Как совершенствуется правовое и нормативно-техническое регулирование строительной деятельности?

АКТУАЛЬНО

Текст Инна ГАРМЕЛЬ РСГ

Как совершенствуется правовое и нормативно-техническое регулирование строительной деятельности?

Этот и другие вопросы обсуждались в рамках II Республиканской научно-практической конференции «Современная теплоизоляция в проектировании и строительстве», прошедшей 22 февраля в Минстройархитектуре. Конференция была организована РУП «Стройтехнорм» и традиционно прошла при поддержке и участии отраслевого министерства.

Заместитель директора РУП «Стройтехнорм» Наиль ИБРАГИМОВ, открывая конференцию, напомнил, что 23 ноября 2017 года главой государства подписан Декрет № 7, направленный на создание благоприятных условий для развития предпринимательства. Реализация положений Декрета существенно затронет вопросы правового и технического регулирования осуществления деятельности в строительной отрасли.

Так, до 1 января 2020 года требуется осуществить разработку, проведение публичного обсуждения и внесение в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь проекта Кодекса Республики Беларусь об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.

С 26 февраля текущего года, до утверждения Кодекса, вступили в силу положения Декрета № 7. В том числе поставлена задача по обобщению и актуализации нормативных правовых актов. Взамен Постановления Совета Министров Республики Беларусь № 156 в 6-месячный срок, т.е. до 23 мая 2018 года, предлагается внести на рассмотрение Президента Республики Беларусь проект Указа, предусматривающий утверждение единого перечня административных процедур, осуществляемых госорганами и иными организациями в отношении субъектов хозяйствования.

Проект Указа Президента Республики Беларусь «Об административных процедурах» уже разработан. Согласно ему, взамен многочисленных процедур, необходимых сегодня для осуществления строительной деятельности, предполагается оставить 9, предусматривается значительное сокращение обязательных требований ТНПА.

Было более чем 1900 документов, а останется?..

В настоящее время требования в отношении продукции, изготавливаемой для строительных целей, а также применяемые при проектировании и строительстве зданий и сооружений, регулируются более чем 1900 ТНПА, в том числе 1814 стандартами (СТБ, ГОСТ) и 125 нормами проектирования. Предстоящими изменениями предусматривается сокращение документов обязательного применения более чем на 50 %.

– В итоге предполагается сохранить 67 документов обязательного применения, – привел интересующую многих цифру Наиль Ибрагимов. – Они будут размещены непосредственно в приложении к Техническому регламенту ТР 2009/013/BY в виде перечня. Документы добровольного применения, то есть государственные стандарты, останутся в Перечне ТНПА, взаимоувязанных с Техническим регламентом.


 

До 1 января 2020-го – строительный Кодекс передать в парламент

– Наша экономика развивается, трансформируется, а с ней – и условия хозяйствования, поэтому принято решение кардинально изменить подходы к регулированию деятельности во всех отраслях экономики, в том числе и в отношении строительной деятельности, – акцентировал Наиль Камильевич. – Что и стало главным побудительным мотивом для подписания главой государства Декрета №7. Он направлен в первую очередь на создание благоприятных условий для развития предпринимательства. Реализация положений нового документа существенным образом затронет вопросы правового и технического регулирования деятельности всех предпринимателей. Так, например, до 1 января 2020 года требуется разработать, провести публичное обсуждение и внести в Палату представителей Национального собрания проект Кодекса Республики Беларусь об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.

Как отметил докладчик, таким образом, удастся объединить в «теле» одного Декрета всю правовую базу, регулирующую отношения субъектов хозяйствования, осуществляющих деятельность в строительной отрасли, и содержащуюся в настоящее время в многочисленных законодательных и технических документах.


 

Интересные новации

Таковыми Наиль Ибрагимов считает новую законодательную инициативу, которая позволит как зарубежным, так и отечественным инвесторам работать на белорусском рынке в более лояльных и комфортных условиях.

– Речь идет о том, что Декрет № 7 отменяет необходимость получения разрешительной документации на капитальный ремонт и техническую модернизацию объектов, – сообщил заместитель директора РУП «Стройтехнорм». – Строительные работы при капитальном ремонте, работы по технической модернизации объектов субъекты хозяйствования смогут выполнять на основании проектной документации без получения разрешительной документации, выдаваемой местными исполнительными и распорядительными органами. Субъект хозяйствования вправе приступить к выполнению работ при капитальном ремонте со дня, следующего за днем направления уведомления о проведении таких работ в органы государственного строительного надзора, в порядке, установленном Совмином (кроме объектов, на которых не осуществляется государственный строительный надзор).

При этом субъекты хозяйствования смогут приступить к проведению капремонта, других работ практически со 2-го дня, следующего после направления уведомления в органы государственного строительного надзора о намерении провести такие работы.

Для реализации этой нормы придется выработать специальный механизм выполнения процедур и утвердить его постановлением Совмина, анонсировал Наиль Ибрагимов. Пока же получение объемной разрешительной документации иногда растягивается на несколько месяцев. Понятно, что за время этих мытарств у иных инвесторов может вообще отпасть желание браться за реализацию задуманного.

Арендатор сможет выступать заказчиком

Прежде такая возможность была только у владельца (собственника) здания, объекта. В этой связи инвестор или арендатор оказывались вправе только вкладывать средства, но никак не определять судьбу объекта или заказывать, допустим, его техническую модернизацию.

Новация в том, что техническая модернизация и капитальный ремонт объектов могут осуществляться собственниками объектов либо с их письменного согласия субъектами хозяйствования, у которых объекты находятся на ином вещном праве или на основании гражданско-правового договора.

Согласно действующему законодательству, бухгалтерский учет затрат на строительство (в т.ч. модернизацию, капремонт) осуществляется заказчиком, застройщиком. А в связи с принятием изменений затраты по строительству сразу будут аккумулироваться в бухгалтерском учете арендатора, который является заказчиком.

 

– Теперь тот же арендатор, заручившись согласием владельца, имея договор аренды или иной документ о вещном праве, выступит заказчиком, – прокомментировал Наиль Ибрагимов. – Это позволит более оперативно и выгодно с экономической точки зрения осуществлять реализацию проектов.

Потребуется ли аттестат соответствия?

Капитальный ремонт и техническую модернизацию, согласно Декрету №7, можно будет проводить без получения аттестата соответствия заказчика тем субъектам хозяйствования, которые непосредственно организуют эту работу. Раньше нужно было пройти довольно жесткое «сито», и только после этого – получить аттестат соответствия, выданный Минстройархитектуры.

– С упрощением этой процедуры устанавливается также уведомительный порядок информирования органов госстройнадзора о начале производства СМР, – обратил внимание коллег Наиль Ибрагимов. – Прежде срок действия заключения госстройэкспертизы по проектной документации ограничивался периодом, в течение которого шла стройка плюс 1 год. Суть новшества в том, что заключение органов госстройэкспертизы по проектным документациям будут утрачивать силу, если производство СМР не будет начато в течение 2 лет с момента получения этого заключения.

О сроках

Планируется конкретизировать сроки, за которые заказчик должен будет передавать объект эксплуатирующим организациям. Последние – должны принять его на баланс в течение 3-х месяцев с момента завершения работ на объекте. А также вводится норма, сокращающая срок резервирования денежных средств на специальном счете.

– Сегодня законодательство требует соблюдения 5-летнего срока гарантии, – говорит замдиректора РУП «Стройтехнорм». – И соответствующие средства резервируются на такой же временной отрезок. Новая же норма предусматривает: резервирование денежных средств на специальном счете – в размере 1,5 % от стоимости выполненных на объекте работ, сроком на 2 года. То есть, срок замораживания денег сокращается на три года, что, по общему мнению, является прогрессивной мерой.

Подрядные торги отменяются, но не во всех случаях

Декрет №7 содержит положение, фактически отменяющее обязательную процедуру закупки через подрядные торги. Но только при условии, если используются собственные средства. Если же при реализации проекта полностью или частично задействуются бюджетные или приравненные к ним деньги, то действующая сейчас процедура закупок продолжает применяться.

– Приравненные к бюджетным – это средства, в частности, государственных внебюджетных фондов, внешних займов, привлеченных под гарантии Совмина, банковские кредиты, взятые под гарантии правительства, облисполкомов и Мингорисполкома, – пояснил эксперт.

Подытоживая, Наиль Ибрагимов оценил вводимые в Беларуси законодательные новации как «инструменты, позволяющие более гибко и с оптимальными затратами решать вопросы строительства». Но, с другой стороны, понятно, что нужно сохранить эффективный контроль всех процессов, качества проводимых работ. Поэтому предусматривается качественно повысить уровень ответственности проектировщиков, проектных организаций и тех структур, которые осуществляют технический надзор за соблюдением проектных решений и норм.

Ставка – на комплексный подход

Республиканская конференция стала хорошей информационной площадкой для разговора не только про новшества в правовой и нормативной базе. Специалисты обсудили результаты научных изысканий, практические аспекты и тенденции сегмента рынка теплоизоляционных материалов и технологий. К примеру, какие строительные материалы помогут осуществить контроль над процессом образованием конденсата; возможно ли в одной инновационной смеси совместить теплоизолирующую и санирующую функцию; почему важна защита теплоизоляции и предпочтительнее – выбирать особые решения именно для фасадных систем.

Затрагивался и проблемный вопрос закупки строительными организациями для применения в штукатурных системах утепления фасадов зданий строительных материалов и изделий, не прошедших комплексную оценку пожарно-технических показателей и совместимости всех компонентов в составе системы…