Материалы

Смелый взгляд в будущее

ImageОколо 20 различных проектов представили на II Минском международном конкурсе молодых архитекторов «Леонардо-2007» брестские архитекторы. Среди них три дипломные работы выпускников Брестского государственного технического университета, которые на прошедшем недавно Международном конкурсе архитектуры в г. Вологде завоевали призовые места.

Дипломом II степени на вологодском форуме отмечен проект «Транспортный терминал в районе свободной экономической зоны «Брест» Павла Коняева.

Image

Преодоление расстояния в 1,5 тыс. км от Бреста до Москвы всего за полтора часа. Возможно ли такое? Фантастика! – скажете вы. Ведь сейчас такая поездка железнлдрожным транспортом занимает 14 часов.

Возможно! – смело утверждает молодой архитектор, выпускник строительного факультета Брестского государственного технического университета Павел Коняев. Сократить время в пути в десятки раз можно с помощью новейшей технической разработки – монорельсовой железной дороги, движение поездов на которой осуществяется на магнитной подушке. Подобные скоросные транспортные магистрали уже существуют в Германии, Японии, CША и Китае. Прототип монорельсового поезда передвигается из центра Москвы до аэропорта Шереметьево (расстояние в 47 км). Создание же вакуумной оболочки вокруг монорельсов позволит значительно увеличить их скорость.

Движение поездов на магнитной левитации происходит по монорельсу, в котором устроены шины, индуцирующие управляемое движущееся магнитное поле, способное выталкивать или поддерживать платформы-вагоны с большой загрузкой. Не обладая силой трения о поверхность, такие поезда развивают скорость до 535 км/час. Стендовые испытания их в вакуумном тоннеле показали, что железнодорожный состав может развить скорость наравне с самолетом. Но при этом впереди транспортного средства возникает воздушное уплотнение, сравнимое по плотности с упругой металлической пружиной. Для ликвидации такого явления Павел Коняев предлагает поместить транспортное средство в вакуумную оболочку, где вакуум образуется за счет откачки воздуха. В таком туннеле скорость транспортного средства не ограничивается. Однако в подобном случае к пассажирскому вагону предъявляются требования, как и к космическому кораблю. Поэтому в туннеле через определенное расстояние устанавливаются шлюзы для разделения вакуума и существующего воздушного пространства.

При подъезде к вокзалу поезд попадает в шлюзовую камеру, где в вакуумный тоннель подается воздух. Давление выравнивается. Двери открываются и из поезда выходят пассажиры. На их место заходят другие. Двери плотно закрываются. Поезд въезжает в тоннель. Шлюз закрывается. Из шлюзового тоннеля выкачивается воздух до минимального его содержания. Открывается шлюзовая камера, и поезд въезжает в вакуумный тоннель, где он бесшумно набирает огромную скорость.

Перемещение вагонов контролируемо и практически полностью безопасно, так как поезд обхватывает монорельс с обеих сторон.

Монорельсовая железная дорга на магнитной подушке, по мнению молодого бресткого архитектора, позволит многократно увеличить пропускную способность людских и грузовых потоков. Значительное сокращение времени пребывания в пути позволит привлекать рабочую силу из разных регионов планеты в те места, куда необходимо. Можно будет ежедневно ездить на работу за 800–1500 км. Ведь это расстояние преодолевается всего за час-полтора. Например, поездка из Бреста до Владивостока без промежуточных остановок займет немногим больше 4-х часов. Кроме этого, поезд на магнитной подушке выбрасывает углекислого газа, оксидов натрия и прочих вредных веществ ниже, чем в легковой автомобиль (в 112 раз), автобус (в 57 раз) и в современный железнодорожный состав (29 раз). Это значительно снизит экологическую нагрузку на атмосферу планеты и приостановит разрушение озонового слоя Земли.

Конечно, для разгона поездов до таких скоростей необходимо иметь колоссальный источник электроэнергии в момент набора скорости и дальнейшего передвижения, а также для поддержания вакуума в тоннеле. Для этого предполагается верхнюю часть оболочки трубы, в которой будет перемещаться поезд, покрыть солнечными батареями для восполнения экологически чистой электроэнергии. Кроме того, при торможении поезда часть затраченной электроэнергии опять же возвратится в электрическую цепь. Вакуумный тоннель имеет двойной монорельс для движения поездов в двух направлениях и располагается на высоте от 4,7 м до 12 м над уровнем земли, в зависимости от рельефа местности. По такой монорельсовой дороге могут перемещаться как пассажирские, так и грузовые потоки.

В проекте, представленном на республиканском конкурсе молодых архитекторов, Павел Коняев предлагает вариант транспортного терминала для приемки и отправки составов монорельсовой железной дороги на магнитной подушке. Разместить суперсовременное здание он планирует в районе свободной экономической зоны „Брест” рядом с деревней Новосады. Выбор площадки под перспективное строительство не случаен. Помимо развития современного промышленного производства в свободной экономической зоне и пролегающей рядом автотранспортной магистрали М1/Е-30 Брест – Минск – граница Российской Федерации, здесь проходит и водная магистраль – р. Мухавец. И если возродить древний торговый путь «из варяг в греки», то можно странам Балтийского моря воспользоваться услугами речного безопасного пути для самого дешевого перемещения своих грузов через реки Висла – Буг – Днепро-Бугский канал – Днепр в страны Черноморского бассейна. Далее этот путь может следовать в страны Средиземноморского бассейна. Или же через Азовское море – Дон – Волгодонский канал – Волгу в страны Каспийского моря.

Транспортный терминал включает в себя здание вокзала, объединяющее функции речного пассажирского порта, принимающего суда класса река-море, пассажирского монорельсового вокзала, принимающего поезда на магнитной левитации, автовокзала, способного одновременно принять большое количество прибывающих пассажиров и быстро их доставить автобусами до г. Бреста или же к ближайшим населенным пунктам. В состав терминала также входят речной грузовой порт, предназначенный для быстрой разгрузки и загрузки судов. Для нормального его функционирования небходимо создать инфраструктуру коммуникаций. Это система транспортных развязок, подъездных путей и дорог, связанных с существующими магистралями. Понадобятся новые мосты, транспортные площадки и стоянки, сети электро- и водоснабжения, канализации и очистки сточных и ливневых вод. Должна быть многоступенчатая система перехвата случайных выбросов в реку углеводородных и химических продуктов со складов и стоянок, речных причалов и парковок автотранспорта. Для обхода г. Бреста предлагается проложить канал немного севернее самого города, чтобы исключить нагрузку на реку Мухавец в черте города. Прямой канал сократит путь к реке Буг и далее – к Висле.

В перспективе транспортный терминал будет иметь сеть деловых центров, примыкающих по перефирии с перерастанием их в отдельные микро-сити со своими гипермаркетами и развлекательными центрами, привлекающими заинересованных потребителей.

Вокзальный комплекс рассчитан на прием и отправку пассажиров, пользующихся речными судами и поездами на магнитной левитации. Пассажиры речных судов, прибывающие с запада, попадают в зону таможенного оформления и перемещаются к поездам на магнитной левитации для продолжения пути в скоростном режиме к пункту назначения. Если их конечная цель г. Брест, то они могут воспользоваться услугами автомобильного транспорта от автобуса до автомобиля, взятого напрокат, или такси, поджидающих их на парковочных стоянках и по первому же сигналу подъезжающих к нижнему парковочному ярусу, где происходит посадка. Далее автотранспорт через систему развязок и мостов устремляется в нужном направлении. Пассажиры речных судов продолжат путь по реке Мухавец до слияния ее с Днепровско-Бугским каналом и далее по рекам Припять и Днепр могут плыть до самого Черного моря. Таким же образом речные суда от побережья Черного моря могут проплыть этот путь в обратном направлении. Пассажиры, следующие в северо-западном направлении, в вокзальном комплексе пройдут таможенное оформление документов и поплывут далее по рекам Буг и Висла до побережья Балтийского моря.

В вокзальном комплексе, несмотря на то, что два вокзала – речной и для поездов на магнитной левитации - расположены в одном здании, людские потоки организованны так, чтобы исключить их пересечение. Для этого разработаны такие мероприятия, как разделение потоков и направление их по пунктам назначения, по востребованности пассажирами того или иного вида транспорта. Предусмотрена сложная система эскалаторов и пандусов, переходных галерей и тоннелей, система быстрого эвакуационного удаления пассажиров при чрезвычайных ситуациях.

Для комфортного пребывания пассажиров в вокзальном комплексе сформированы и подобраны разнообразные типы помещений, способствующие временному размещению людей в трансформирующемся зале, где можно организовать просмотр концерта или кино, организовать питание в ресторане, кафе и барах в зависимости от потребностей и возможностей каждого человека. Здесь же возможно временное пребывание в отдельных залах небольших групп людей, их медицинское обслуживание.

Предусмотрено размещение матерей с малолетними детьми в случае возникновения проблем с их дальнейшим передвижением из-за сбоя графика прибытия необходимого транспортного средства и других непредвиденных обстоятельств. Здесь же оборудованы игровые комнаты для детей разных возрастов. При необходимости пассажиры могут получить ряд услуг по экспресс-ремонту и восстановлению поврежденной в пути одежды и обуви. В парикмахерских к их услугам опытные мастера.

Приобретение билетов планируется осуществлять по Интернету с мобильных телефонов посредством кодового набора на отдельных кассовых панелях. Все это позволит исключить столпотворение в длинных очередях. Деловая поездка или туристическая экскурсия будут приятными и не потребуют много времени на их оформление.

Для снятия нагрузки с пассажиров будут организованы багажные накопители-распределители ручной клади. Санитарно-гигиенические комнаты, включающие в себя туалеты, душевые, баню-сауну, комнаты гигиены сделают пребывание в пути более комфортным.

По мнению автора проекта, расположенный в выгодном географическом положении превый в Республике Беларусь транспортный терминал может способствовать развитию глобальных транспортных коммуникаций, которые дадут новый импульс в перемещении огромных людских и грузовых потоков, и сыграет значительную роль в сближении стран и континентов.

Подготовил Василий Карпинчик, г. Брест

"Республиканская строитльная газета"

Справка: Павел Коняев, 21 год. В 2007 году закончил строительный факультет Брестского государственного технического университета по специальности „архитектура”. Работает архитектором в творческой мастерской Василия Лохмицкого ОАО „Брестпроект”. Учится заочно в магистратуре Белорусского государственного университета транспорта в г. Гомеле. Участник различных международных выставок молодых архитекторов.