ПАРК i ПРАСПЕКТ.
Аб парку імя Янкі Купалы і крыху аб праспекце Незалежнасці

Віктар Ладзіс

Логично было бы написать о Парке Янки Купалы и Проспекте Независимости отдельные статьи, но рождался “новый Минск”, Парк и Проспект одновременно в годы после разрушительной войны. Их судьба и архитектурный облик переплелись и они дополняют друг друга и уже немыслимо представить их отдельно. Здесь о них в контексте друг друга.

Любое искусство не имеет географических и административных границ, вижу резон в публикациях об архитектуре других стран проводить, если будет возможно, параллели с Минском, с Беларусью в рамках истории, в частности истории архитектуры. Сегодня о Минске.

Яшчэ не скончылася разбуральная Вялікая Айчынная вайна, а сцёрты з зямлі Мінск пачалі аднаўляць. Ні вуліц, ні хат, ні паркаў! Першым, расчышчаючы руіны, выпрасталі, пашырылі і праклалі галоўную магістраль сталіцы. На працягу стагоддзя яна менавалася: вуліца Захар'еўская, Савецкая, вул.Адама Міцкевіча (у гады савецка-польскай вайны), пр.Сталіна, Ленінскі праспект, пр.Францыска Скарыны і нарэшце пр.Незалежнасці (далей Праспект)... Падчас акупацыі гітлераўцы двойчы пераназывалі вуліцу.

У цэнтральнай частцы Мінска ўздоўж ракі Свіслач аднавілі Дзіцячы парк ім. М.Горкага, а на другім баку Праспекта, на месцы разбуранай малапавярховай забудовы, у 1949 г. заклалі парк (далей Парк). У адным з дамоў, якія згарэлі падчас вайны тут у 1930-я гады жыў беларускі паэт Янка Купала (Іван Луцэвіч). Цяпер тут стаіць Літаратурны музей Янкi Купалы, а вакол размясціўся Парк.

Мiнск, быўшы да вайны даволі правінцыйным горадам, сталі магутна забудоўваць манументальнымі 4-5-6 павярховымі будынкамі, якія чаргуюца бульварамі і зялёнымі прасторамі. З'явіліся новыя збудаванні, вуліцы, кварталы. Пабудавалі ГУМ, Галоўпаштамт, Палац прафсаюзаў, Нацбанк, адміністрацыйныя будынкі, шматпавярховыя жылыя будынкі, заклалі паркі і скверы. Аднаўленне Мінска і распрацоўка яго новага генплана садзейнічалі паскоранай мадэрнізацыі і урбанізацыі горада. Сфармаваўся Архітэктурны ансамбль ПРАСПЕКТ, упрыгожаны плошчамі, паркамі і прылеглымі да яго бульварамі.

В 30-е годы полным ходом шла индустриализация СССР, страна укрепилась на международной арене. Политика сталинской эпохи требовала показать в облике зданий мощь СССР – выразительность, величественность и монументальность, а парки символизировали спокойствие и физическое благополучие. После ВОВ добавились в образное восприятие архитектурных сооружений героизм, триумф и чествование победителей.

Поднимать Минск из руин пригласили советских архитекторов, получивших практику проектирования перед Второй мировой войной, по большей части приверженцев классических форм и образов. Они смогли свой ретроспективный взгляд в архитектуре воплотить в восстановлении города. Еще до войны архитекторы постепенно отдалялись, а в середине 30-х полностью отказались от авангардных и модернистских идей конструктивизма, функционализма и минимализма, занимавших их умы сразу после революции, во время НЭПа и становления СССР. Следуя “руководящей и направляющей” установке они обратили взоры к классической архитектуре античных сооружений Древней Греции и Древнего Рима. Власти решили взять под контроль и систематизировать отношения “государство-творчество”, стали образовываться профессиональные творческие союзы, своего рода лицензирование. В 1935 году был учрежден Белорусский Союз Архитекторов, которому в этом году 90 лет.

В таком творческом русле начали возрождать Минск и естественно были выделены огромные средства. К месту было бы в начале Проспекта на площади, ныне Независимости, поставить триумфальную арку. Скорее всего архитекторы посчитали, что восстановленный в стиле советского неоклассицизма Минск с его торжественно-величественными зданиями и широким Проспектом, ведущий по направлению к западным границам СССР, и с новыми площадями, парками и бульварами будет тем символом Великой Победы, той триумфальной аркой.

В послевоенных постройках Минска 45-55 гг. можно увидеть красоту и величие основных принципов античности, классики и ампира, что-то от модерна и ар-деко… а иногда одно, второе и третье вместе. При проектировании Проспекта архитекторы часто применяли архитектурное декорирование из трех ордеров Древней Греции, в особенности коринфский ордер с присущим ему роскошной красотой капители. Из Древнего Рима взяли ярусность сооружений, торжественное и пышное оформление зданий. В изобилии архитектурные декоративные элементы зданий: фронтоны, портики, порталы, арки, балюстрады, промежуточные карнизы…, а колонн, полуколонн и пилястр в ордерном исполнении установили столько, сколько пожалуй в БССР и Беларуси за все время их существования не было и пожалуй не будет. Фасады украшают растительные барельефы, лавровые венки и гирлянды, ленты и картуши…, на фронтоны, башни и карнизы водрузили шпили, декоративные вазы и скульптурные композиции прославляющие советский образ жизни, советские труд, науку и спорт.  Повсеместно интегрирована символика СССР.

Тогда все должно было быть советским или сталинским, по другому никак. Естественно, что советские искусствоведы и историки архитектуры называли новый стиль: советская неоклассика, сталинский ампир, сталинский (советский) монументальный классицизм, сталинский монументализм. Терминов много, а смысл и образное представление одно. Эти определения в дальнейшем были растиражированы и сейчас любой даже неискушенный в архитектурной стилистике человек четко представляет о чем идет речь.

В 1932 году Сталин и его соратники лозунгами “освоение классического наследия” и “советские люди должны жить в красивых домах” дали старт сталинскому ампиру, а финиш ему в 1955 году сигнализировало краеугольное Постановление №1871 об устранении излишеств в строительстве…  Сошло на нет строительство домов а-ля античность, полным ходом ставили в основном коробки-пятиэтажки без декора и малейшего намека на разнообразие. Разве что козырьки над входом и лестницы к подъезду, иногда промежуточные карнизы и подсечки над цоколем.  От ампира, от индивидуальности зданий, был сделан разворот к “хрущевкам”, к типовой архитектуре. Хорошо это или плохо вопрос полемический. Зато многие люди получали квартиры и впервые в жизни могли пользоваться горячим водоснабжением и теплым туалетом.

Интересно, почему послевоенную застройку при восстановлении разрушенных городов СССР искусствоведы не называли сталинский урбанизм? или сталинская эклектика? Хотя нет, “измов” хватало, а “эклектика” как-то не звучала тогда, не то что – ампир,  сталинский ампир!

Особое внимание проектировщики уделили паркам и скверам. В 1950 г. был основан Парк им.30-летия БССР (далее Парк), ныне ему 75 лет. Возглавлял работу архитектор И.Руденко, он же проектировал парк им.Горького. Парк примыкает к Проспекту напротив цирка, а с других сторон его определили ул. Янки Купалы и р.Свислочь и в свое время он успел получить порцию неоклассики, ампира и элегантности в качестве убранства и малых архитектурных форм.

На этом участке главная столичная магистраль по обеим сторонам украшена белыми  бетонными балюстрадами с классическими балясинами, чашами и вазами. Главный вход в Парк обозначен двумя стилизованными колоннами с декоративными металлическими кронштейнами под светильники, а по аллеям расставлены фонари повторяющие форму и украшения светильников на входных колоннах. В этом же стиле вдоль проспекта стояли осветительные декоративные столбы, позже их видоизменили. По улице Янки Купала установили ограждение черного цвета из чугунного художественного литья. И наконец изюминка: с двух сторон Парк “обнимает” живописный изгиб русла реки Свислочь в бетонном обрамлении, и тут та знаменитая фотогеничная ротонда.

Пасля ўстаноўкі ў 1955 г. помніка герою-лётчыку С.І. Грыцаўцу (скульптар З.Азгур, архітэктары С.Мусінскі, Г.Сысоеў), парк стыхійна атрымаў нефармальную народную назву “грыцавец”.

У 1972 г. да 90-годдзя беларускага паэта Янкі Купалы, праведзена рэканструкцыя Парка з перапланіроўкай. Помнік Грыцаўцу перанеслі на бульвар па вул. Леніна. На цэнтральнай алеі запраектавана замошчаная невялікая плошча і манументальная кампазіцыя з помнікам Янку Купалу (скульптары А.Анікейчык, Л.Гумілеўскі, А.Заспіцкі, архітэктары Ю.Градаў, Л.Левін). Парк атрымаў назву - Парк імя Янкі Купалы.

В глубине Парка за памятником Янке Купале расположился фонтан, также претерпевший реконструкцию в 1972 г. Теперь его украшает скульптурная композиция “Венок”, которая переносит к древним традициям, в ночь на Ивана купалы. По оси симметрии паркового бульвара с фонтаном и большим цветником расположилась лодочная пристань, по бокам которой установили бетонные тумбы с шарами, а между ними лестничный спуск к воде. Отсюда и с моста открывается открыточный вид на излучину реки Свислочь, фотографии которого обошели все советские книги, сборники и буклеты о Минске. Бетонные и чугунные изделия гармонично вписались в набережную и улицы вокруг Парка. Архитектурные элементы и осветительные устройства белого и черного цвета, что-то сохранили, что-то восстановили и сделали заново. И сейчас все стильно со строгой элегантностью и цветовой сдержанностью.

Конечно же привлекает внимание Аллея ландшафтной скульптуры, оформленная в 2020 году в рамках реконструкции Парка ( арх. А.Аксенова ). Здесь в основном работы молодых ваятелей, выполненных в 80-х и нашедших вторую жизнь на парковой аллее, мало того мы теперь знаем скульпторов чьи имена увековечены на специальных металлических табличках и чьи произведения продолжительное время были безымянны и "в свободном плавании". Отличный пример художественного наполнения зеленых парковых зон - около двадцати скульптур с размерами удобных для осмотра в разные поры года. Красиво, приятно, улыбает и поразмышлять можно...

Парк смотрится органично, масштабно, пространство организовано так, что создается атмосфера умиротворенности, некий природный уют, способствующий релаксу, визуальному спокойствию и качественной жизни горожан. И все это в самом сердце 2-х миллионного города.

РЕПЛИКА. Аллея ландшафтной скульптуры, экспозиция Open Air отличное решение городских властей.  Неплохо и повторить. И затраты небольшие: основание из бетона или камня, "креатив" молодого скульптора ( можно не молодого ) и решение мэра г. Минска. Тем более, что 2025 год объявлен Годом благоустройства и подкреплено Указом № 1 от 3 января 2025 года -  “…создание и поддержание удобной, безопасной, современной и эстетически организованной среды жизнедеятельности людей”.

Такие постоянные, возможно мобильные, экспозиции на пленере можно организовать и в сквере Казея, и в парке Победы у Комсомольского озера со стороны Нововиленского переулка. Мест хватает. Достаточно небольшие ресурсы и фокус внимания можно направить на создание таких аллей скульптуры и инсталляций и не ограничиваться только скверами и парками. Интересно будет организовать их на территории жилых комплексов с большой территорией, например в том же минском ТС Престижино.

Парки Горького и Купалы, скверы Марата Казея и Троицкая Гора , река Свислочь, чуть дальше Комсомольское озеро, парк Победы и сквер Старостинская слобода образует мощное природное пятно в центре Минск, часть его “легких”. На генплане города видно, что в этом месте пересекаются его водная и главная транспортная артерии, а на р.Свислочь, как ожерелье, нанизаны изумруды парков и скверов. Все это часть Водно-зеленого Диаметра Минска - система водоемов, парков, бульваров и скверов. В свое время одно из лучших ландшафтных решений в СССР по озеленению городской территории, осуществленное минскими архитекторами. Не каждый город в Европе может позволить себе такие шикарные зеленые просторы в самом центре. Эта архитектурно-планировочная работа актуальна и востребована, тем более сейчас во время стремительной урбанизации Минска. Город агрессивно зажал водно-зеленый Диаметр, но в последнее время минчане вроде как опомнились и он выжил и радует горожан.

Правда недавнее приобретение Минска, известный “экс-Кемпинский” разорвал визуальную связь обоих парков и Проспекта и частично разрезал зеленый Диаметр. На фоне нового сооружения затерялись и осиротели декоративные балюстрады вдоль Проспекта, цирк как-то “съежился”, потерялся и просел.  Пропал парковый уют и особый минский шарм (а жаль) между двумя площадями столицы - от Октябрьской до Победы. Архитектор-минчанин десять раз подумал бы, ставить в этом месте несколько зданий такой высоты и таких размеров или нет. Этот комплекс имея достойную архитектуру, занимая доминирующее положение в центральной части Минска с симпатичными видовыми ракурсами, не вписывается своим объемом ни в зеленый Диаметр, ни стилистически в архитектурный ансамбль Проспект. Нет, нет, да выскочит то стеной, то в виде“зуба”. Еще пару зданий на главной улице столицы вызывают определенные вопросы... Один пример: офисное здание на Октябрьской площади явно “не в теме”. Особо бросается в глаза в конкретной городской ситуации, его непропорциональность и не масштабность, декор-потуги на греческий архитектурный  ордер, полуколонны и фронтон смотрятся как “прилепленные” на фасад и карниз (!?). да и с цветом, что-то не так. Похоже архитектор пытался найти стилевую гармонию инновационной технологии современного сооружения с окружающими зданиями и Проспектом, но что-то пошло не так, смотрится как декорации для съемки бюджетного кинофильма. Во последних новостройках центра столицы, здания высотой и этажностью выскакивают за пределы отмеренных в те давние времена: 5-6 этажей, чем нарушают стилистику, гармонию и облик Проспекта и его ретроспективную стильность.

РЕПЛИКА. Парк любим, красив и полезен. Парки Горького и Купалы в 60-е годы стали, как бы это замылено не звучало, любимым местом отдыха минчан. Особо глянулся молодому поколению “грицевец”, он стал одним из популярных мест общения молодежи 60-70-х. В разговорах можно было услышать:  –Пойдем в “грицевец”..., –Были в “грицевце”..., –Встретимся в “грицевце”...  Много любопытной публики, в основном творческой молодежи, “прошло” через этот Парк, а потом стали художниками, музыкантами, архитекторами, скульпторами, артистами, журналистами… просто гражданами своей страны, чьи имена и сейчас на слуху.

У минчан со стажем, к Парку и Проспекту особое отношение. Кто-то ходил в детсад на “круглой”, кто-то во время выпускного утро встречал там, кто-то рядом жил, учился или работал… Многие конечно же помнят названия знаковых мест Минска  – “круглая”, “под шпилем”, “детсад”, “под часами”, “грицевец”, “пентагон”, “табаки”, “центральный”, “весна”, “эРэСДеэРПэ”, “потсдам”, “динамо”, “почта”...

Вот так выглядел Минск и минчане, и так изображали советских людей в “те” славные времена 50-70-х. Фото сделаны на ул.Карла Маркса, Ленинском проспекте, в Парке им.30-летия БССР, в универсаме “Центральный”.

Любимому Парку минчан требуется больше внимания со стороны городских властей в плане обновления растительности и поддержания газонов, устройства клумб с цветами. Парку не хватает ухоженности. Не стоит красить балюстрады и вазы в желтый цвет или еще какой другой. Белые они должны быть. Но опять этой весной с покраской в городе не комильфо. Красят серой краской, а не черной чугунные элементы ограждения мостов и скверов. И уже не художественное чугунное литье мы видим, а окрашенное в светло-серый цвет просто железо. Удивительно ! Не стоит сеять гектары злаков на цветниках. Не надо пускать в Парк, на аллеи тяжелую технику, которой место в карьерах и на грандиозных стройках. После благоустройства такими механизмами от их колес остаются борозды глубиной 20-30 см. Достаточно - мини трактор, мини грузовик… Бывает работники “Зеленстроя” оставляют глубокие следы от сапог, которые долго “украшают” газоны. И это проблема не только этого Парка. Устроили отличный музыкальный фонтан, но помост для обслуживания при понижении уровня реки Свислочь, выходит на поверхность и видны непрезентабельные грязные доски и горожане созерцают такую эстетику неделями. Стоит избегать таких оплошностей.

Приятное впечатление и хорошее настроение оставляет Михайловский сквер, даже при кратковременном посещении, когда проходишь через него на вокзал.. Деревья и кусты, клумбы дорожки все на своем месте. “Вишенки на торте” сквера бронзовые жанровые скульптуры: “незнакомка”, “прикуривающий”, “девочка с зонтом”, минчанина Владимира Жбанова. В свое время он тоже прошел парк “грицевец”, и в студенческие годы бывало весело проводил там время. Было такое! Как коренной житель Минска он прочувствовал атмосферу парков и города, поэтому его скульптуры идеально вписались в зеленую зону и нашли свое место на улицах столицы.

Подобные аллеи скульптур, как в Михайловском сквере и в Парке будут украшением любой зеленой части города. Будут художественной и эстетической составляющей жизни горожан. Достойное место в парковой зоне Гродно нашли работы В.Пантелеева. Таких произведений у скульпторов достаточно, нужно только, как говорят “финансово-политическое” решение вопроса, а Минску это необходимо. Оптимальный размер для восприятия скульптур отдыхающими горожанами метр-два плюс совместная работа скульптора и ландшафтного архитектора.

Еще о Парке, еще аборигенов Парка и природного позитива. Немного найдется людей кто останется равнодушным после небольшого променада в Парке, по тенистым аллеям и вдоль реки Свислочь или постояв с удочкой у парапета.

Архитектурный ансамбль "Проспект" должен найти место еще в какой-либо из публикаций. Особенно его 1-я часть: пл.Независимости – пл.Победы и прилегающих пару кварталов.