Год прорыва молодежной архитектуры

Год прорыва молодежной архитектуры Год прорыва молодежной архитектуры

Нынешний год, без сомнения, положил серьезное начало активному взаимодействию молодежных подразделений архитектурных сообществ Беларуси и России, открывая перед ними новые творческие горизонты.

Автор Елена Садовская, 14.12.2006

 

От выставки – к конгрессу

Впервые выставка работ архитектурной молодежи нашей страны прошла в Москве в выставочном зале Центрального дома архитектора с 25 по 28 октября. Она стала плодом совместных усилий Белорусского союза архитекторов и Союза московских архитекторов (СМА) и ответным шагом на состоявшуюся прошедшей весной в Минске выставку проектов молодого поколения зодчих российской столицы “Перспектива­2006”.

В белорусской экспозиции были представлены работы призеров 1‑го Минского международного конкурса творчества молодых архитекторов стран Центральной и Восточной Европы “Леонардо­2005” и проекты талантливых отечественных проектировщиков за последние два года.

Президент СМА Виктор Логвинов, выступая на церемонии открытия, отметил, что времена, когда “архитектура была задавленной профессией”, безвозвратно прошли. Сейчас она вступает “в другую, качественную область своего развития”. Переосмысление статуса архитектора и бурный рост строительного рынка многократно увеличивают возможности для творчества и созидания, и в этот период, по мнению Виктора Николаевича, “важно, чтобы мы продолжали обмениваться опытом, работами, делегациями”.

 Примечательно, что деятельность белорусского Клуба молодых архитекторов становится примером для подражания. Российские коллеги высоко оценили проведенный осенью прошлого года конкурс творчества молодых зодчих “Леонардо­2005”, который приобрел статус международного во многом благодаря организационной и спонсорской поддержке главного “идеологического наставника” молодых – Белорусского союза архитекторов.

– БСА занимает активную позицию по отношению к творческой молодежи и огромные силы тратит на то, чтобы вывести молодое поколение на международный уровень, обогатить его знаниями, опытом. Поэтому Cоюз архитекторов России поддержал идею о проведении в ближайшее время в Минске всех конкурсов начинающих зодчих постсоветского пространства, – говорит Андрей Кафтанов, член совета Международного союза архитекторов (МСА), президиума правления Союза архитекторов России. – Ни для кого не секрет, что прежде чем стать практикующим мастером, молодому специалисту надо целеустремленно подниматься по ступеням профессионального роста, не говоря уж о чисто психологическом преодолении возрастного ценза. Мало иметь хорошую школу за плечами, необходимо еще качественное образование, которое было бы востребованным и давало возможность (с учетом законодательства различных стран) работать за рубежом. Но даже если и придется творить “на экспорт”, то, как и большинству европейских архитекторов, создавать новое предстоит в уже сформированном, застроенном предшественниками окружении.

Год прорыва молодежной архитектуры

Как найти ту грань взаимодействия со старшими поколениями, которая помогла бы молодым архитекторам активнее войти в профессию? Этот и множество других вопросов, – продолжает Андрей Кафтанов, – будут рассматриваться на очередном международном архитектурном конгрессе, который пройдет летом 2008 г. в Турине. В целом он будет посвящен “передающейся архитектуре” – архитектуре вне государственных границ, вне поколений – и переосмыслению с учетом меняющихся мировоззрений, требований и задач уже сформированных пространств. Особое внимание Международный союз архитекторов, объединивший 1,3 миллиона зодчих из 120 стран мира, планирует уделить вовлечению архитектурной молодежи в творческий процесс, профессию. Поэтому стоит подумать о создании совместных команд из разных стран – Беларуси, России,

 

Франции, Италии, Америки и заранее, примерно за год, начать работу, а потом в пространстве Турина попробовать реализовать небольшие концептуальные объекты. Но это не значит, что итогом должна стать большая архитектура, важно уловить, о чем думает, переживает и какие проблемы пытается решить молодое поколение, – поясняет Андрей Витальевич. – Чем интересны работы начинающих архитекторов? Прежде всего нестандартностью, смелостью и радикальностью своих концепций.

По мнению Кафтанова, для молодых зодчих участие в конгрессе обернется практическим результатом – возможностью найти себе коллег во всем мире, с которыми можно разрабатывать совместные проекты и, что немаловажно, отстаивать собственное архитектурное видение.

Год прорыва молодежной архитектуры

Между тем первые шаги к реализации задумок уже сделаны: в 2006 г. МСА посвятил Всемирный день архитектуры теме “Города – магниты надежд”, а в интерпретации московской стороны она зазвучала как “Города – магниты надежд молодых архитекторов”.

– Последние пару­тройку лет возрождается молодежное единство, появилось некое поколение архитекторов, которое не ушло окончательно в коммерческое проектирование, – рассуждает Андрей Кафтанов. – Оно стремится к творческому общению и старается вместе делать что­то новое, интересное, достойное. На мой взгляд, начало века и, в особенности, 2006 год стали временем прорыва молодежной архитектуры. Новое поколение активно проводит свои концептуальные выставки, фотогалереи, устраивает тематические дискуссии. Тем самым воссоздается молодежное профессиональное братство, которое существовало в Союзе архитекторов СССР, но в 1990­х было утеряно. Приятно отметить, что новое поколение вновь обращается к творческому единению.

Разумеется, мы не преминули поинтересоваться, какие впечатления и оценки возникли у мэтров архитектуры после ознакомления с экспозицией работ белорусской творческой молодежи.

Год прорыва молодежной архитектуры

Виктор Логвинов:

– Мы идем параллельным путем и отрадно, что у белорусских архитекторов нет того провинциализма, которого, к сожалению, не лишены работы коллег из других постсоветских республик. Представленные проекты – европейская архитектура вполне высокого качества. Но в желании освоить все то, что Европа уже освоила и блестяще применила, есть, по­моему, некий изъян. На самом деле хотелось бы увидеть что­то такое, чего нет в Европе и что можно было бы идентифицировать как чисто белорусское явление.

Что касается конкретных работ, удачны проект мемориального комплекса и, как ни парадоксально, проект крытой гараж­стоянки. Из инженерных сооружений интересен проект пешеходного моста в Минске. В “проме” сейчас можно себя выразить, и в этом направлении есть не только интересные, но и первичные вещи, а не копирование наследия современной европейской архитектуры. Подобные работы радуют, в них видны ростки самобытности белорусской школы. Их нужно взращивать, холить и лелеять.

– В чем, по­вашему, сходство и различие современных белорусской и российской архитектурных школ?

– Все, что присутствует в Москве, есть и в Беларуси. Те направления, которые сегодня успешно развиваются у нас, – от любимой молодыми и не совсем относящейся к архитектуре инсталляции до художественного приема, выраженного игрой строгими геометрическими формами, – вижу и здесь. Отмечу, однако, что работы московских архитекторов более масштабны, концептуальны и претендуют на большую фантазию, что ли. У вас же наблюдаются некие прагматизм, сдержанность, вкусовые рамки, которые не дают развернуться воображению.

Когда создаешь новую эстетику, гораздо труднее достичь высокого качества. Идти по проторенному пути, взяв апробированные, популярные и модные приемы и что­то из них комбинируя, легче и проще. Тут и ошибки менее вероятны. Гораздо интереснее прокладывать дорогу собственным оригинальным идеям и инициативам, к чему я и призываю всех молодых белорусских и московских архитекторов.

– Чем может быть полезен белорусский опыт проектирования для московских архитекторов?

Андрей Кафтанов:

– Сложно сказать, чем конкретно полезен. Мне кажется, самоценно любое молодежное проявление, будь то реальный проект, концепция, высказанная не вербально, а на бумаге, или акция, подобная этой выставке и способная объединить архитекторов. Наши культуры, архитектурное наследие XX века очень близки, поэтому нам крайне важно видеть, что и как происходит в Беларуси в течение последних 15 лет, когда мы не вместе. Наверняка и белорусским архитекторам, приехавшим в российскую столицу, интересно посмотреть на панораму московского зодчества. Тем более, что здесь произошли огромные изменения.

На фестивалях, крупных выставках мы в основном видим то, что делают уже знаменитые архитекторы Беларуси, а сдвиги именно в молодежном видении и формировании нового поколения – вот это, мне кажется, самая главная на таких встречах цель.

Багаж впечатлений

Ничто так не способствует формированию объективной оценки собственных возможностей, как знакомство с работами коллег, отличными по образу мышления и форме подачи, деловые и творческие контакты с ними. Прекрасно понимая это, принимающая сторона помимо экспозиционной части и ряда тематических семинаров наполнила программу пребывания белорусских гостей серией выездных мероприятий.

Click to see real sizeДелегация Клуба молодых архитекторов БСА, например, посетила проектные мастерские известных московских архитекторов – Николая Лызлова, Сергея Скуратова, Дмитрия Александрова, архитектурной группы “ДНК”. К слову, в каждой из них как минимум половину штата составляют молодые специалисты. Известно, что строительная практика Москвы основывается сегодня на трех архитектурно­градостроительных приоритетах – жилищных, офисных и торгово­развлекательных объектах. Названные проектные бюро, работая в большей или меньшей степени в каждом из направлений, поделились с коллегами собственными идеями и подходами не только к проектированию разных зданий, но и к их конкретной реализации.

Взглянуть, насколько практическое воплощение совпало с первоначальным творческим замыслом, белорусов отвезли в один из престижных жилых кварталов Москвы – Остоженку. Здесь возведен ряд объектов Сергея Скуратова и, в частности, самый известный его жилой комплекс класса “люкс” – Copper House, прозванный в народе “медным домом” за нетривиальное фасадное решение с облицовкой патинированной медью.

Click to see real sizeНельзя было не посетить и самую масштабную на сегодняшний день в российской столице стройку – Московский международный деловой центр “Москва­Сити”. Крупнейший, если не в Европе, то в России точно, инвестиционный проект включает 15 высотных офисных, торговых и гостиничных комплексов с новым форматом элитного жилья – апартаментами. Под строительство отдано около 100 га территории, расположенной на Краснопресненской набережной. Согласно проекту, Москва­Сити станет новым административно­деловым и культурным ядром российской столицы и в отличие, например, от схожего по функциям района Дефанс в Париже будет “жить” круглосуточно.

Главным высотным акцентом ММДЦ является многофункциональный офисно­рекреационный комплекс “Федерация”, состоящий из двух объединенных стилобатной частью башен: “Запад” – высотой 242 м (63 этажа) и “Восток” – 354 м (93 этажа). Со шпилем, где разместятся 4 панорамных лифта, высота сооружения достигнет 448 м, и оно станет самым высоким зданием в Европе. Проект известных архитекторов Питера Швегера и Сергея Чобана реализует дочерняя компания корпорации Mirax Group – ЗАО “Миракс­Сити”, которая при возведении комплекса “Федерация” впервые в российской строительной практике применяет новейшие технологии высотного домостроения, в частности метод гидравлической опалубки. Он позволяет возводить здание со скоростью 4 этажа в месяц.

Click to see real sizeОсобой строкой в программе пребывания белорусов в Москве стали экскурсии в реконструируемые промышленные зоны. Сейчас в Белокаменной наметилась устойчивая тенденция преобразования расположенных в черте города территорий и построек старых промышленных предприятий в популярные экспозиционные площадки. Такими после “проектной реновации” предстали газгольдер на заводе “Арма” – памятнике промышленной архитектуры XIX в., где сегодня находятся и, главное, активно используются выставочные павильоны “Якут Галереи”; организованный по принципу арт­кластера и собравший под своей крышей известных архитекторов, дизайнеров, художников и продавцов мебели центр дизайна ArtPlay в здании основанной в 1905 г. шелковой фабрики “Красная роза”; комплекс промышленных построек XIX в. – московского винного комбината, на территории которого ведутся строительные работы по созданию центра современного искусства, и пр.

Интерьеры всех “воскрешенных” объектов, как заявляют авторы проектов, в основном “выдержаны в лучших традициях арт­конверсии” и отличаются функциональной простотой и брутальностью неоштукатуренного бетона.

Вместо послесловия

Click to see real sizeМосква – центростремительный динамичный город, заряжающий своей энергетикой не только живущих в нем людей, но и тех, кто подобно белорусским участникам выставки Клуба молодых архитекторов на несколько дней окунулся в лавину пульсирующей жизни российской столицы. Не удивительно, что большинству проектов московских зодчих присущи размах, стремительность, экспрессия, необузданный креатив, наконец.

Видимо, под впечатлением от увиденного, а может, так было задумано, оргкомитет Клуба молодых архитекторов объявил в Москве о намерении организовать 2­й международный конкурс творчества молодых проектировщиков “Леонардо­2007”, пригласив новых друзей к участию в нем. По замыслу, мероприятие пройдет в Минске в преддверии Международного дня архитектуры.

Но это в перспективе. А пока действующая выставка Клуба молодых архитекторов из гостеприимной Москвы отправилась во Флоренцию, где усилиями БСА, Архитектурного совета стран Центральной и Восточной Европы и итальянского фонда им. Ромуальдо дель Бьянко в последних числах ноября прошла конференция “Пути архитектуры в третьем тысячелетии”. Из солнечной Италии экспозиция переедет в Брест, где будет выставлена в стенах Брестпроекта.