Материалы

Как сделать мир красивым

ImageВ конце сентября в Минске состоялся VII Национальный фестиваль архитектуры "Минск-2007".

Праздником архитектуры назвал трехдневное действо заместитель Министра архитектуры и строительства Республики Беларусь А.И.Ничкасов. Вице-президент Международного союза архитекторов Мартин Драховский (Словакия) также напомнил, что слово "фестиваль" происходит от латинского "festivum" - "веселый", "праздничный". А начальник управления проектных работ, градостроительства и архитектуры Минстройархитектуры В.С.Назарук сравнила событие с настоящей феерией. И недаром: программа биеннале – фестиваль проводится один раз в два года - впервые включила сразу три конкурса (XIII Республиканский конкурс лучших архитектурных произведений 2005–2007 годов, II-ой Минский международный конкурс молодых архитекторов "Леонардо-2007", конкурс дипломных работ выпускников высших архитектурных школ Республики Беларусь), а также множество выставок, мастер-классов, круглых столов и других творческих мероприятий.

Image

Открывая фестиваль, председатель Белорусского союза архитекторов А.И. Корбут привел впечатляющие цифры: зодчие из 14 стран представили на форум свыше 1500 проектов: "Получился своеобразный срез архитектурного творчества – от учащихся детской студии до признанных мэтров. Наверное, до сих пор такого соперничества между архитекторами еще не было. Одной из особенностей нынешнего фестиваля стало большое число проектов и построек в номинации "Общественные здания". Кроме того, впервые более 70% конкурсных работ представлено нашими проектными институтами". Он отметил, что очень важным моментом в творчестве является возможность сравниться с другими архитекторами. И в контексте этого трудно недооценить выставки таких зарубежных мастеров, как Олег Хаман (Чехия), Ренсо Дженнаро (Италия), а также коллективную экспозицию "Золотое сечение–2007" (Россия). Кроме того, в рамках фестиваля состоялись мастер-классы известных российских архитекторов Сергея Киселева, Андрея Чернихова и Андрея Асадова, итальянца Ренсо Дженнаро.

Мартин Драховский отметил актуальность одной из главных тем фестиваля – градостроительство, в т.ч. возрождение малых и средних городов: "Говоря о бережном отношении к историко-культурному наследию, преемственности, следует иметь в виду сохранение не только отдельных зданий, но и особенностей развития города. В Среднюю Европу сегодня пришла коммерциализация, на свободные земли идет мощная атака. Я считаю, что задача грамотных градостроителей и архитекторов состоит в том, чтобы города не только получали коммерческое развитие, но и обладали комфортной для жителей средой обитания". Выступающий сообщил, что этой проблеме будет посвящен будущий конгресс Международного союза архитекторов, который состоится в июне следующего года в Турине, и пригласил всех заинтересованных участвовать в нем. Напомним, что МСА возник в 1948 году для совместной работы по преодоления последствий Второй мировой войны, а сегодня объединяет архитекторов из 112 стран, в т.ч. Беларуси.

Продолжая градостроительную тему, член Совета МСА Андрей Кафтанов (Россия) поделился впечатлениями от экскурсии по белорусской столице: "Минск, возможно, больше других городов пострадал в Великой Отечественной войне. Я вернулся сюда через 20 лет, и у меня сложилось потрясающее внутреннее ощущение: мы находимся в городе, который делало несколько поколений очень талантливых зодчих. В советские времена это был один из лидеров индустриального домостроения со многими типами домов, что давало большие возможности для маневрирования. Здесь появлялись очень интересные сомасштабные территории. Удивительно, что в тяжелые перестроечные годы масштаб Минска, его планомерная закономерность развития не были прерваны или утрачены. Здесь можно наблюдать уникальное явление: новое поколение архитекторов – и об этом убедительно свидетельствует выставка, - которые крайне точно подхватывает пространственную, художественную тональность столицы, тактично привнося в нее современность. Трагедия многих российских городов состоит в том, что мы отказываемся от своего наследия, того, что было сформировано до начала 1990-х, и даем взамен новую архитектуру на "пустом месте". В то же время "Белая книга архитектуры" – этические нормы, по которым живут архитекторы Европы, - говорит о необходимости бережного отношения к традициям зодчества".

"Минск – преемственный, гордый и красивый город, который - что также очень важно - сохраняет свою "столичность", не уходя в коммерциализацию. Недаром именно он стал столицей конкурса молодых зодчих "Леонардо", который произвел очень хорошее впечатление на архитектурное сообщество", - продолжил выступающий. Он поблагодарил БСА за интересную экскурсию, организованную для зарубежных гостей, особо отметив: "Пятиэтажки" здесь заботливо реконструируются, в то время как в Москве наследие архитектурной романтики 1960-х годов идет под снос. Здесь есть многое из того, чего не увидишь в российских городах".

Гуманизм работы белорусских архитекторов был отмечен многими гостями фестиваля, в то время как "звезды мировой архитектуры" все чаще превращают творчество в бизнес – говоря словами президента Международного архитектурного благотворительного фонда имени Якова Чернихова, вице-президента МААМ Андрея Чернихова (Россия), "перепрыгивая" с одного грандиозного проекта на другой, "с самолета на самолет, на ходу бросают идеи и подписывают контракты".

В блестящую лекцию вылился ответ Андрея Чернихова и Андрея Кафтанова на вопрос одного из корреспондентов, прозвучавший в ходе пресс-конференции. Журналиста интересовало, найдут ли воплощение все представленные на фестивале проекты и не останутся ли многие из них на бумаге. "Мне послышался в вопросе скепсис: мол, "бумажная" архитектура – плохо, - взял слово Андрей Кафтанов. - Наоборот, это очень хорошо. В 2002 году мир отметил 100-летие со дня рождения Ивана Леонидова - представителя русского авангарда, одного из виднейших мастеров "бумажного" (т.е. ценного своими предвидениями, а не практикой) зодчества XX века". Реально осуществить ему удалось совсем немного: ряд оформительских работ, а также изысканную по композиции лестницу-"амфитеатр" в санатории имени С.Орджоникидзе в Кисловодске. Однако конструктивизм (и породивший его футуризм) превратились в его макетно-бумажном творчестве в плодотворнейшую футурологию, наметившую будущие пути развития строительства и дизайна. В его замыслах четко выразились идеи, предвосхитившие "органическую архитектуру" и "интернациональный стиль" середины и второй половины прошлого столетия. Отвергая "накладной" декор, Леонидов был романтиком конструкции и самой формы, которая становилась у него то "парящей", подвешенной на растяжках-вантах (Институт библиотековедения), то величаво незыблемой наподобие древних, обращенных к небу монументов (небоскреб Наркомтяжпрома). Его композиции, порой фантастико-утопические по своему размаху (цикл рисунков "Город Солнца"), принадлежат к шедеврам современной архитектурной графики. Идеями Ивана Леонидова были "оплодотворены" такие классики архитектуры, как Ле Корбюзье, Мисс Ван де Роэ и ряд других. К слову, в основном "бумажными" являются и студенческие работы, являясь основой для дальнейшего творчества.

На подведении итогов фестиваля Андрей Чернихов заметил: "Такие события требуют хороших, теплых слов, и мы все это чувствуем, провожая этот праздник. Но с другой стороны, надо смотреть в будущее. В форуме участвовали дети, студенты, молодые архитекторы. И мы должны сделать все, чтобы им досталась хорошая страна и замечательное поле деятельности – архитектура. Задача таких фестивалей, как сегодня, – сделать мир красивым".

Подготовила Ольга Брянцева,

"Республиканская строительная газета"