Станислав Протас
Архитектура и строительство № 5 / 2024
Витебск имеет богатую историю, свидетельства которой, несмотря на значительные утраты, сохранились до наших дней в архитектурном облике его центральной исторической части. Формирование исторического центра города было сложным и многоэтапным.
НАЧАЛО. ВИТЕБСКИЕ ЗАМКИ Местом основания Витебска являлась Замковая гора в устье р. Витьбы. В IX–X вв. здесь уже существовало укрепленное городище. К началу XII в. городище расширилось в западном направлении, укрепления охватили часть посада со стороны Западной Двины, образовав окольный город. Посады древнего Витебска сформировались в X–XIII вв. на юге, юго-востоке и востоке от детинца. На правом берегу Витьбы находился неукрепленный посад, так называемое предградье. К середине XIV в. детинец и окольный город были обнесены каменными стенами с башнями и получили название Верхний замок. К нему примыкал Нижний замок, образованный на месте неукрепленного посада, который размещался на юге и востоке от детинца и окольного города. С южной стороны территорию Нижнего замка ограничивало русло Пилатова (Замкового) ручья, на востоке – ручей Дунай. Предполагается, что у стен Верхнего замка с южной стороны располагалась основная торговая площадь средневекового Витебска (район пл. Тысячелетия Витебска). На южной стороне площади находилась Благовещенская церковь, построенная в XII в. К северу от Верхнего и Нижнего замков за р. Витьбой находился Взгорский посад, с восточной стороны – Задунайская слобода, с южной – Заручайная слобода, на правом берегу Западной Двины – Задвинская слобода. На высоком холме в Заручавье стояла Святодуховская церковь и женский монастырь. После предоставления Витебску в 1597 г. магдебургского права на Взгорье формируется новая административно[1]торговая площадь с ратушей. В конце XVI – начале XVII в. Взгорье было обнесено острогом, появился Взгорский замок. Взгорье постепенно приобретало все большее значение в градостроительном и архитектурном развитии Витебска. Здесь находилась третья витебская возвышенность – Успенская гора, где стояли деревянные Успенская, Воскресенская и Введенская церкви. Взгорье выполняло преимущественно общественно[1]торговые функции, в то время как Верхний и Нижний замки имели в основном военно-стратегическое значение. В 1654 г. замки были сильно повреждены во время осады города русскими войсками, после чего стены и башни были восстановлены из дерева на каменных основаниях. Город в это время представлял довольномощную крепость, состоящую из трех связанных между собой замков: Верхнего, Нижнего и Взгорского. К сожалению, исторический ландшафт и планировка района Верхнего и Нижнего замков почти полностью утрачена. Оборонительные укрепления, которые на протяжении XV–XVII вв. неоднократно разрушались и восстанавливались, были полностью уничтожены русскими войсками в 1708 г. в период Северной войны. Замковая гора была повреждена (раскопана) во 2-й половине ХIХ – начале ХХ в. при проведении строительных работ. В настоящее время от бывшей Замковой горы осталась лишь небольшая возвышенность во дворе здания горисполкома. В результате утрачена основная часть одной из самых старых улиц города – ул. Замковой (б. ул. Великой), которая пересекала территорию Нижнего замка с юго-запада на северо-восток. Направление бывшей ул. Великой частично сохранил пр. Фрунзе (на отрезке от ул. Ленина до русла ручья Дунай). На протяжении ряда лет на территории Верхнего и Нижнего замков проводились археологические исследования, что наряду с историческими материалами позволило создать достаточно полную картину того, как первоначально выглядела эта историческая часть. В 2007 г. по результатам археологических исследований над фундаментами башни Нижнего замка «Духовский круглик» построено здание, которое является своего рода символом одного из элементов оборонительных укреплений витебских замков. Третья часть системы витебских замков – Взгорский замок (острог) – располагался на правом берегу Витьбы, занимал часть Взгорской возвышенности и Успенскую (Лысую) гору. Имел почти правильную прямоугольную форму. С Нижним замком соединялся мостом через Витьбу. Отсюда расходились все основные улицы Взгорья – от моста начиналась улица, которая была продолжением ул. Великой (совр. ул. Ленина), западнее ее шла ул. Взгорская (совр. ул. Суворова), вдоль берега Витьбы – ул. Подвинская (совр. ул. Толстого), еще одна улица подходила к Успенской церкви (ул. Комиссара Крылова). Центром Взгорского замка была ратуша и рыночная площадь. Следует отметить, что в отличие от Верхнего и Нижнего замков исторический ландшафт территории Взгорского замка до настоящего времени в основном сохранился, основные улицы также сохранили свои направления. ПРЕДМЕСТЬЯ Помимо замков на территории Витебска существовали предместья Заручавье и Задунавье, которые начали заселяться в XII–XIII вв. Заручайная слобода. Занимала территорию в районе современной ул. Марка Шагала – Правды. Основной улицей была ул. Великая (Кожемятская), которая являлась продолжением улицы Нижнего замка. Задунайская слобода располагалась восточнее Нижнего замка, развитие получила в XIV–XVII вв. Планировка была преимущественно свободной. Через слободу проходила ул. Задунавская – продолжение ул. Великой (в настоящее время это направление частично сохранил пр. Фрунзе до пересечения с ул. 1-й Доватора). Еще одна улица шла в сторону Кстовской горы. Начиная с XVI в. стала застраиваться Задвинская слобода – территория на правом берегу Западной Двины, напротив витебских замков. В северной части находилась слобода Ильинщина. Задвинскую слободу с Взгорским замком соединял мост через Западную Двину, который выходил на ул. Подвинскую (совр. Толстого). В районе улиц Энгельса – Ильинской сохранились элементы первоначальной планировки (ранее здесь находилась Симеоновская церковь). Постепенно замки утратили свое значение. В конце XVII и на протяженииXVIII вв. на территории Нижнего замка и Взгорья формировался единый общественный центр, состоящий из системы центральных площадей. Облик рыночной площади сформировали каменные здания комплекса бернардинского монастыря и Воскресенской церкви с ратушей в центре. Ансамбль дополнял Успенский собор на Успенской горе. Перед комплексом зданий иезуитского монастыря сложилась культово[1]административная площадь. Обе площади представляли собой полуоткрытые в сторону друг друга композиции, разделенные р. Витьбой с переброшенным через нее мостом. Центральные площади Витебска на территории Беларуси являлись наиболее крупным, композиционно развитым ансамблем в стиле виленского барокко, созданным в итоге преемственной реконструкции территории со средневековой планировкой. Еще один центр формировался в Задвинье в районе моста через Западную Двину, вдоль полоцкого направления. Здесь были построены новые здания Симеоновской церкви и церкви Св. Николая, напротив находился монастырь пиаров. Таким образом, во 2-й половине XVIII в. завершилось формирование позднефеодального Витебска, который, развиваясь по обеим сторонам Западной Двины, получил сложную, но достаточно целостную архитектурно[1]планировочную структуру. Начал складываться единый общественно[1]культурный центр с системой центральных площадей, четко разграниченных по своему назначению, но в то же время объединенных в общую архитектурную композицию. РЕГУЛЯРНЫЙ ПЛАН, ИЛИ ВИТЕБСКИЙ КЛАССИЦИЗМ Следующим этапом в градостроительном развитии Витебска стали крупнейшие мероприятия по реализации проекта реконструкции города в соответствии с идеями классицизма – так называемым регулярным планом. В 1772 г. в результате первого раздела Речи Посполитой Витебск вошел в состав Российской империи. В 1797 г. составлен генеральный план города, разработанный с учетом существующих капитальных строений, находившихся преимущественно в центральной части, природных условий и сложного рельефа территории. Согласно регулярному плану, ранее сформировавшийся центр города сохранил свое значение. Наряду с системой центральных площадей в основном сохранялась планировочная структура территории бывших Верхнего, Нижнего и Взгорского замков. Главной улицей по-прежнему являлась Замковая (бывшая Великая). Она начиналась от Западной Двины и подходила к Соборной площади (современная пл. Свободы). В настоящее время эта улица утрачена. Основной архитектурно-планировочной осью была Двина, вдоль которой формировались важнейшие городские композиции. Город делился на левобережную (историческую) и более позднюю правобережную части. К центральной части с юга, востока и севера прилегали Заручайная, Задунайская и Взгорская слободы. Территории, выходящие за пределы центральной части, подвергались перепланировке в соответствии с принципами классицизма. Регулярная схема получила в каждом районе города индивидуальную трактовку. Однако на разных территориях было реализовано единство композиционно[1]планировочных приемов, обеспечивших свойственную классицизму целостность городской структуры. В целом планировочная структура города строилась на пересечении двух основных осей. Первая проходила через всю левобережную часть, пересекала Взгорье и Заручавье и выходила на севере на дорогу в Петербург, на юге – в Могилев и Смоленск. Вторая ось шла перпендикулярно первой, пересекала Задвинье по Полоцкой улице, которая за границами города продолжалась как Полоцкий тракт. Проанализировав исторические и проектные планы начала ХІХ в. и сравнив их с существующей планировочной структурой, можно отметить, что при разработке и реализации регулярного плана Витебска существующие капитальные строения были использованы как опорные элементы, что позволило сохранить центральную часть города. Сложившаяся нерегулярная планировочная структура прилегающих районов была упорядочена в соответствии с принципами классицизма, при этом произошло формирование новых центров городских районов в виде площадей или их групп. Планировка каждого из районов имела свои особенности, что в значительной степени позволило сохранить индивидуальный образ архитектурно[1]ландшафтной среды. Структура регулярного плана Витебска начала ХІХ в. в значительной степени сохранилась в настоящее время в центральной части города и является примером масштабной градостроительной реконструкции периода классицизма на территории Беларуси. Некоторые изменения в планировке центральной части города произошли Следующий этап в развитии города связан со строительством в 1866 г. Риго-Орловской железной дороги, которая прошла в Задвинье по западной границе города. Здесь был построен вокзал, перед которым образовалась площадь, ориентированная на улицу, получившую название Вокзальная (совр. ул. Кирова). Для более удобной связи с левобережной частью города по оси ул. Вокзальной был возведен мост через Западную Двину с выходом на территорию бывшего Нижнего замка и ул. Замковую. Эти реконструктивные мероприятия улучшили транспортную связь Задвинья с левобережной частью. В 1906 г. через город прошла линия Петербургско-Одесской железной дороги. С появлением железной дороги возросла роль Задвинья, где во 2-й половине ХІХ в. стала постепенно развиваться промышленность, что привело к увеличению территории правобережной части почти в три раза. Левобережье развивалось несколько медленнее, тем не менее и в этой части территория постепенно увеличивалась. Во Взгорье новая застройка появилась в северном направлении. Задунавье застраивалось вдоль левого берега Витьбы. Центральной улицей этого нового восточного района стала ул. Дворцовая (совр. ул. Баумана). В южной части застройка шла в районе ул. Луческой (совр. пр. Черняховского), которая вела к Могилевскому рынку. Во 2-й половине ХІХ в. значительно увеличилась доля каменного строительства. Помимо жилых строились общественные здания, некоторые из них сохранились до настоящего времени. Наиболее плотно застраивались центральные улицы города: Смоленская – Гоголевская (совр. ул. Ленина), Суворовская (совр. ул. Суворова), Замковая, Вокзальная (совр. ул. Кирова), Дворцовая (совр. ул. Советская), Подвинская (совр. ул. Толстого) и др. В значительной степени именно вдоль этих улиц сохранилась до настоящего времени каменная жилая застройка конца ХІХ – начала ХХ в. в середине ХІХ в., когда Могилевский рынок был соединен напрямую с ратушной, торговой и административно[1]культовой площадями за счет сооружения дамбы через овраг рукава Витьбы и прокладки новой магистрали (б. ул. Гоголевская, южная часть совр. ул. Ленина). Это было вызвано открытием в 1850 г. движения через Витебск по построенному шоссе Петербург – Киев и в 1854 г. – Смоленскому шоссе.
ВЕК ХХ. ОБРЕТЕНИЯ И УТРАТЫ
Развитие города в 1920–1930-х гг. вызвано в основном увеличением промышленного строительства, которое велось преимущественно в правобережной части Витебска. Были созданы первые комплексные районы застройки (рабочие поселки), включающие жилые здания и объекты обслуживания (магазины, школы, детские сады). Пожалуй, ни в каком другом городе Беларуси нет такого количества застройки этого периода. Необходимо отметить, что при строительстве использовались в основном приемы стиля конструктивизм. Такие рабочие поселки появились в районе Марковщины. В 1920–1930-е гг. эта территория превратилась в крупнейший промышленный район – Пролетарскую слободу. Сохранились рабочие поселки фабрики «КИМ» и коврового комбината, построенные в районе ул. М. Горького, связывающей район Марковщины с центральной частью города. Основу застройки поселка фабрики «КИМ» составляют 3-этажные жилые дома секционного типа, прямоугольные в плане. Наиболее интересным в плане архитектурно[1]планировочного решения является 4-этажный дом коммунального типа по ул. М. Горького, 36/25. Из производственных зданий сохранился 3-этажный производственный и 4-этажный бытовой корпус, восстановленный в послевоенные годы. Рабочий поселок коврового комбината находится в районе ул. 1-й Пролетарской. Вдоль улицы расположены 3-этажные жилые дома, на внутриквартальной территории – 2-этажные 2-секционные жилые дома. В районе Пролетарской площади находится здание столовой (фабрика[1]кухня, ул. 1-я Пролетарская, 10), которое также является примером архитектуры конструктивизма. На основных городских улицах в 1920–1930-е гг. были возведены шесть 4-этажных жилых дома коммунального типа, где в одном здании предусматривались жилые квартиры и помещения для хозяйственной и общественной деятельности. Помимо жилых в эти годы строились общественные здания – клуб металлистов по ул. Энгельса, 2 и клуб фабрики «КИМ» по ул. Димитрова, 27. Отдельные здания этого периода сохранились в застройке по ул. Богдана Хмельницкого, ул. Жесткова, в районе ул. Баумана (в составе комплекса зданий Витебской государственной академии ветеринарной медицины) и др. В годы Великой Отечественной войны Витебск был сильно разрушен. Восстановление города велось главным образом по генеральному плану 1948 г., в котором «учитывались перспективы развития народного хозяйства, природные условия и исторически сложившаяся городская структура». Архитектурно-планировочная схема Витебска в основном повторяла схему, разработанную в генеральном плане 1938 г. Центр города и уличная сеть в большинстве своем сохраняли исторически сложившуюся структуру с учетом расширения габаритов отдельных улиц. В 1949–1951 гг. в развитие генплана был разработан проект планировки и застройки центральной части Витебска и проект красных линий для района, ограниченного с севера р. Витьбой, с востока – ул. Богдана Хмельницкого, с запада – р. Западная Двина, а также для центральной части Задвинья (район ул. Кирова). Этим проектом предусматривался ряд реконструктивных мероприятий, которые серьезным образом влияли на планировочную структуру центральной части города. В том числе реконструкция привокзальной площади, расширение ул. Кирова (б. ул. Вокзальной) и строительство на противоположном берегу Западной Двины здания нового театра, пробивка нового спрямленного участка ул. Ленина (б. ул. Гоголевская) на участке от ул. Шубина до Смоленского шоссе и расширение ул. Ленина за счет сноса зданий нечетной стороны. Спрямление ул. Ленина привело к исчезновению площади Могилевского рынка. В настоящее время утраченные габариты этой площади фиксируют несколько сохранившихся зданий конца ХІХ в.
Строительство здания вокзала на старом месте привело к необходимости изменения первоначального направления оси ул. Кирова. При этом была значительно увеличена ширина улицы, в центре которой возник бульвар. Комплексная застройка ул. Кирова была реализована в 1950–1958 гг. по проекту архитекторов В. Гусева, А. Даниловой, В. Данилова и представляет собой шесть 5-этажных жилых домов, протяженность которых увеличивается при движении в сторону вокзала. Высотными акцентами ансамбля являются 7-этажные угловые здания, выходящие на набережную реки к Кировскому мосту. Кроме того, застройка этого периода появилась вдоль нечетной стороны ул. Ленина и в районе пл. Ленина (ул. Коммунистическая, Горовца). Полностью была реконструирована пл. Ленина, на восточной стороне которой построено здание Дворца культуры (ранее – здание театра). В 1975 г., после того как было снесено здание бывшей мужской гимназии, изменилось первоначальное направление ул. Замковой – она получила прямой выход к Кировскому мосту. Окружающая территория в 1960–1970-е гг. постепенно застраивалась. Таким образом, исторический ландшафт и планировка района Верхнего и Нижнего замков в результате проведенных реконструкций практически утрачены. В 1975 г. на ул. Замковой было снесено здание бывшей мужской гимназии и улице придали прямолинейное направление. На нечетной стороне появилась 12-этажная гостиница «Витебск», ориентированная узким торцевым фасадом на улицу, а широким – к Западной Двине. На противоположной стороне ул. Замковой было построено здание производственно[1]лабораторного корпуса проектно-конструкторского бюро АСУ, а к зданию обкома партии сделана пристройка по ул. Пушкина. В результате историческая планировка этого района почти полностью утрачена. В 1974 г. завершилась застройка и благоустройство пл. Победы. Здесь был создан мемориальный ансамбль, посвященный освободителям Витебщины. Площадь имела важное значение в формировании архитектурно[1]планировочной структуры, являлась крупным транспортным узлом и одновременно зоной отдыха. Необходимо также отметить, что период послевоенной реконструкции связан с утратой красивейшего барочного ансамбля двух центральных площадей – Рыночной и Соборной. Единственным уцелевшим зданием из всего комплекса застройки была ратуша. В последние десятилетия в городе ведутся работы по реставрации сохранившейся застройки и восстановлению утраченных зданий. Начало этому процессу было положено благодаря реставрации здания ратуши, восстановлению в 1998 г. Благовещенской церкви. В дальнейшем была выполнена реставрация здания Покровского собора на ул. Ленина (бывший костел тринитарского монастыря), отреставрирован костел Св. Варвары по ул. Ленинградской, на Ратушной площади воссоздано здание Свято-Воскресенской церкви. Силуэт исторического центра города дополняет восстановленное здание Успенского собора. Сохраняется возможность регенерации комплекса застройки пл. Свободы, так как территория Николаевского собора (бывшего костела и монастыря иезуитов) в настоящее время свободна от застройки. Сегодня развитие планировочной структуры города осуществляется на принципах преемственности и преимущественном сохранении сложившейся исторической планировки, а также ее развития с целью обеспечения оптимального размещения функциональных зон, общественных центров, инженерно-транспортной инфраструктуры современного Витебска.