СОБЫТИЕ ГОДА

Событие, о котором пойдет речь в статье, явилось, по отзывам многих гостей и участников по-своему, уникальным в профессиональной жизни молодых архитекторов. Аналогичных мероприятий по статусу и тематической направленности в странах Центральной и Восточной Европы сегодня практически не проводится. Это был международный конкурс работ молодых архитекторов, проходивший в Минске с 29 сентября по 1 октября 2005 года. Решение о его проведении принималось в 2004 году на очередном заседании Координационного совета Международной ассоциации союзов архитекторов(МАСА) в Бишкеке. Главным инициатором конкурса выступил: Клуб молодых архитекторов Белорусского союза архитекторов (КМА БСА), Большую помощь и поддержку оказали международные организации: МАСА. АССЕЕ, Итальянский фонд Ромуальдо дель Бианко, а так же официальные госструктуры Беларуси: Мингорисполком и Министерство архитектуры и строительства.

 

Чем же примечательно это событие и какую практическую пользу оно имело для молодых архитекторов? Переходя к более подробному описанию конкурса, его задач, выставленных проектов, хотелось бы дать краткую историческую справку… Как уже говорилось, главным вдохновителем и «мотором» всего процесса выступил Клуб молодых архитекторов, образованный в 2003 году при Белорусском Союзе Архитекторов. Принять участие в его деятельности, сегодня может любой дипломированный архитектор, не старше 35 лет. За 2 года существования, сформировалась слаженная команда, которая , совместно с руководством Союза, задумывает и проводит все мероприятия. Основная цель появления такого клуба - создать объединение, предоставляющее возможность молодым демонстрировать свое творчество, современные подходы в проектировании, обмениваться информацией и опытом, а также налаживать профессиональные контакты. Все это достигается, путем организации фестивалей, выставок, интернет-форумов, встреч с ведущими белорусскими и зарубежными зодчими. Аналогичные задачи ставились и перед конкурсом «Леонардо 2005» -необходимо было создать условия для общения, предоставить возможность каждому увидеть уровень своих коллег из соседних государств. Кроме Беларуси, было восемь стран-участниц: Сербия, Словения, Македония, Россия ,Украина Узбекистан, Киргизия, Казахстан.
Открытие состоялось в одной из главных выставочных галерей Минска – «Дворце Искусств». Присутствие необычайно большого для белорусской столицы числа посетителей и участников, зарубежных гостей, представителей различных СМИ, а так же первых лиц правительства страны , позволило предать конкурсу статус значительного события в культурной жизни страны. Программа конкурса была рассчитана на 4 дня, и получилась достаточно насыщенной. Основу мероприятия составляла выставка архитектурных проектов, а так же произведений молодых скульпторов, демонстрирующие новые подходы к созданию современных арт-объектов, вписанных в архитектурную среду. Над оценкой представленных материалов работало международное жюри, в следущем составе: Серго Сутягин (председатель жюри, СА Узбекистана), Петер Арсич (Президент СА Сербии), Гаджимурад Шугаев (Главный редактор журнала «АСД» ( Россия), заслуженный архитектор Азербайджана), Томаш Канцлер (Президент СА Словении), Марек Будзинский (Польша), Галина Полянская и Виктор Карака из Беларуси, а также представитель оргкомитета КМА Татьяна Лепешкина. Были отобраны наиболее удачные в различных номинациях работы и награждены специальными дипломами и призами. Главными критериями оценки, судя по отмеченным работам, в первую очередь выступали яркость и нестандартность идеи, а так же, соответствие проектов современным тенденциям в архитектуре. Одновременно с выставкой молодых устраивалась персональная экспозиция знаменитого польского зодчего Марека Будзинского.
А теперь несколько слов непосредственно о самом конкурсе, с кратким описанием победивших проектов: Всего выставлялось более 200 работ (130 участников) . Конкурс предусматривал два тематических раздела: Проекты и постройки, в каждом из которых, было одинаковое число номинаций. Рейтинг номинантов определился в следующей последовательности:
Обладателем гран-при ( поездка во Флоренцию) за лучший реализованный объект стал “Городской зал в г. Горишница” (Словения) , (Town Hall with multi-purpose auditorium in Gorisnica, Slovenia.).Авторы: Матея Поцайт (Mateja Pocajt), Моника Кленовшек Мусил (Manica Klenovsek Musil).
Объект расположен на центральной площади небольшого словенского городка и включает в себя административные помещения городского самоуправления, многофункциональную аудиторию, а также помещения общественного обслуживания на первом этаже. Кроме того, здание объединено с соседним корпусом школы подземным коридором. Если попытаться охарактеризовать стиль постройки, то это функциональная, минималистичная архитектура, с активными цветовыми решениями, которая будоражит и наполняет новым звучанием тихую жизнь провинциального городка. Радует, что подобный объект может быть реализован в бывшей соцстране. На самом деле, даже сегодня, сложно представить в таком стиле построенное здание сельсовета или дома культуры где-нибудь на просторах СНГ.
Гран-при за лучший проект (поездка в Грецию) получили архитекторы из Минска, за “Мемориальный комплекс “Тростенец” (Беларусь) . Авторы: Андрей Зайцев, Глеб Наседкин, Дмитрий Соколов, скульптор Александр Прохоров (Минск).
Проект выполнен на конкурс, проведённый Мингорисполкомом в 2004 году, и отмечен в числе четырёх победителей. Он обозначает место под Минском, где во времена Великой Отечественной войны находился один из крупнейших в Европе лагерей смерти. Основной идеей проекта является формирование документального пространства с минимальным выражением авторских архитектурных предпочтений. Масштаб объекта призван соответствовать масштабу трагедии, которую он должен увековечить.
Тройку лидеров замыкала своеобразная интерпретация Дефанса в Париже —проект “Новый алфавит Белграда” (Сербия). Авторы: Александра Раонич, Анна Микич, Игорь Павлович.
Четвертым в списке победителей шел проект белорусского архитектора Андрея Хворика “Пешеходный мост в парке городского значения в г. Минске”. Пешеходный мост через канал Слепянской водной системы является одним из главных входов в парк со стороны метро «Восток» и здания строящейся Национальной библиотеки. Пешеходный мост является началом главного волнообразного пешеходного променада, пронизывающего всю территорию парка. Применение вантовой схемы обусловлено необходимостью создания легкого и яркого архитектурного образа на ответственном градостроительном участке, а также возможностью перекрыть 45-метровый пролет через набережные канала.
6 дипломов МАСА присуждено участникам конкурса из Санкт-Петербурга, Москвы, Минска, Казахстана и Узбекистана.
Многие проекты были выполнены молодыми архитекторами, работающими в различных проектных организациях, в составе крупных коллективов . Так же было представлено немало персональных, авторских работ, творчество частных мастерских, руководителями которых, являются молодые архитекторы, Поэтому, по условиям конкурса, требовалось указывать степень своего участия в проекте. Следует сказать, что многие из проектов, были выполнены на хорошем современном уровне. Встречались очень оригинальные и необычные задумки. Однако, с воплощением их в жизнь, дела обстоят не столь радужно: достаточно мало достойных реализованных объектов. Причины, тут видимо, общие для наших стран: несовершенство экономических условий, устаревшая нормативная база, сложная процедура согласований, неразвитость строительного комплекса. Хотя, наверное, молодым везде непросто получить крупные заказы, которые имеют шансы на быструю реализацию. Безусловно, на выставке, хотелось бы видеть больше работ наших коллег из западных стран, в которых зарождаются новые тенденции, и впоследствии приходят к нам. Вместе с тем, прошедший форум, предоставлял реальную возможность расширить свой кругозор, пообщаться, заявить о себе.
Немало внимания было уделено «раскрутке» данного события в СМИ: в течении недели, по основным ТВ-каналам транслировались ролики новостей и телепередачи, посвященные конкурсу «Леонардо», участникам и их проектам. Хотелось создать определенный информационный фон, привлечь общественное внимание к актуальным вопросам современной архитектуры, к особенностям нашей профессии. Ведь , к сожалению, не так часто, архитектору, тем более молодому, удается быть услышанным и увиденным, тем более, в прямом телеэфире. Над созданием такой возможности тоже пришлось немного потрудиться организаторам.
Отдельным блоком в программе конкурса шли мастер-классы. Идея заключалась в том, чтобы представить всем желающим возможность увидеть творчество и пообщаться с одними из ведущих архитекторов России, Беларуси, Польши – трех стран, имеющих общую историю и общие границы. Каждый мастер-класс был по-своему интересен и полезен:
Борис Школьников – белорусский архитектор, которому удается реализовывать свои, достаточно смелые и новаторские объекты в Беларуси. Его мастерская так же занимается разработкой проектов для зарубежных заказчиков.
Марек Будзинский (Польша) – автор таких зданий, как суд и национальная библиотека в Варшаве . Так же, является разработчиком урбанистических проектов и культовых построек. Большое внимание уделяет экологическим аспектам в архитектуре. Многих поразило, что его проектные предложения часто выполняются не в компьютерной, а в ручной графике, причем очень качественной.
Сергей Киселев – московский архитектор, руководитель ООО « С.Киселев и партнеры» - одного из ведущих частных архитектурных бюро в России. Он демонстрировал последние проекты мастерской, причем , многие из которых выполнены в виде компьютерной анимации. Киселев создает современную, «прагматичную» архитектуру, которую, по его словам, не всегда удается легко согласовать в Москве, из-за наличия огромного числа стилевых, высотных и иных ограничений.
Еще один, известный российский архитектор Андрей Чернихов - рассказывал о деятельности фонда, носящего имя Якова Чернихова - архитектора, художника и мыслителя, одного из знаменитых представителей советского авангарда. Фонд планирует ряд проектов, которые могут быть интересны молодым архитекторам.
В рамках "Леонардо 2005" также состоялась конференция "Новые пути в архитектуре", кроме этого в программе конкура было запланировано несколько экскурсий для участников: Первая, по историческому центру и современным объектам Минска. Впечатления – просторный и гармоничный город , обладающий близким человеку масштабом улиц, площадей , зданий и одновременно, имеющий столичный размах, хорошо продуманный с градостроительной точки зрения, с обилием зеленых и водных пространств, столь притягательных для современного человека. Эти безусловные преимущества, заложенные в 50-70 годах, так же, как и немногочисленные уголки, чудом сохранившейся после войны исторической застройки, поддерживаются и развиваются сегодня. Минск производит впечатление аккуратного европейского города, порой, достаточно консервативного в архитектурном отношении. Не очень много современных построек, оригинально решенных общественных пространств, смелых экспериментов в области формы и цвета.
Отдельный день, был выделен на посещение исторических белорусских мест – города Мира (Мирский замок).и города Несвижа (дворцово-парковый комплекс Радзивиллов ) . Архитектура эпохи готики и барокко создает какой-то свой, неповторимый дух этих маленьких городков, который не смогла «убить» даже массовая застройка 60-70 годов XX века.
В субботу, 1-го октября состоялось торжественное закрытие конкурса. После вручения наград, началась развлекательная часть вечера. На следующий день гости разъезжались по домам. 4 дня пролетели как-то незаметно, переполненные событиями, встречами и впечатлениями. Оказалось, полезно вырваться из привычного ритма профессиональной жизни, пообщаться со своими зарубежными коллегами. Возможно, общие периоды в нашей истории, схожие сегодняшние проблемы, позволяют довольно быстро всем находить общий язык и завязывать дружеские отношения на будущее.

Статья для журнала «А.С.С.».(Киев)