«ЛЕОНАРДО 2023» XV Национальный фестиваль архитектуры
Архитектурно-дизайнерская концепция коливинга (как ответ на проблемы городского одиночества)

Анна Литвинова, Елизавета Широчина

Город, бывает, место одинокое, и, если признать это, становится ясно, что одиночество совсем не обязательно физическое уединение: это отсутствие или скудность связи, сплоченности, родства, невозможность по тем или иным причинам обрести всю необходимую близость.

Оливия Лэнг. «Одинокий город»

Современный город и «прекрасен», и «ужасен» одновременно. В нем можно найти суперсовременные здания и комплексы, завораживающие своим архитектурным образом, привлекающие благоустроенными общественными пространствами, наполненными интерактивными «штучками». Кажется, в XXI в., благодаря развитию современных технологий, могут реализоваться любые идеи архитекторов, дизайнеров. И так происходит не только в виртуальных проектах, но и в реальной практике. Однако в то же время город все больше и больше разобщает людей. Исчезают сомасштабные человеку пространства, наполненные бурлящей повседневной жизнью, будь то улица, площадь, двор. Исчезает ощущение собственника, т. е. принадлежности города жителю этого Места. Современные урбанизированные пространства и их жители все больше и больше начинают существовать параллельно, пересекаясь от случая к случаю. Хотя современная урбанистика выдвигает совсем другие манифесты, в которых превалирует концепт «город для жизни». Вопрос: а для чьей жизни, для кого? И мы вынуждены по-прежнему искать на него ответ. Каким должен быть город, его районы, его здания, чтобы человеку было комфортно на всех уровнях его бытия? Как ему помочь, используя современные градостроительные, архитектурные, дизайнерские концепции, технологии, современное мировоззрение и философию при создании среды для его жизнедеятельности, чтобы он почувствовал себя в этих городских пространствах не случайным горожанином, а полноценным жителем, для которого все и создается? Как решить извечную дилемму «я» и «мы», найти компромисс между личным и общественным в контексте все большей урбанизации поселений?

Мы видим, что перекосы в стоимости земли и фрагментарная застройка часто приводят к потере общих пространств и ранее существовавших сообществ. Налицо стремление к застройке любого свободного участка отдельными жилыми домами или комплексами, возведение в существовавших кварталах с «человеческим лицом» жилых комплексов и районов со «странными» названиями, чаще всего вызывающих ощущение, что ты их ранее уже где-то видел. Понятно стремление участников этого процесса быстрее удовлетворить спрос на жилье. Но зачастую по-прежнему сохраняются плохое транспортное сообщение и нехватка машиномест, непродуманность общественных пространств, которые изначально отторгают желание в них находиться и общаться.

Нет пока и полноценных ответов на проблему арендного жилья, рассчитанного на группы людей, постоянно меняющих свое место жительства, — будь то студент, приехавший в новый город, молодой специалист или эмигрант. Такие люди заинтересованы в долгосрочной аренде собственного жилья. Отсутствие гибкости и разнообразия на рынке недвижимости негативно сказывается на возможностях и образе жизни таких людей. Мировое сообщество, столкнувшееся с аналогичными проблемами, предлагает их решение в виде формата совместного проживания.

Люди по своей природе являются социальными существами, и это может быть связано с тем, что в глубине души мы понимаем, что безопасность в количестве. Доктор философии, директор научного центра Greater Good в Калифорнийском университете Эмилиана Симон-Томас рассказала NBC News, что исследования в области биологии, неврологии и психологии показали: наши тела в буквальном смысле работают лучше, когда мы не изолированы.

Вот все эти размышления и стали отправной точкой для выбора темы дипломного проекта Елизаветы Широчиной, выпускницы кафедры «Дизайн архитектурной среды» БНТУ, а потом ее реализации под руководством заведующей кафедрой А. А. Литвиновой.

Рис. 1 - Презентация диплома

Мы не претендуем на то, что решения, предложенные в дипломном проекте «Архитектурно-дизайнерская концепция коливинга (как ответ на проблемы городского одиночества)» — панацея от всех вышеперечисленных бед. Это действительно просто попытка ответить на проблему городского одиночества.

В ходе работы над дипломным проектом были выделены основные проблемы современного жилого сектора.

  • Одиночество. Одиночество – это убийца. Его воздействие на наше здоровье сравнимо с влиянием выкуривания 15 сигарет в день, что сокращает среднюю продолжительность жизни на восемь лет. Оно опережает ожирение как одну из самых серьезных проблем здравоохранения нашей эпохи. И нигде оно так не распространено, как в городской среде.
  • Однообразие типологий жилья. Становится все сложнее отличить один жилой комплекс от другого, свой дом от рядом стоящего. Понятия соседства и взаимопомощи в современных домах постепенно исчезают.
  • Рост численности населения. Эта проблема характерна и для Минска, и для области. Население продолжает расти за счет притока людей со всех уголков Беларуси.
  • Экологические и экономические проблемы. Современные дома редко отвечают стандартам устойчивости. Неразумное потребление приводит к финансовым перерасходам, что экономически невыгодно для жильцов.
  • Covid-19. Социальная изоляция пагубно сказалась на психоэмоциональном состоянии огромного количества людей, указала на существующие недочеты сформировавшейся модели жизни. У большинства людей, перешедших на удаленную работу, возник запрос на дополнительное рабочее пространство.

Колливинг – это что-то новое, неизведанное или хорошо забытое старое?

Коливинг (англ. co-living совместная жизнь, совместное проживание) — форма совместного проживания группы людей, как правило, связанных общими интересами, в течение длительного периода времени. В данном случае потребитель получает свою индивидуальную комнату и доступ к пространствам общего пользования. Коливинги могут включать не только пространство проживания, но и ряд других сервисов, например коворкинг. В арендную плату сразу включены коммунальные расходы, уборка, доступ к различным функциям.

Рассматривая концепты, проекты указанного формата, можно сделать вывод, что, независимо от используемой модели, совместные жилищные проекты имеют несколько общих черт. Основное внимание уделяется совместному проживанию и созданию сообщества. В частности, в них присутствует сочетание частного и общего пространства, происходит совместное использование ресурсов и оборудования, а жители принимают более активное участие в воплощении общего видения в жизнь. Они могут участвовать в проектировании, стратегии финансирования, развитии и текущем управлении сообществом после заселения, – хотя уровень участия и порядок управления будут варьироваться от проекта к проекту. Многие проекты специально включают элементы дизайна для поощрения случайного социального взаимодействия.

Сегодня философия коливинга перемежается с развивающейся экономикой совместного проживания. Мы наблюдаем уход общества от потребительского подхода и переход к принципу «равный – равному». А с появлением интернета люди как никогда легко находят необходимые им активы непосредственно друг у друга. Таким образом, современные сообщества коливингов являются проявлением нового культурного движения еще и к совместному использованию ресурсов.

Историческая справка. Просмотреть цепочку развития концепции совместного проживания можно еще начиная с эпохи палеолита. Кочевники и земледельцы предпочитали жить вместе в больших коммунах, они полагались друг на друга во всем: начиная с объединения пищевых ресурсов и защиты от хищников, заканчивая обменом информации и укреплением социальных связей. В Средние века в большинстве капитальных жилищ осуществлялись различные виды деятельности, в домах обитало множество людей, включая членов семьи, родственников, работников, слуг и гостей. Их образ жизни был в значительной мере коммунальным. Промышленная революция стала переломным моментом в истории, полностью изменив повседневный быт людей. Она создала высокий спрос на дома, расположенные близко к местам работы, а также полностью изменила глобальный экономический ландшафт, что привело к популяризации нуклеарной семьи. Утопии XIX в. (Шарль Фурье, Томас Мор, Роберт Оуэн, Карл Йонас Лав Альмквист) развивали идею совместного проживания не только в теоретических опусах, но и в постройках. В XX в. практика совместного проживания снова начинает возрождаться в разных точках земного шара: в Дании возникают дома с центральными кухнями, где идея заключалась, скорее, в экономии средств и упрощении работы горничных, затем в 1970-х гг. зарождается движение кохаузинга, где группы семей проживали в домах, которые окружали общие пространства; в Америке появляются дома-интернаты, чаще всего принадлежавшие семьям, дети которых покидали дом в подростковом возрасте, стремясь к независимости, а родители начинали сдавать пустующие комнаты постояльцам; в Израиле люди живут вместе в поселениях – кибуцы с 1900-х годов; дома-коммуны – яркое архитектурное и социальное явление 1920-х – начала 1930-х годов, ставшее воплощением пролетарской идеи «общественного быта», одно из проявлений эпохи советского авангарда. Однако самым главным прототипом современного понятия коливинг можно назвать дома айти, которые начали появляться в Сан-Франциско в 2000-х годах. Они вмещали команды компьютерных инженеров, которые жили и работали вместе, создавая технологические стартапы.

Вербальная концепция диплома строилась на понимании, что коливинг – это больше, чем просто социальный эксперимент. Данная типология охватывает весь спектр институтов, влияющих на жизнь человека:

  • Социальный аспект. Жилище широко признано  социальным фактором, определяющим качество нашего здоровья. На состояние здоровья влияют доступность жилья, стабильность, качество и эмоциональная связь с жильем, а также физические и социальные характеристики районов. Опыт показывает, что совместное проживание уменьшает чувство одиночества и увеличивает воспринимаемое благополучие среди пожилых людей в сравнении с одиночным проживанием.
  • Экономический аспект. В исследованиях было обнаружено, что ежемесячные платежи в схемах коливинга, часто включающие стоимость коммунальных услуг и уборки, выгодно отличаются от уровней арендной платы.
  • Экологический аспект. Несмотря на то что большинство таких сообществ не являются сертифицированными зелеными зданиями, исследования показывают, что сообщества коливингов могут превосходить зеленые здания по экологическим показателям. Видимо, это связано со структурой управления и культурой совместного потребления, а не с технологическими инновациями.
  • Институт управления. Идея о том, что технологии решат сложные и системные проблемы, такие как изменение климата, бедность, жилищный кризис или здравоохранение, мягко говоря, упрощена. Нам необходимы радикальные изменения в том, как мы живем, и проектирование для обеспечения экологической и социальной устойчивости не может заключаться только в применении новых технологий к существующим моделям жизни. Нам необходимо поддерживать такие модели жизни, которые могут как улучшить наше реальное благосостояние, так и снизить материальные требования к планете.

До сих пор подходы к умному городу во всем мире были связаны с процессами «сверху вниз» с упором на новые технологии. Люди, живущие в таких городах, часто лишены возможности принимать значимое участие в процессе планирования, который впоследствии влияет на их жизнь. Новая модель проектирования, развития и управления при правильном подходе может способствовать созданию города «снизу вверх». По итогу конечной целью строительства жилых комплексов с упором на концепцию совместного проживания может стать создание устойчивых городов.

В то же время существуют некоторые потенциальные конфликты, которые могут возникнуть в случае строительства коливинга в Беларуси, и один из них – малая осведомленность людей о его концепции. Дело в том, что совместное жилье охватывает очень широкий спектр жилищных систем различных размеров, для разных возрастов и демографических групп, с вариантами как для владельцев, так и для арендаторов. Иногда возникает недоумение в связи с тем, что проекты совместного жилья обозначаются разными терминами: cohousing, co-living, cooperatives и intentional communities – и это лишь некоторые из них. Зачастую люди проводят параллели с такими типологиями, как отель, хостел, общежитие, коммунальная квартира. Все они представляют разнообразные механизмы проживания со своими удобствами. Коливинг, как правило, является представителем самого удобного формата проживания, включающего достаточное количество личного пространства, дополнительный сервис, досуг, а также различные варианты формы собственности с возможностью выбора соседей.

У большого количества людей понятие коливинга ассоциируется с негативными воспоминаниями о домах-коммунах и коммунальных квартирах. И здесь важно обозначить некоторые аспекты. Создание домов-коммун стало инициативой со стороны государства, а не людей, а нестабильная экономическая ситуация привела к минимизации жилой площади и нехватке личного пространства. Проекты реализовывались огромными масштабами, в которых люди переставали чувствовать себя частью группы и не ощущали своей принадлежности.

Архитектурно-дизайнерская концепция и определение формата застройки. Нетрудно заметить, что склонность к взаимодействию с соседями в больших городах Беларуси значительно ухудшилась. Если 20 лет назад мы были знакомы со всеми жителями дома, то сейчас можем даже не знать имена соседей по лестничной клетке, и поэтому нам сложнее договариваться о бытовых мелочах и управлять общим имуществом. С соседями мы разделяем определенное общее пространство, и у каждой культуры оно имеет свое ограничение. Для больших городов Беларуси особое значение имеет возрождение городских практик. С одной стороны, городская среда с ее сложной структурой организации и ресурсами считается благоприятным условием для построения развитой сети социальных контактов. С другой –личностные контакты становятся все более поверхностными, возрастает чувство индивидуализма и разобщенности, в конечном счете – одиночества. На отчуждение в условиях города влияет множество причин, и архитектурная среда часто является определяющим фактором.

Важным этапом работы над дипломным проектом стало определение потенциальной группы пользователей и наиболее подходящего формата проживания для Беларуси. Так как Минск является центральной точкой притяжения, то количество людей, проживающих в Минске и Минской области, существенно отличается от остальных регионов. Согласно последней переписи населения в Минске, самое большое количество домохозяйств состоят из 1 человека, на втором месте находятся нуклеарные семьи: супружеские пары с детьми и без них.

В теории потенциальными жителями коливинга могут стать молодые люди, в основном приезжие студенты и начинающие специалисты, нуждающиеся в долгосрочной аренде жилья. Вместе с тем данный формат проживания может заинтересовать различных фрилансеров, находящихся в поиске общения и новых связей, а также молодых пар, располагающих ограниченным  бюджетом. Вся дальнейшая разработка проекта происходила на основе запросов и потребностей выбранной целевой аудитории.

Проектируемый участок, расположенный вблизи городского ядра в Минске, имеет большой потенциал для развития и находится в пешеходной доступности до крупных общественных объектов и будущей станции метро.

Рис.  2 - Генплан коливинга

Так как арендное жилье должно сочетать в себе баланс стоимости, удобства и целесообразности, за основу проектирования была взята «модуль-ячейка», включающая в себя минимальные запросы для комфортного проживания: санузел, кухню, спальное место, рабочую зону и места для хранения. По мнению Яна Гейла, соизмеримая с человеком архитектура — ключевой фактор, благодаря которому города могут стать комфортными для проживания, поэтому в проекте изначально была заложена застройка средней этажности с удобными пешеходными зонами, которые могли бы способствовать повышению взаимодействия между людьми.

Сам комплекс включает в себя два типа жилых домов и имеет замкнутую форму, образуя приватное дворовое пространство.

Рис. 3 - Аксонометрия

Часть первых этажей предлагается отдать под различные функции: коммерцию, парковки для велосипедов и автомобилей. Каждый дом сочетает общественные и жилые блоки.

Рис. 4 - Дома: типология, картинки (одним блоком)

Возможная нехватка личной площади компенсируется общественными зонами, которыми может воспользоваться абсолютно каждый человек, проживающий в коливинге. В эпоху пандемий и нынешнего стремления к работе из дома центральные общие пространства могут помочь в решении вопросов, касающихся удаленной работы. Столы, расположенные в общественной зоне, днем могут использоваться как рабочее место, а вечером переоборудоваться в комфортное и многофункциональное пространство для совместного отдыха.

Большое внимание было уделено благоустройству территории, как неотъемлемому компоненту комфортной среды.

Рис. 5а - Бульвар Колливинга план

Для постоянно переезжающих людей самым сложным этапом становится момент адаптации и знакомства с новыми людьми. Чтобы люди быстрее включались в незнакомый социум, очень важно иметь большое количество общественных пространств, способствующих коммуникации и взаимодействию. Поэтому в проекте была предложена концепция пути: некоторого узнаваемого транзита, соединяющего все общественные пространства воедино, а также выделение заданного пути в яркий, акцентный цвет для узнаваемости. Идея побуждения к общению заложена не только в архитектурно-планировочных решениях зданий, но и в окружающем архитектурном пространстве, разработанном на максимальном использовании средств и приемов архитектурного дизайна. Дизайн-концепт малых архитектурных форм разработан с упором на стимуляцию людей к общению и построен на основе единой формы – круга. Он здесь выступает определенным символом, обозначающим единство, и этот архетип встречается на протяжении всего пешеходного маршрута человека, формируя тем самым единый стиль всего пространства.

Рис. 5б - Вид на бульвар Колливинга

Формат совместного проживания является одним из перспективных направлений развития архитектурной мысли. Учитывая накопившийся мировой опыт в этой области, Минск отлично подойдет для строительства коливинга. Данный тип жилья может стать ответом на существующие запросы людей, начиная с долгосрочной аренды, заканчивая формированием крепких соседских взаимоотношений при помощи совместного использования ресурсов. Исследуя опыт и ошибки предыдущих поколений, можно прийти к совершенно новому виду жилья, в котором человек перестанет чувствовать себя одиноким, находясь в кругу людей.

PS. Дипломный проект «Архитектурно-дизайнерская концепция коливинга (как ответ на проблемы городского одиночества)» получил диплом II степени и диплом Министерства образования РБ в номинации «Архитектурный дизайн» на ХVI Республиканском конкурсе дипломных проектов выпускников высших и средних специальных архитектурных школ Республики Беларусь;

диплом II степени в номинации  «Дизайн среды. Городской дизайн» на VII Международном конкурсе выпускных квалификационных работ (проектов) бакалавров, специалистов, магистрантов в области градостроительства, архитектуры, дизайна и декоративно-прикладного искусства А Р Х ■ ГЕНЕРАЦИЯ ARCHGENERATION.