Материалы

Фестиваль «Минск-2005» - первые отзывы

ImageПЛАНЕТА «МИНСК» глазами российских архитекторов. Поздравить Белорусский союз архитекторов с юбилеем приехали многие известные российские зодчие. И большинство из них – не впервые. Своими впечатлениями о нашей столице (и не только) они поделились с читателями «ИКС».А.П.Кудрявцев, президент Российской академии архитектуры и строительных наук:

С выставкой я пока ознакомился достаточно бегло: посмотрел дизайн, работы Б.Школьникова, детские рисунки, стенды иностранных участников. Затем – современную архитектуру Минска. Остановился около шара и увидел, что это Национальная библиотека. Это интересное произведение, я даже подумал - знаковое для нашего времени. Его уровень, на мой взгляд, сопоставим с состоянием российской и украинской архитектур.

Хотя представленные иностранные работы не дают возможности сравнить большой массив сделанного в последнее время в Беларуси с европейским уровнем, попробую пофантазировать. Мне показалось, что Минск все-таки лидирует, причем не только по количеству, но и по качеству архитектуры. Это ложится в мои общие соображения о состоянии архитектуры на нашем пространстве - от Балтики до Черного моря. Думаю, что в целом мы вышли на достаточно приличный уровень коммерческой европейской архитектуры. Возможно, на сегодня этого вполне достаточно для стран с еще не устоявшейся экономикой, с разной степенью политической стабильности. Например, одно дело – Беларусь, и другое – Россия с ее донорами и дотационными районами, ведь, как известно, архитектура страшно зависит от экономики. Помимо этого, она зависит от заказчика, степени его подготовленности: он диктует тот или иной характер архитектуры, ее стиль, заставляет максимально «выгонять» квадратные метры, которые имеют сейчас высокую цену, зачастую «насилуя» землю.

ImageИ на этом фоне - был и остается Минск с его водно-зеленым диаметром. За счет того, что через центр проходит общественная - принадлежащая каждому человеку - зеленая зона с великолепной акваторией, создается ощущение богатства площади, пространства… И это – главное, это покрывает все остальные вкусовые ощущения от рассмотрения той или иной архитектуры. Возвращаясь к библиотеке, возможно, может показаться, что она имеет достаточно нарочитую форму, приходят в голову аналоги … Но с другой стороны, почему такое сложное, построенное в чистых геометрических формах сооружение не может стоять в зеленом пространстве? Оно настолько емкое, настолько доброжелательное к архитектуре в целом, что здесь важно только одно – не навредить, не потерять чрезвычайно хрупкий баланс между природой естественной и природой искусственной.

Я был в Минске много раз, и меня всегда восхищала столичность этого города. Сейчас характер градостроительных ансамблей 50-х годов прошлого столетия зачастую называют имперским. Имперский подход к формированию пространства диктует выбор изобразительных средств архитектуры – от всего ансамбля до детали (прямые перспективы, простые композиции и т.д.). Тем не менее, жить в этом пространстве удобно! И человек – да! - чувствует себя в нем героем. Я помню, когда профессор Брунов учил нас истории древнегреческой архитектуры, он говорил о том, что время Перикла оставило нам Парфенон и комплекс Акрополя, где все сделано для того, чтобы человек чувствовал себя героем. Это действительно была архитектура, которая поднимала человека, делала его способным совершить подвиг. Думаю, что данный аспект архитектуры того времени – возможно, его следует назвать идеологическим – есть аспект воздействия на человека, и надо пользоваться этим опытом, который оставили нам предшественники, пробовать использовать его и для современной жизни.

ImageСейчас идут большие споры относительно того, есть ли вообще у нас, в России, градостроительство. После принятия нового градостроительного кодекса осталось большое неудовлетворение, потому что в нем слово «градостроительство» трактуется как развитие территорий, а это подразумевает вложение инвестиций в землю, и как можно более быстрое, их возвращение в виде прибылей. Это уже не обустройство для граждан, для общества, это решение проблем человека, который хочет наиболее эффективно использовать свой капитал. Как известно, в конце концов это приведет к дифференциации инвестиционно привлекательных и непривлекательных зон города, разделения на элитные районы и территории хрущобного плана. Пока, к счастью, у нас еще нет такой жесткой социальной дифференциации, но наши западные коллеги ставят эту проблему под первым номером.

Ю.П.Григорьев, первый заместитель главного архитектора г.Москвы, заслуженный архитектор России и Беларуси, академик архитектуры, директор Московского научно-исследовательского и проектного института технологий, экспертного проектирования:

- Первые впечатления от выставки – прекрасные. Мне кажется, что в белорусской архитектуре появилось много новых, современных веяний. Есть, правда, с моей точки зрения, и вкусовые вопросы, «изыски» – например, мне не нравятся «падающие» дома с косыми стенами. В целом ряде работ хорошо просматриваются преемственность и зрелый профессионализм. Интересные проекты представили области, но лидерами, конечно, являются минчане.

Наибольшее внимание я обращал на жилую тему, ведь жилье – основа существования. Очень доволен тем, что вы не стремитесь вверх (в Москве из-за дефицита земли мы вынуждены наращивать этажность), потому что человек – существо все-таки земное и хочет жить на земле. Все должно быть масштабно человеку – и архитектура, и вся среда обитания. Здесь, на Фестивале, я встретил много старых друзей (как у нас говорят – однополчан), которые работают все в том же творческом накале, не теряя с годами ни духа присутствия, ни профессионализма. Белорусская архитектурная школа еще при Советском Союзе была одной из лидирующих, и сегодня, по принципу преемственности, она сохраняет свою ведущую роль по всем вопросам – и градостроительства, и архитектуры.

Ю.П.Платонов, советник мэра Москвы, академик архитектуры, профессор, главный архитектор Российской академии наук, член Экспертного совета при Правительстве РФ:

- То, что происходит сегодня в Минске – замечательное событие. Архитектурный фестиваль собрал всю республику и большое число гостей. Их огромная профессиональная заинтересованность проистекает от того подлинного достижения, которое представляет собой современный Минск. Этот город пленительно хорош. Я много лет здесь не был и очень волновался, когда выходил из поезда «Минск-Москва». Мы так основательно развалили свою страну, так тяжело «расквартировались», так много происходило мучительных поворотов в судьбе великого в прошлом государства, что было страшно за Минск: как он? выдержит ли эта, созданная талантливыми людьми, система города? в каком состоянии она сегодня? Ведь после перестройки печально наблюдать многие российские города, где-то сознательно, где-то от бескультурья потерявшие ориентиры, остановившие работу над генеральными планами. Разрушается градостроительная политика, под угрозой – результаты нашего труда.

Полдня я ездил по Минску, и думаю, что он победил всех. И вместе с ним – вы, его горожане. Потому что это нельзя создать лишь руками архитекторов-урбанистов: они задумывают, а воплотить их идеи может только общество. Это тот редкий случай, когда формула «красота спасет мир» действует, потому что это красота не только задуманная, но и выстраданная. Сегодня главный персонаж – минчане, для которых все это было сделано, — живут в гуманистической урбанизированной системе. За последние десятилетия люди двух, а то и трех поколений после варварского разрушения этой, возможно, одной из самых многострадальных земель Европы, заново создали столицу, новый пространственный каркас города с этой пластикой земли, открытыми пространствами, парками, водными радиусами, каскадами с бесконечными ракурсами и поворотами, по которым, рассекая город, сюда пошел прекрасный чистый воздух. Я думаю, что опыт Минска пока недостаточно изучен в мире. На мой взгляд – а я знаю достижения мировой архитектуры в урбанистике – это достижение мирового значения, которым могут гордиться минчане и белорусские архитекторы, это город, в котором нужно собирать разнообразные международные архитектурные конгрессы, потому что здесь есть чему учиться.

Мне кажется, что ближайшие 100 лет Минску ничто не угрожает: вы можете смело экспериментировать, допускать ошибки и совершать победы – ваша система задуманного города из абстракции превратилась в устойчивую реальность, и ансамблевость этого многоликого города приумножается. После моей огромной Москвы, других мировых городов – заброшенных, варварски затоптанных грязью, пластиковыми стаканами и бутылками, полиэтиленовыми пакетами, которые летают в воздухе и кружат вокруг вас, как в сюрреалистических снах, – вы вдруг приезжаете в город, про который нельзя сказать, что на каждом квадратном метре стоят корзины для мусора - просто люди себя ведут так, что здесь поразительная чистота.

Вы находитесь отдельно от этого замусоренного земного шара. Вы – удивительные люди, ведь вы создали свою планету – планету «Минск»!

«Архитектуре не нужны переводчики», - так ответил президент Совета Палаты по архитектуре и пространственному планированию Словении Томаш Канслер

на вопрос журналистов, как ему, не владеющему русским и белорусским языками, удается следить за всеми событиями Фестиваля. И добавил: «Об архитектуре сложно говорить на рациональном уровне. Только архитекторы знают, сколько эмоций и сердца они вкладывают в свое творчество. Поэтому я прекрасно понял все проекты, принявшие участие в конкурсе».

Слово зарубежным гостям Белорусского союза архитекторов.

Рафал Шчепански, президент Союза архитекторов Варшавы (Польша):

- Выставка очень емкая и по масштабам, и по количеству проектов. Самое главное, на мой взгляд, что здесь представлены как работы, которые могут всколыхнуть воспоминания, так и сегодняшнего дня. Можно сказать, что эта выставка стала своеобразным мостиком между прошлым и будущим.

Важнейшим достижением белорусских зодчих считаю умение использовать природные возможности столицы и республики в целом, благодаря чему достигается слияние архитектуры с окружающим ландшафтом. Мне нравится, что в Минске так много зелени. И хотя в нем нет больших рек, вода так удачно вписана в городской ансамбль, что звучит в унисон с архитектурой.

Паоло дель Бианко, президент международного фонда имени Ромуальдо дель Бианко (Италия):

- Прежде всего, я хочу сказать «спасибо» Беларуси, Минску, лично Галине Полянской и Александру Корбуту, всей команде, сумевшей задумать и реализовать это мероприятие. Сегодня наше сердце открыто странам восточного блока, бывшим социалистическим государствам – Польше, Сербии, Прибалтике, России, Беларуси, другим. И мы благодарны вашей республике, ее архитекторам, открывшим перед нами двери на Восток.

Я в Минске второй раз. Впервые же побывал здесь в 2003г. В моем компьютере хранится много фотографий со времен прошлого визита, и это – изумительные воспоминания. Еще тогда меня впечатлила планировочная структура этого практически полностью реконструированного после II Мировой войны города, его градостроительная концепция и прекрасная архитектура. Я считаю очень удачным сочетание застройки и озеленения – парков, скверов. Ведь при вашем остром континентальном климате надо наслаждаться природой всегда, когда это возможно. Вы очень ухаживаете за своим городом, особенно за его публичными пространствами.

В рамках деятельности фонда мне довелось познакомиться со многими белорусскими молодыми архитекторами, студентами. Я вижу, что молодежь Беларуси верит в будущее и имеет большой потенциал. Благодаря этому вашей стране несложно будет сделать следующий шаг в своем развитии. Вы можете гордиться тем, что вы – белорусский народ.

Петар Арсич, председатель Союза архитекторов Сербии:

- Что можно добавить к прозвучавшим на Фестивале прекрасным словам о Минске? Я хочу сказать немного о Беларуси. Вам можно позавидовать. Англичане, голландцы высокого мнения о региональной структуре своих стран, но то, что я видел здесь, просто какое-то чудо. Я участвовал в Фестивале архитектуры «Гомель-2003», в прошлом году – в конференции АССЕЕ, посвященной малым городам, и считаю, что вы по праву можете гордиться прекрасно развитой региональной структурой своей страны.

На выставке меня особенно поразили проекты молодых архитекторов, студенческие работы, детские рисунки. Воспитав такое поколение, вы можете спокойно смотреть в будущее.

Белорусским зодчим хочу пожелать: работайте так, чтобы ваши произведения стали шедеврами культурного и архитектурного наследия.

Винфрид Хайне, руководитель архитектурного бюро «BRUCKNER and HEINE» (ФРГ):

- На выставке я представил три своих проекта. Первые два – это реставрация и приспособление под административные функции двух зданий 60-х годов позапрошлого столетия – типографии и старых армейских казарм. Еще один объект представляет собой сочетание исторических зданий и новых построек. В первом этаже комплекса будут размещены магазины, выше – квартиры для пожилых людей.

На фестивальной выставке представлено большое количество работ, большинство из которых имеют интересное направление. Но при этом вы продолжаете идти по пути социалистической архитектуры.

Хочу поблагодарить Белорусский союз архитекторов за возможность участия в этом замечательном Фестивале.

Антонин Пеликанос, вице-президент Ассоциации гражданских инженеров и архитекторов Кипра:

- Дни, проведенные в Минске, были очень интересными. Здесь я встретился с людьми, с которыми познакомился много лет назад (я учился в Москве). Мы всегда говорим, что архитекторы – это одна семья, потому что у нас единая цель: сделать жизнь лучше. Поэтому мы создаем объекты не только функциональные, но и несущие духовное начало.

Фестиваль хорошо организован и очень полно отразил достижения белорусской архитектуры. Я обратил внимание на то, что в его рамках состоялась выставка Студии детского творчества. Несколько лет назад наша Ассоциация также организовала подобное мероприятие, по следам которого мы выпустили книгу с детскими рисунками.

Что касается Минска, то это настоящая европейская столица. Пусть его масштабы несопоставимы с Лондоном или Парижем, но он имеет свои характерные особенности. Отличительной чертой Минска является зелень — это город-сад, который мне очень нравится. В отличие от западных мегаполисов здесь можно не только работать, но и жить. Еще одной «изюминкой» Минска является чистота. Мне кажется, что ваш город сохранил лучшие традиции, зародившиеся еще при Советском Союзе, и добавляет к ним все новые черты.

Кроме того, что я являюсь вице-президентом Ассоциации архитекторов Кипра, у меня есть небольшая творческая мастерская. Наша страна невелика - всего 700 тыс. человек - поэтому и объекты проектируем не слишком крупные, в основном, малоэтажные здания. Но если истоки классической архитектуры Кипра нужно искать в Греции, то современная застройка интернациональна. Между новыми зданиями юга (Никосия) и севера (Минск) практически нет разницы. Правда, из-за жаркого климата мы меньше применяем стекло.

Беседовала Ольга Брянцева,
«Инженер-консультант в строительстве»