М. Л. Гаухфельд, в Беларуси за последние годы уже построен ряд аналогичных комплексов, получивших мировое признание и сертификацию международных спортивных федераций. К слову, над проектированием и реализацией этого градостроительного ансамбля и отдельных сооружений возможна совместная работа азербайджанских и белорусских архитекторов и строителей.
Президент И. Г. Алиев очень заинтересовался проектными предложениями и дал поручения заинтересованным государственным структурам Азербайджана.
«Данные объекты доказывают, что в Беларуси сохранилась сильная градостроительная школа. Не отстают от них объемные проектировщики. И все это работает в тандеме благодаря Минстройархитектуры, объединяющей эти силы, масштабные материальные и людские ресурсы для решения определенных важных задач», - заключил М. Л. Гаухфельд.
Ольга Брянцева, «Республиканская строительная газета»

В Международном смотре-конкурсе на лучший проект (постройку) года Международной ассоциации союзов архитекторов (МАСА), объединяющей  творческие союзы стран СНГ, проходившем в Москве одновременно с «Зодчеством – 2010», было немало победителей из нашей республики. Итак, награда присуждена следующей работе:
Диплом I степени - «Концепция развития приморской части Баку». Авторский коллектив: архитекторы – М. Гаухфельд, А. Хворик, А. Донской (г. Минск).