LEONARDO 2019 ФЕСТИВАЛЬ АРХИТЕКТУРНАЯ ОСЕНЬ
Архитектору Георгию Сысоеву 100

Имена-легенды

Зодчий с даром художника

Поводом для этой прогулки по Минску стало 100-летие со дня рождения одного из корифеев белоруской архитектуры Георгия Сысоева, которое отмечается 17 октября. Мастера нет с нами  почти 10 лет. Зато на виду здания, построенные по его проектам. Вместе с сыном Александром и невесткой Ольгой вспоминаем зодчего и его работы.

Георгий Сысоев – заслуженный архитектор БССР. Удостоен Государственной премии республики за архитектурный ансамбль Ленинского проспекта (ныне пр. Независимости), премии Совета Министров СССР за проектирование и строительство крупнопанельных жилых домов новых серий в Минске. Он был одним из авторов мемориального комплекса «Брестская крепость-герой». Руководил архитектурными мастерскими в Белгоспроекте, Минскпроекте, был главным архитектором институтов Белгипроторг и Минскпроект. Отдал профессии 40 лет. Стал родоначальником целой династии: его сын, невестка и внучка – тоже архитекторы.

…И появилась радуга

Георгий Васильевич родом из Вологды. Отец – художник, мать - музыкальный педагог. Если дальше углубляться в родословную, можно узнать о голландских корнях будущего зодчего. 

 - Он из поколения людей, чья юность пришлась на 1937 год. Как многие ровесники, рано остался без родителей, их арестовали, - рассказывает Александр Георгиевич. – Самостоятельно закончил школу, поступил на архитектурный факультет. Летом 1941 года был на практике в Подмосковье, откуда и ушел добровольцем на фронт. После войны окончил Академию художеств в Ленинграде, а через 3 года был приглашен на работу в Минск.

Первой работой Сысоева в белорусской столице стал проект кинотеатра «Радуга», построенного в начале 1950-х в парке Челюскинцев. Этого здания давно не существует, но фото сохранилось. Резная ажурная отделка деревянного фасада напоминает вологодское кружево. Ничего удивительного, учитывая, откуда родом автор. Глядя на  снимок, понимаешь, что здание было колоритно.

Кстати, входная колоннада в Ботанический сад и арка парка Челюскинцев напротив бульвара Толбухина – также одни из первых проектов Георгия Васильевича в Минске. Арку входа в парк Челюскинцев в начале 2000 годов запроектировали другие архитекторы по эскизам Сысоева.

Так получилось, что почти все объекты мастера располагаются вдоль или вблизи главного проспекта города. Это не случайно. Сысоева назначили руководителем коллектива проектировщиков второй очереди застройки проспекта. Ему пришлось не только определять общую стратегию, но и проектировать отдельные здания.

Удивили иностранцев

- Нашу прогулку можно начать с площади Независимости, где отец в соавторстве с Сергеем Мусинским запроектировал здание Мингорисполкома и корпус гостиницы «Минск», выходящий своим фасадом на сквер возле Красного костела, - рассказывает Александр Сысоев. - Здание горисполкома появилось в 1963 году и стало в то время образцом современной архитектуры. Рассказывали, что оно произвело сильное впечатление на приехавшую тогда в Минск немецкую делегацию.

А мне хочется добавить, что спустя более полувека этот объект выглядит органично и достойно, соответствуя духу застройки всей площади.

С этим местом связан еще один интересный факт, имеющий отношение к Георгию Сысоеву.

- Когда обсуждался возможный снос Красного костела под строительство широкоформатного кинотеатра, отец вместе с коллегами из Минскпроекта выступил в защиту исторического здания. Костел удалось отстоять.

Дом с «Батлейкой» и башня БНТУ

Прогулку продолжаемся вдоль пр.Независимости. Жилой дом возле кинотеатра «Октябрь» (ул. Б. Хмельницкого, 2) также запроектирован Георгием Васильевичем. В Советское время объект был хорошо известен своим кафе «Батлейка», расположенном на 1 этаже. Еще одна работа мастера - общежитие БНТУ на пр. Независимости, 61. Это здание ни с чем не спутаешь, его украшает башенка, она как ориентир и акцент застройки университетского городка. Главный учебный корпус возвели до войны, но при проектировании общежития был сохранен тот же архитектурный стиль. Еще не наступил период борьбы с архитектурными излишествами, потому зодчие могли себе позволить декор на фасадах, колонны, лепнину. Но все же кое-что упростили.

- Отец рассказывал, что  здание должна была украшать тематическая скульптура, но она так и не появилась, - вспоминает Александр Георгиевич.

Жить в красивом

Жилые дома по четной стороне проспекта Независимости от ул. Сурганова до площади Калинина, а также дом с магазином «1000 мелочей»  - тоже работы Сысоева. Здесь застройка  более лаконичная, в отличие от начального отрезка проспекта от пл. Независимости.

- Несмотря на действующее в тот момент требования по минимализму в архитектуре, авторы нашли детали, которые сделали фасады отличимыми, пластичными, объемными, - делится мнением Ольга Сысоева. – Кстати, Георгию Васильевичу пришлась по душе рекламная конструкция на крыше дома у входа в Ботанический сад. Он считал, что она стала удачным завершением облика здания. К сожалению, капитальный ремонт с тепловой модернизацией впоследствии изменил дом визуально, упростил фасад и лишил его первоначальной пластики.

Сродни искусству

В начале 1970-х Георгий Сысоев возглавил мастерскую панельного домостроения Минскпроекта. Чтобы индустриальное жилье сделать особенным, эстетичным, он пригласил в творческий коллектив мастерской художников, которые разрабатывали отдельные детали для домов массовых серий. В результате экраны лоджий приобрели различные рельефы, получили декоративное оформление входы в подъезды, появились ажурные решетки лестничных клеток и малые архитектурные формы для благоустройства жилой среды.

Вершиной коллективного труда стал комплекс домов микрорайона Восток-1. Прошло более 40 лет с момента его строительства, а дома с мозаикой до сих пор остаются своего рода эталоном художественных возможностей массовой застройки. Много написано о том, как они создавались. О не доживших до наших дней зеленых садах на крышах. О монументальных мозаиках Александра Кищенко. Сегодня вряд ли в городе может появиться нечто подобное, разве что муралы на стенах. Кстати, художественное оформление домов на Востоке-1 стоило почти столько же, сколько возведение самих зданий. Поэтому Георгию Сысоеву пришлось приложить весь дар убеждения, чтобы отстоять перед чиновниками авторские задумки.

…Наша прогулка завершается на ул. Берестянской у домов 17 и 24, которые запроектировал Георгий Сысоев. В одном из них он жил долгое время.

- В момент строительства это были самые высокие жилые дома города – в 11 этажей, да еще стоящие на горке, которая сама по себе сравнима с 5-этажкой, - делится Александр Георгиевич. -  Отличались они большими окнами квартир, а остекленные лестничные клетки выглядели как две темные вертикали на светлом фасаде, что придавало выразительности зданию, которое завершала необычная конструкция-волна на крыше. Ее придумали, чтобы сделать дополнительный противопожарный выход, связывающий два подъезда. Получилось красиво. К сожалению, недавняя тепловая модернизация и изменение оконных проемов в одном из домов нарушила его облик. Исчезли темные вертикали на фасаде, здание стало выглядеть проще. А вот вид из окон по-прежнему открывается удивительный. Отец очень любил смотреть на свой город. И видел в любимой работе смысл жизни, все остальное уходило на второй план.

Ольга Жарина

МИНСК-НОВОСТИ