Престиж архитектора

Прошла международная конференция, основной целью которой было обратить внимание коллег, начальников всех уровней на поднятие престижа профессии архитектора и престижа Белорусского союза архитекторов. Престиж стремительно падает. Во вступительном слове на конференции и в выступлениях в СМИ об этом говорит председатель ОО «БСА» Олег Быковский. Подробно его выступление смотрите на сайте в статье РСГ от 25 марта.

Почему возникла такая тема? Конечно потому что, объективно, роль архитектора в жизни общества заметно изменилась. 1. Послевоенный, затем хрущевский и так до 2014 года бум строительства жилых и общественных зданий уменьшился во всех городах страны. 2 Раньше был единый заказчик государство и единая система управления строительством – в лице министерств, ведомств и местных органов исполнительной власти, сегодня основная масса заказчиков и строителей - это частные компании, имеющие тот или иной финансовый потенциал, связи и диктующие архитекторам свои правила игры. А система государственного управления развитием территорий и строительной отраслью в стране осталась прежней. 3. Объективно, как во всех развитых странах мира, работа большинства архитекторов переориентировалась на создание комфортной среды проживания, содержания, ремонта и реконструкции уже построенного в разные исторические периоды.

На конференции говорили об организациях архитекторов в разных странах, саморегулировании, аттестации и многих других составляющих нашего труда и творчества. МАиС систематически, каждые 3-5 лет поднимает вопросы саморегулирования архитектурно-градостроительной деятельностью в Беларуси и сразу про них забывает.

У нас нет саморегулирования, архитекторы полностью исключены из аттестации коллег, разработки нормативной и законодательной базы в области архитектуры и градостроительства. Сегодня архитекторов уже убирают из территориальных органов управления развитием территории страны. Мы знаем, что многие районные и городские архитекторы назначены помощниками, заместителями начальников строительных отделов. Понятно, что их авторитет и возможность влиять на принятие тех или иных решений по созданию комфортной благоприятной среды обитания в нашей стране с каждым годом уменьшается.

А какие вопросы надо ещё обсудить?

Очень больная тема для отдельной конференции - падение уровня градостроительства в стране.

Основные проблемы по Минску и вокруг него. Нет перспективы развития Минской агломерации, как единого целого. Отсутствие градостроительной и экономической концепции развития городов-спутников. Реальные города-спутники - это Жодино и Великий камень. Остальные пока города-спальники, которые только увеличат транспортную нагрузку на Минск.

Сегодня в Минске процветает хаотичная застройка под заявки девелоперов вдоль основных городских магистралей, Неоправданное увеличение этажности жилых домов, без учета последствий. (Пример – застройка проспекта Дзержинского в Минске).

Уменьшение территории водно-зеленого диаметра города, других зеленых массивов Минска за счет строительства якобы спортивных, а на деле офисных зданий и многое другое.

Об этом мы говорим на своих конференциях, но нас не слышат те, кто принимает решения. Надежда на прессу.

Содержание архитектурных и ландшафтных объектов, созданных в разные периоды вызывает много вопросов к министерству ЖКХ, к УКСам, ЖЭСам. Раз объекты анонимные, то сегодня любой управдом, начальник треста может сделать с существующим объектом всё что угодно. Примеры у нас перед глазами. Могу показать много таких объектов, которые полностью утратили своих своё лицо при ремонте или реконструкции. (Общежитие консерватории по ул. Старовиленской - Киселева архитектора Георгия Меньшикова фото и многие другие).

Процветает нелепая перекраска зданий (дом по ул. М. Танка).

Надо срочно отменить совершенно необдуманное решение Мингорисполкома о возможности утепления фасадов зданий поквартирно, за счёт жителей этих квартир, что привело к заплатам на фасадах зданий всех эпох.

Глядя на такие решения и сами, жители стараются. Ещё советских времён остекляют лоджии, меняют оконные балконные блоки на любые разноцветные пластиковые, деревянные, алюминиевые, пробивают новые входы там, где удобно, в связи с изменением эксплуатации первых этажей жилых зданий под общественные функции и так далее. А капремонты, при которых даже не красят этот самострой жителей в один цвет, что стоит доли процента от сметы капремонта. В результате такие жилые дома после ремонта выглядят еще нелепее.

Вопросы к Зеленстроям городов и их подразделениям: уничтожение лип вдоль проспекта Независимости, случайные посадки аллей, уничтожающих ландшафт в зоне Слепянской системы и многое другое.

Всё это ведёт постепенно к потере архитектурного облика и качества наших городов, превращению их фактически из европейских городов в подобие городов всяких третьеразрядных стран. Это очень хотелось бы избежать.

Но эти и многие другие вопросы зависят больше не от архитекторов, а от государства и его уполномоченных органов.

Началось намного раньше.

Немного ностальгии.

Сначала о Минске, в котором я прожил и проработал всю жизнь.

Минск имеет более чем 950 летнюю историю. Но несмотря на это всеми жителями и туристами воспринимается как город второй половины 20 века. Социалистический город сегодня город четко делится на 2 части. Первая часть — это его центральные кварталы, которые застраивались по канонам архитектуры и ансамблевого градостроительства первой половины пятидесятых годов XX века.

Это те кварталы, которые так любят показывать туристам, в них находятся почти все достопримечательности города и объекты, которые хочется посмотреть и посетить в т.ч. воссозданный заново в 21 веке исторический центр города.

Всё остальное, что можем увидеть в Минске, мы, архитекторы, называем панельное кольцо. Оно начало формироваться со времени знаменитого постановления о борьбе с архитектурными излишествами начала 60-х годов и продолжается до настоящего времени.

Главным стала не архитектура, как искусство, а стоимость и количество построенных метров квадратных жилья, детских садов, школ и так далее. Именно этими показателями рассматривались достижения и недостатки архитектуры.

С тех пор уже проработали три поколения архитекторов, которые целиком и полностью были под властью этих показателей. Многие привыкли и приспособились.

Но могу сказать, что несмотря на это, архитектура и особенно градостроительство в позднее советское время были на высоком уровне.

Например, в Минскпроекте, который был главным застройщиком Минска в 70е – 2000 годы (1000-1200 специалистов), из 7 мастерских только одна мастерская занималась проектированием новых серий жилых домов КПД и их привязками. Одна занималась генеральными планами города, вторая ландшафтной архитектурой (парками, скверами, пригородными зонами отдыха) и дизайном малых архитектурный форм, четыре мастерские занимались индивидуальным проектированием. Это были индивидуальные жилые дома, гостиницы, дворцы культуры, кинотеатры, спортивные объекты и многое другое. Поэтому за это время были запроектированы и построены много интересных уникальных жилых и общественных зданий, градостроительных комплексов Минске. Это было потому, что в институте сложился свой творческий микроклимат и своя школа подготовки кадров. На архитектурные советы приглашались не только члены совета, но и молодежь. Каждый мог посмотреть уровень работ коллег, услышать мнения и аргументы мэтров архитектуры о проекте. На архитектурные советы часто приглашались руководители города и страны. Несколько раз был П.М. Машеров. (Книгу Минскпроект-75 можно скачать из библиотеки на нашем сайте).

Тот же микроклимат был и в других крупных институтах. Они работали для других городов страны. Создавались и научно обоснованные генпланы, и комфортная среда обитания в каждом жилом квартале, микрорайоне и городах в целом. Главный минус застройки этих лет это - однообразие и серость жилых микрорайонов. То, что потом мы сами архитекторы стали называть «панельное кольцо». В 90х-2000 годах это панельное кольцо мы раскрашивали в яркие цвета, но однообразие осталось. Появились проблемы с ростом автомобилизации и ряд других. Архитектурные школы в проектных институтах исчезли, как и большинство институтов. Их заменили частные небольшие организации, компьютеры и интернет.

За эти 70 лет у населения, выросшего в панельном кольце Минска и микрорайонах других городов сформировалось общее мнение: «Архитектуры и архитекторов у нас нет, но во всех недостатках городов и сел виноваты архитекторы».

А что зависит от самих архитекторов? Как поднять престиж архитектора самим архитекторам, если даже архитектурные конкурсы с объективными результатами провести почти невозможно?

А как показать, что мы архитекторы белорусского Союза архитекторов предыдущих и нынешних поколений умели и умеем работать не хуже иностранных коллег? У нас в руках осталось совершенно мало средств, чтобы доказать свой талант и мастерство.

  1. Одно из главных средств – победы в архитектурных конкурсах.  Это один из главных способов вернуть престиж. А мы уже давно не проводим архитектурных конкурсов на значимые объекты и не требуем этого от властей и девелоперов. Надо их возвращать. В этом главная роль союза архитекторов. А пока молодым архитекторам надо участвовать в открытых международных конкурсах. Завоевывать призовые места и заявлять об этом в СМИ. Только так приходит известность и успех.
  2. Надо активно заниматься просвещением населения, коллег, строителей, начальников.

Наша цель должна быть в том, чтобы показать достижения и недостатки архитектуры каждого исторического периода: шестидесятых годов, семидесятых, восьмидесятых ХХ века и так далее до наших дней. Показать какие районы построены из повторно применяемых или типовых проектов жилых и общественных зданий и нуждаются в реконструкции. А какие являются индивидуальными и уникальными интересными объектами.

Почему это надо делать? Потому что сегодня царит мнение - архитектуры Белоруссии нет как таковой и интересные красивые объекты могут создавать только приглашенные зарубежные мастера. Особенно этим отличаются нынешние девелоперы, которым очень важно для поднятия престижа и цены своего нового объекта заявить, что в его проектировании приняло участие архитектурное светило из Англии, Италии или любой другой страны, кроме Белоруссии. (Как правило, на родине это «светило» никто не знает).

У нас памятниками истории архитектуры признаны очень много объектов в Минске и других городах Республики, построенные до середины 50х годов XX века, то есть до постановления, о котором я писал выше. И что же - большинство табличек, на которых указано, что данное здание относится к памятникам архитектуры на них написано «будынак» или «будынак пятидесятых годов XX века». Почти никогда не написано имени автора или авторов и другой информации.

Что говорить про объекты более позднего периода, от шестидесятых годов и до нашего времени. Ни один из уникальных объектов этого периода (кроме кинотеатра Пионер) не входит в реестр памятников архитектуры и поэтому ни один из минчан или туристов никогда не скажет кто автор этих объектов. Например, Дворца спорта, Минск-арены, музыкального театра и многих других. Не говоря уже об жилых домах, некоторые из которых тоже представляют архитектурный интерес. Мне хочется, чтобы наши уникальные объекты были авторскими, чтобы на каждом объекте висела табличка с годом создания, авторами проекта. Если надо, то можно написать кто заказчик, какая строительная организация возводила, то или иное здание. Один из немногих примеров это табличка на комплексе Славянский квартал по проспекту Победителей.

Надо показать, что нашу архитектуру создают наши архитекторы.

Мы уже 2 года назад, на общественных началах, составили предварительные списки уникальных объектов Минска, под условным названием «кандидаты на включение в свод памятников архитектуры нашей страны». Эти списки надо проверить, дополнить и узаконить органами местной власти и возможно Минкультуры. чтобы на каждом из них установить памятную табличку. Слово теперь за архитектурной наукой. Нашим коллегам из научных кругов надо заполнить этот пробел, пока не поздно.

Тоже предлагаем сделать при проектировании каждого нового индивидуального объекта. В обязательном порядке включать и в проект, и в смету здания, изготовление и монтаж таблички с информацией: год строительства, авторы проекта и так далее. Это послужит дополнительной ответственностью для всех участников проектирования и возведения объекта, а также защитой от вандализма и произвола при ремонтах, уже состоявшихся объектов разных периодов и новых.

  1. Создание музея архитектуры Беларуси. Мы в БСА начали эту тему много лет назад, сначала, как филиал музея истории Минска или Национального исторического музея. Это надо сделать с помощью коллег из БНТУ, БГУ, Института истории архитектуры, Госархива НТД и проектных организаций.
  2. Биографии и основные работы наших архитекторов на сайте ОО «БСА». На сегодня их уже больше 80 шт. Но из Витебска, Гомеля и Могилева нет ни одной. Не написали автобиографии и многие ведущие архитекторы страны в т.ч. члены Совета ОО «БСА». Это лень или что?

Всё это элементы поднятия престижа архитекторов в нашей стране.

Заместитель председателя ОО «БСА» Михаил Гаухфельд