leonardo 2017 НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ АРХИТЕКТУРЫ
Работа Ю. Чантурии получила ГРАН-ПРИ Республиканского конкурса 2017г.

Работа Ю. Чантурии получила ГРАН-ПРИ Республиканского конкурса 2017г.  - читать статью.

 

Наследие.

Инна ГАРМЕЛЬ, фото Вадима КУЛАКА

Юрий ЧАНТУРИЯ: «Белорусское градостроительство — уникальный синтез на стыке западной и восточной традиций»

Как формировались белорусские города? Можно ли говорить про особый путь, пройденный отечественным градостроительством? Какой ценный исторический, культурный опыт стоит использовать для решения проблем реконструкции городов на территории современной Беларуси? Корреспондент «РСГ» поговорила об этом с авторитетным экспертом — доктором архитектуры, профессором кафедры «Градостроительство» БНТУ, иностранным членом Российской академии архитектуры и строительных наук, академиком Московского отделения Международной академии архитектуры Юрием ЧАНТУРИЯ.

Непосредственным информационным поводом для разговора стала вышедшая в издательстве «Беларуская навука» монография Юрия Владимировича «Белорусское градостроительное искусство: средневековое наследие, ренессанс, барокко, классицизм в системе европейского зодчества». Это фундаментальный труд, отражающий важный этап в развитии национальной историко-градостроительной науки. Новая книга уже успела вызвать интерес в научных кругах. Причем не только в нашей стране, но и в России.

— Юрий Владимирович, что для Вас, как автора, выход этого издания?

— Прежде всего — кардинальное углубление и расширение моей докторской диссертации, которую защитил в 2003 году. А в 2005-м удалось полностью ее опубликовать, что большая честь для ученого. Это значит, его исследования отличаются новизной, значительно востребованы культурно и социально. Прошло более десяти лет, та книга быстро разошлась. За это время мне удалось развить изложенный там научный материал, увеличив объем в три раза. Что говорит, к слову, о большом научном потенциале данного направления для пытливого исследователя. Ученики, кстати, тоже могут приобщиться. Всегда считал, что докторская должна непременно открывать новый, широкий путь для поиска. Рад, что так получилось и в моем случае…

Средневековое наследие: два направления

— Какие этапы выделяете в эволюции белорусского градостроительства?

— К середине XVI века, а именно с этого времени начинается мое исследование, на современных белорусских землях сложилось средневековое градостроительное наследие. Оно существовало в виде двух урбанистических направлений. Во-первых, планировочные структуры, которые в своей основе были древнерусскими. Восточнославянское градостроительство, развивавшееся на территории России и Беларуси, — крупнейшее явление цивилизации. Отличается нерегулярностью планировок, сложных по конфигурации, имеющих развитую типологию и дающих необыкновенно живописное восприятие городской среды. Во-вторых, готическое направление, которое характеризуется регулярностью планировочного построения (площади в виде прямоугольников, квадратов, в целом — симметричная упрощенная конфигурация города). Интереснейшее градостроительное явление! Пришло к нам из Западной Европы, а, точнее, зародилось на юге Франции, в долине реки Гаронны. Причем добиралось до земель ВКЛ постепенно, в течение не одного века. Кроме того, как направление существовал ренессанс…

— Получается, направления не сменяли друг друга, а существовали одновременно?

— Да! И это очень важная культурологическая особенность, национальная специфика, особенно ярко проявившаяся вXVI — первой половине XVII века. То, что выделяет белорусское градостроительство даже в европейском, мировом масштабах.

Если говорить о ренессансе, то структура Несвижа — самый, пожалуй, яркий пример следования данной градостроительной традиции. Созданный итальянским зодчим Джованни Мария Бернардони, он схож со многими европейскими городами, где в эпоху Ренессанса возрождались античные, древнеримские черты. Кроме Несвижа, можно упомянуть Мир, Глуск — поселения, которые застраивались в русле ренессансного градостроительного направления.

Планировочная основа и застройка — в гармонии стилей

— Дальше — была разрушительная война…

— Во второй половине XVII века, действительно, на землях ВКЛ много воевали, мало строили. Можно сказать, градостроительство пребывало в стагнации, но что-то и тогда, безусловно, делалось. А позже — приходит пора барокко, характеризующееся наличием радиальной планировки, но это — в Европе. В Беларуси же проявилась другая особенность: применение протяженной градостроительной оси, соединявшей резиденцию магната с общественным центром города. Следует вспомнить в качестве примеров барочной планировки такие населенные места как Желудок и Ворняны на Гродненщине. Желудок — пример того, как зодчие умело использовали европейский опыт (в структуру заложена овальная площадь, заимствованная из градостроительного опыта Великобритании).

— В чем особенность классицизма, пришедшего вслед за барокко?

— Наиболее бурное, грандиозное развитие данное направление получило, когда белорусские земли уже вошли в состав Российской империи. Необыкновенно важный период: ведь, по сути, все современные белорусские города получили основу своей планировки именно тогда. В данный период были воплощены многие принципы градостроительства, которые актуальны и по сей день. Например, вынос элементов целостной структуры городского центра на периферию.

Вообще, классицизм у нас когда-то сформировался на основе реконструкции. Преобразования древних городов было тем творческим полем, на котором «взросли» шедевры классицизма.

Примечательно, что тогда в одних проектах старая планировка полностью уничтожалась, происходила замена одной культуры другой. В иных случаях — сохранялась частично, а порой — и полностью. В качестве примеров выдающихся архитектурных ансамблей упомяну центральную площадь Полоцка, систему трех площадей Витебска, Соборные площади в Могилеве и Бобруйске.

К сожалению, в силу ряда причин многие подобные уникальные объекты до нашего времени не сохранились.

— Как бы Вы определили, возможно, одну из главных черт белорусского градостроительства?

— Синтез культур, на мой взгляд, — его архиважная черта! Во многом объясняется тем, что наша градостроительная культура возникла в зоне взаимодействия Востока и Запада. Чем определяется и особая специфика этого региона, привлекающая, кстати, многих зарубежных исследователей к изучению градостроительства Беларуси.

Перебрасывая мостик в современность

— Не теряется ли связь традиций, наследия, тщательно изученного Вами, другими исследователями, с нынешними тенденциями?

— Это действительно сложная и широкая проблема — реконструкция исторических районов городов на данном этапе, в том числе исторических центров. Они, как правило, занимают большие территории. Пути и приемы преобразования их могут быть самые различные. Но теоретической, фактологической, идеологической основой этой работы, вне всякого сомнения, является история градостроительства. На ней должна основываться вся глобальная, в масштабах страны, концепция реконструкции.

Очень много полезного сделано в практике реконструкции белорусских городов с начала 80-х годов. Главная же задача сейчас — разработка подробных научных обоснований для каждого проекта реконструкции. Но еще важнее — учет их в проектном решении, и, особенно, при реализации. Это не всегда бывает. И тут важно веское слово общественности: профессиональных ученых, историков, реставраторов. Их нужно слушать, слышать и включать их видение в проектные решения, чаще устраивать общественные обсуждения всех документов!

Отступления от этих правил — по-моему, проблемный вопрос современного градостроительства. И его нужно решать. В каждом конкретном случае должна быть последовательная, научно обоснованная реализация градостроительной реставрации, на которую не влияют те или иные сиюминутные экономические соображения. Если в данный период нет средств, пусть уж лучше зона, которая нуждается в реконструкции, подождет до лучших времен.

Актуальна и другая важная проблема — аутентичность. Современное общество хочет знать, как было на самом деле в прошлом. Нужно стремиться к подлинности, максимальному приближению к историко-культурной аутентике, избегать обезличивания!