Материалы

Школьников Б.Э. и «школьники» БНТУ

basa-shkolnikovВ БНТУ состоялась встреча современного архитектора, творца градостроительной выразительности Б.Э.Школьникова. со студентами-старшекурсниками архитектурного факультета.

Появление зодчего такого масштаба вызвало ажиотаж среди подрастающего поколения «элитной прослойки» общества. Стены лекционного зала не знали, куда им потесниться от нахлынувшего потока слушателей, ступени также были облюбованы желающими… В общем, свободных мест не было. Желание учащихся получить более полное представление о своем будущем, послушать архитектора с огромным жизненным опытом, благоприятствовало сохранению тишины в зале и полному вниманию к оратору.

Тема встречи стала современная архитектура - это в теории. На практике же разговор большей частью был посвящен творчеству, скоординированной и отлаженной работе творческой мастерской архитектора Б.Э.Школьникова, реализованным и нереализованным проектам, а также планам на будущее. Были затронуто и творчество таких мастеров современной западной архитектуры, как Жак Херцог, Пьер де Мерон, Фрэнк О. Гери и др. Беседа проходила под девизом «Будь профессионалом!». К этому и призывал Борис Эммануилович. Архитектура – это ассоциативный вид творчества, а для того чтобы добиться ассоциативности запроектированных сооружений и зданий, необходимо владеть одним из самых всесильных оружий человечества – знанием архитектуры как современной, так и минувших лет. Именно «информационная культура» зодчего делает его профессионалом, позволяет четко знать, где и как воспользоваться нужным приемом, ориентироваться на новом месте. А самое главное - уметь анализировать ситуацию (количество выделенной территории, рельеф, климатические условия, градостроительные особенности, наличие инженерных сетей, экономическая состоятельность заказчика и т.д.). Для архитектора существует только один критерий его компетентности – КАЧЕСТВО, которого он неизменно должен придерживаться.

Мир информационных технологий диктует свои условия и требует знания как минимум четырех компьютерных программ: AutoCAD, 3d MAX, Adobe Photoshop CS, CorelDRAW. И владеть ими надо виртуозно, так, чтобы рука являлась продолжением мысли, материализующейся на дисплее. Профессиональный проектировщик не должен ощущать ограничения воплощении своей задумки, а для этого надо ко всему подходить со знанием дела. Тогда результат будет незамедлительным и качественным. При этом умение рисовать является неотъемлемой чертой человека данной специальности. Архитектор, не умеющий делать клаузуры, все равно, что лингвист, не знающий языка. Так, Борис Эммануилович рассказал аудитории о том, как умение рисовать помогло ему без знания иностранного языка заключить сделку с иностранным заказчиком, продемонстрировав свою идею на эскизах.

Весомым советом от мастера для будущих и начинающих архитекторов стал призыв к проявлению себя в конкурсах. Участие в архитектурно-дизайнерских состязаниях - это возможность саморазвития, тренинга, свобода полета творческой мысли, которую не сковывают реальные проблемы при заказе на проектирование. Творческая мастерская в свое время участвовала в конкурсе по созданию «Парка высоких технологий» (так называемой «Силиконовой долины»), прекрасно понимая тот факт, что «игра не стоит свеч», и этот проект был отмечен.

Второй совет мастера – никогда не забывать и не забрасывать «в темный угол» свои прошлые наработки, нереализованные проекты. Все надо сохранять и держать на виду: одни отказались - другие вырвут «с корнями».

Хорошая архитектура – что это такое? Гармоничное переплетение объемов, имеющее свою причинность и следствие, позитивно влияющее на бессознательную психологию человека. Архитектура не может быть абстрагирована от внешнего мира. За идеями далеко ходить не приходиться. Городской ансамбль центра столицы, главный проспект Минска – это неисчерпаемый кладезь идей. А еще - изобилие журналов. Что-то подсмотрел, проанализировал, синтезировал, подкорректировал и «вуаля» – возможен шедевр. По-мнению Бориса Эммануиловича, в современной архитектуре стал наиболее ценен субъективизм. А если коснуться стиля развернувшегося строительства, то это, преимущественно, постмодернизм. Ему Б.Э. Школьников и отдает предпочтение, до сих пор находясь под впечатлением швейцарских архитекторов Херцога и де Мерона.

На вопрос слушателей, какое здание в Минске для него является самым значимым, Борис Эммануилович ответил, что вся столица - очень красивый город! Конкретного «любимца» у него нет, но в качестве примера привел здание Литовского посольства. Конечно, назвал он и собственные проекты, реализованные в черте города. Оно и правильно: если не ценить свои работы, то и никто этого делать не будет. «Как не крути», но архитектор должен при жизни построить себе памятник. Ведь нет ничего хуже для зодчего, чем видеть, как проходит твоя жизнь вместе с постоянно блекнущими идеями на планшетах!

Что касается тенденций в городской застройке будущего, то их решает сам жизни, который сулит нам высотность и многоэтажность. Взять те же самые проекты ТМ «Архитектора Школьникова Б.Э.» - александровский пассаж и строящееся административно-торговое здание по пр. Победителей… О десяти этажах и речь не идет, они гораздо выше!

Ну и самый злободневный вопрос для любого архитектора: «Какой бы Вы себе построили дом?» был встречен улыбкой со стороны оратора и всей аудитории. Он весьма сложен для любого зодчего, поэтому на него нельзя ответить сходу. Поэтому вопрос остался открытым…

На этом встреча была закончена. Пожелаем успехов мастерской Бориса Эммануиловича, а подрастающим архитекторам – профессионализма!

Подготовил Андрей Пилецкий, учащийся МГАСК,

«Республиканская строительная газета»