КИКЛАДЫ и ДОДЕКАНЕС

Виктор Ладис

ВВЕДЕНИЕ. Киклады и Додеканес это группы греческих островов, лежащих в Эгейском море  Средиземноморья. Эти архипелаги образовались от землетрясений и вулканических извержений в давние времена геологических процессов, во времена, когда природа творила, все то, что мы сейчас видим - материки, горы, полуострова, острова, реки и моря-океаны. Острова Киклады и Додеканес в разные периоды истории принадлежали Древнему Риму и венецианцам, Османской империи и фашистской Италии. На них “захаживали” рыцари-крестоносцы, вокруг них бороздили моря и проливы, стреляя из пушек друг в друга, русские и турецкие военные корабли. В свое время здесь зародились Кикладская и Минойская цивилизации, древнейшие в Европе. История островов, их солнечная архитектура, комфортный климат, живописные завораживающие морские и горные пейзажи, всегда манили и притягивали людей.

Островная архитектура и быт греческой Ривьеры - часть греческой культуры. Но это не только особый островной способ строительства жилья, по большей части греческих рыбаков, но и запоминающееся самобытное зодчество и проявление народного вкуса и мастерства, позднее получившие название - Кикладский стиль. Все больше людей кроме естественного обращения к природе, к солнцу, к морю, стали любоваться произведениями искусства, изучать их, в том числе архитектурные сооружения островов Средиземноморья.

Опустим самый большой остров Греции, Крит с его Кносским дворцом и одной из первых в Европе цивилизацией. Особое место занимают красочные острова -  Родос, Сими и Санторини. На Кикладах  расположился Санторини ( о.Тира ), Родос и Сими на архипелаге Додеканес (слово то какое !). Посмотрим на жемчужины греческой средиземноморской архитектуры…, а смотреть есть на что.

Родос более спокойный по ландшафту остров. Начнем с него.

ЧАСТЬ I.  Наибольший из островов в архипелаге Додеканес, о.Родос, часто переходил от одних владельцев к другим, от одних завоевателей к другим. Был византийский Родос, был рыцарский Родос, был османский Родос, сейчас греческий. И все периоды истории привносили что-то новое и свое в строительство, архитектуру, стиль. Но неизменными всегда оставались яркое солнце, теплое Эгейское море,  остров получил  имя нимфы Родос или как его ( остров ) еще называют - Прекрасная Дева Додеканес.

В начале III века до.н.э. на о.Родос, после выдержанной родосцами осады от очередных завоевателей, в благодарность богам, была установлена огромная статуя древнегреческого бога Солнца Гелиоса, Колосс Родосский. Позднее разрушен землетрясением. До сих пор идут споры где стоял Колосс, какого размера, из чего сделан, и стоял ли вообще, тайна времени и истории.

Многие сходятся в том, что монумент установили при входе в порт-гавань. Корабли проходили между расставленных ног Колосса, а ступни стояли на месте современных колонн с оленями. По одной из версий скульптуру отливали на месте из бронзы, горизонтальными частями - ярусами. Отлили 3-5 метров, насыпали земли, еще 3-5 метров, еще земли… По другой версии - каркас соорудили из камней и металла и обшили бронзовыми листами (!?).

Местные жители в поселках и курортных городках о.Родос с удовольствием муссируют историю Колосса Родосского и тиражируют его имя и изображение. Это может быть огромная инсталляция или скульптура, рисунок на стене или майке, головной убор или вовсе коктейль в баре.

РЕПЛИКА. Колосс  вдохновил французского скульптора Фредерика Бартольди на создание Статуи Свободы. Расчеты по устойчивости и конструкции выполнил инженер, архитектор Гюстав Эйфель. Эйфель в свое время нарисовал и сконструировал башню в Париже, названную в честь автора, Эйфелева. Статую Свободы французский народ подарил США, сейчас она стоит на острове Либерти в Нью Йоркской бухте. Копией Свободы, в четыри раза меньшей оригинала, любуются парижане и гости Парижа.

А вот как видел Колосса Родосского в своей гравюре Иоганн Бернхард Фишер, австрийский архитектор и скульптор барокко XVII века:  монумент, стоящий у входа в акваторию гавани в окружении морского ландшафта и архитектуры города Родос (см.рисунок). Были предположения, что ночью на голове Бога Солнца и в чаше горел огонь для ориентировки кораблей - маяк. Чем не синтез монументального искусства, городской и ландшафтной архитектуры, плюс подсветка ))), чем не свод отправных точек в архитектурном проектировании...

Сегодня век агрессивной повсеместной урбанизации всего и вся… Уже появились термины “страна городов”, “гиперплотность”, людей загоняют в гипермногоквартирные и гипермногоэтажные здания, в авто (бетонные клетки и металлические пузыри), люди разобщаются и отрываются от естественной природной среды… Сегодня на первый план в проектной работе выходит, формирование художественно осмысленного архитектурного пространства в гармонии с природой.  Назовите как угодно: комфортная среда, эффективная среда, архитектурно-художественная среда, среда обитания homo sapiens… Могут меняться стройматериалы, стили, методы проектирования, технические возможности, меняются функции и назначение сооружений, а задача архитектуры и архитекторов веками прежняя – создать эстетическое, удобное, безопасное “организованное пространство для жизни и деятельности человека”.

На острове Родос, в одноименном городе под охраной Всемирного наследия ЮНЕСКО, находится хорошо сохранившаяся средневековая крепость XIV–XV веков, из времен рыцарских орденов и Крестовых походов. Возвели ее и обитали в ней крестоносцы, рыцари Мальтийского ордена  ( рыцари-госпитальеры Святого Иоанна,  Иерусалима, Родоса и Мальты ). Окружают цитадель и Старый город мощные четырехкилометровые стены высотой 15-20 м, с многочисленными, не менее мощными  воротами. В этих суровых сооружениях, среди крепостных стен, домов и на узких каменных улочках и лестницах, проникаешься атмосферой средневековья и рыцарства, переносишься столетиями  назад.

В Старом городе расположились Дворец Великих Магистров и церкви разных веков и конфессий, храмы и культовые сооружения с обликом готической и византийской архитектуры. От османского владычества остались мечети. А вечером это просто европейский курортный город. Музеи, брендовые магазины, рестораны, пассажирский городской и морской транспорт, такси, городская суета, знакомства и разноязычные разговоры.

Еще один город острова Родос, Линдос, был основан после XI века до н. э. как полис‑государство. Интересен тем, что на вершине горы стоит Акрополь, вернее то что время сохранило для нас, уступающий только афинскому. На западном склоне и у подножия горы расположился совсем маленький город Линдос, с традиционными белыми домиками, внутренними двориками и тавернами и магазинчиками, узкими пешеходными улочками, ведущими к Акрополю, к храму Афины Линдской ( IV в. до н.э.), к разрушенным стадиону и амфитеатру. Интересно мощение этих улочек. Вертикально, “на попа”, поставлены морские камешки, выложенные в древнегреческий орнамент и геометрические узоры, имеющие многовековую историю и народные греческие истоки. На стенах улочек кое-где сохранились барельефы с растительной тематикой и как напоминание, что здесь были рыцари госпитальеры, символы их ордена. На историческом холме можно осмотреть стены средневековой рыцарской крепости, а с верхней площадки Акрополя открывается великолепный вид на город и бухту Святого Павла в форме сердца.

ЧАСТЬ II. Остров Сими - бриллиант в короне островов Додеканес, один из самых маленьких обитаемых островов архипелага. Мал, да дорог. По преданию остров и город получили название от нимфы Сими, подруги Посейдона. Они якобы были прародителями первых поселенцев острова, в свое время одного из процветающих и богатейших мест Греции. Культура и традиции, религия и история острова уходят далеко в века. И все это здесь ощущаешь.

Когда яхты и большие морские лайнеры с путешественниками заходят в гавань города Сими, одну из самых красивых в Греции, на рыночной площади, портовых улочках и прибрежных променадах становится многлюдно, стоит разноязычный гомон, сувенирные лавки и рестораны переполнены. Люди спускаются на берег и от удивления и восхищения, от красот и красок окружающих их разноцветных домов, живописно облепивших склоны бухты, вертят головой по сторонам.  Не смотря на то, что подплывая уже были подготовлены видами исторической застройки, постепенно раскрывающейся в разных ракурсах.

Здания мягких пастельных цветов - желтые, голубые, розовые, белые, попадаются яркие насыщенные цвета. Большинство зданий с двускатной черепичной кровлей и традиционными греческими фронтонами. В портовой части г.Сими более монументальные строения - застройка сформирована веками, разными народами, владеющими островом, преобладает неоклассика. Эти пейзажи на всю жизнь запомнятся: бухта-фьорд, порт города, рыбацкие лодки, яхты под разными флагами, морские лайнеры, расположенные ярусами цветные домики, многочисленные рестораны, таверны и повсюду ярко синее море . Прогуляться, “потолкаться”, послушать интернациональную речь, понюхать и пощупать часть архипелага Додеканес, особое удовольствие. Поглазеть на пространство под названием греческое Средиземноморье и на местную экзотику и колорит Сими, на архитектурные пейзажи, на “архитектурный десерт” Греции.

РЕПЛИКА. Традиции, стиль жизни, дизайн, архитектура, еда и напитки - все это культура. А в Греции, как известно, есть все - древнегреческая культура, средиземноморская национальная кухня и традиции.  И опять же это из области естественного бытия человека - созерцать и впитывать не только эстетическую и духовную “пищу”, а и наслаждаться едой и напитками, в частности в Греции средиземноморскими деликатесами. Тут уже нужны не только глаза, уши и чувство прекрасного, вход идут ложки, вилки и стаканы, можно и руками…, и в два раза вкуснее будет, если сам что-нибудь словишь в море !

На островах можно отведать множество греческих блюд, но особое место занимают мелкие морские рачки, разновидность креветок. Остров Сими одно из немногих мест в мире, где вылавливают, готовят и подают эти креветки в режиме “live” в любой рыбной таверне, а здесь их множество. Как говорят у нас в деревне - цимес мит компот! И вообще средиземноморская кухня и вина Эллады, стали частью мировой культуры. Мусака, Долма, Сувлаки, греческий салат и фаршированные овощи, а оливки это вообще отдельная песня…  белые вина Рецина, Асиртико с острова Санторини и сладкие мускатные вина. Но это как кому, по мне так сухое Шардоне, на худой конец просекко или наоборот, на худой конец Шардоне! Любое греческое вино подходит для трапезы, главное чтобы не было очень сладким. И опять же это на вкус и цвет… Ну и как говорят:  –Солнце, Море, Фрукты…  Зелень и Морепродукты. Тут уж ни картинки, ни слова не помогут. Все же немного посмотрим (см. выше).

ЧАСТЬ III. На островах Санторини, образованных тектоническими и вулканическими  подвижками жилье строили на вершине скал, на уступах скалистых склонов, на террасах. Строили одноэтажные, редко двухэтажные постройки из лавового камня. Массивные стены штукатурили и красили в белый цвет, двери, оконные рамы и элементы кровли в синий и голубой. Появляется местный островной стиль.

Рельеф островов диктует ступенчатое устройство домов. Форма каменных, оштукатуренных зданий была сродни кубической с небольшим количеством оконных проемов. Блокировка, компоновка, цвет, окна, все продумано - летом сохранять в доме прохладу, в зимнее время, тепло. Входная дверь ведет в маленький закрытый каменной оградой дворик, иногда с небольшим бассейном. Кровля нижестоящего дома является террасой или маленьким двориком верхнего дома. Между домами серпантин крутых ступеней и крохотных площадок, спускающихся к нижним ярусам, иногда к воде. На вулканических островах редко можно встретить, традиционные для материковой части Греции, черепичную кровлю или широкие балконы и террасы.

На некоторых островах Киклады палитра цветов шире, но черных, серых, темных не встретишь, разве что скалы и камни.

Санторини группа мелких скалистых островов в центре Эгейского моря.. Сюда приезжают сотни тысяч людей ежегодно со всего мира, увидеть захватывающую необычную красоту. Пройтись, посмотреть, сделать свадебную фотосессию или просто зафиксировать на память бело-голубое чудо на темных скалах, окруженное средиземноморскими пейзажами. Цвет воды - от изумрудно зеленого до ярко синего и фиолетового !. Здесь становится понятно, почему флаг Греции бело-синий, а возможно наоборот, от цвета флага к домам.

Много о Санторини сказано и написано, но сколь много не было, все мало. Такое место. Визуальное потребление красоты в этом “райском уголке”, как необходимость человека: дышать, пить, есть… На Санторини три города: главный по посещениям, открыточный город Ия, административный центр Фира и Перисса с пляжами черного песка и мелкой галькой вулканического происхождения. Подплывая на пароме, видишь, как на верхушках темных скалистых островов появляется белая дымка, а чем ближе, понимаешь, что это белые домики на скалах. Будешь ли смотреть снизу вверх, от причала на многоступенчатые города Ия и Фира или сверху вниз, с четырехсот метровой высоты на кальдеру с водной гладью, яхтами и круизными кораблями, и на домики прилепленные как гнезда ласточек к скалам, будет захватывать дух от красоты и непонимания что так может быть.

Маленькие по площади острова Киклад и скалистая территория не всегда были пригодны для строительства больших церквей. Ранее жившие здесь рыбаки строили небольшие культовые сооружения, буквально у дома, и просили благосклонности и оберега у всевышнего, перед выходом в море. Среди домиков разбросаны мини-часовни, мини-колокольни, церквушки, бытовые постройки. Островитяне строили, красили, жили и не подозревали, (с уверенностью можно сказать), что сформировали архитектурный ансамбль САНТОРИНИ. Все эти беленькие сооружения, синие купола создают уникальный шарм, уникальную узнаваемую эстетику САНТОРИНИ, чей образ и цвета тиражируются по всему миру:  фотографии, картины, фотообои, гобелены и постеры…

Санторини одно из тех мест на планете, которое раз увидишь и запомнишь на всю жизнь, и сниться будет, и будешь просыпаться радостным и умиротворенным ! И одно из тех мест, в котором хотел бы очутиться на пару часов по щелчку пальцев.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Известно, Греция это колыбель Древнегреческой культуры, европейской культуры, мировой культуры, родина цивилизаций. Здесь сформировались три архитектурных ордера: дорический, коринфский, ионический. Здесь построили известные во всем мире памятники античной архитектуры, Храмы Парфенон и Эрехтейон на афинском Акрополе, Кносский дворец на о.Крит, амфитеатры. Здесь жили и творили древнегреческие писатели, философы и скульпторы. Здесь “родились” Афродита Книдская, Аполлон Бельведерский, Лаокоон ( скульптор Агесандр с о.Родос ), Венера Милосская, обнаружили её на Кикладском острове Милос, Ника Самофракийская, найдена на острове Самотраки в Эгейском море.…

Большое количество артефактов нашли на Эгейских островах Греции, но по всей видимости еще больше шедевров древнегреческой культуры погибло от войн, от вандалов-завоевателей, от времени… Копии многих сохранившихся скульптур разошлись по всему миру. Вдохновившись древними архитектурными шедеврами, во многих странах строят подобные сооружения в разных масштабах - Парфенон, колоннады архитектурных ордеров, амфитеатры…

…В Грецию привлекает возможность прикоснуться к древности, к островной культуре и искусству,  посмотреть более поздние постройки, запоминающейся солнечной архитектуры, отведать средиземноморской еды и вина, и естественно тянет и будет тянуть в те края, море и солнце. Сколь долго будет человечество, столь долго будет эта тяга, тяга к прекрасному.

Смотри полную публикацию в телеграм канале CAPITEL