![]() |
Кондратьев Денис Владимирович, старший преподаватель, ученый секретарь кафедры «Рисунок, акварель и скульптура» архитектурного факультета БНТУ |
Архитектура и строительство № 6 / 2024
С самого начала, когда человеческое сознание вышло из тьмы, его обладателю потребовалось преобразовать мир вокруг себя. Начиная со своего жилища и далее – насколько хватает глаз. Но прежде всего он организует ближнее окружение. Даже временное пристанище – пещеру он украшает наскальными рисунками, отражая в образах свою жизнь. И вот он уже чувствует красоту линии, ее пластичность. Переходит от рисунка к объемной пластике: вырезает из кости фигурки животных, людей
Перейдя к оседлой жизни, человек основывает города, стремясь не только к удобству, но и красоте. Постепенно формируются три основных вида искусства, тесно связанные между собой: архитектура, скульптура и живопись.
Архитектура в силу своей пространственности и основательности является главной – основой для живописи и пространством для скульптуры. Скульптура подобна архитектуре и занимает особое место в данной иерархии, прорастая в глубину пространства. Будь то рельеф или круглая скульптура, с их помощью создается не только место притяжения визуального внимания, но и место концентрации невербальной информации. Город приобретает особое звучание, становясь красивым и повествовательным: регулируя настроение людей, напоминает жителям и знакомит гостей города со своей историей.
Скульптура в силу своей пространственной наглядности взяла на себя функцию мемориальной пластики. С появлением поселений она естественным образом вплетается в жизнь человека религиозными мотивами, помогая овеществить душевные колебания и придать им прочность в камне, дереве, металле. Мемориальная архитектура, являясь фундаментом для скульптуры, на тысячелетия сохраняет память о персоналиях, верованиях, знаковых событиях и местах. В различных мировых центрах возводятся памятники, монументы и храмы, соединяющие изобразительные искусства, с которыми архитектура создает художественные образы, вызывающие глубокие эмоции и воплощающие человеческие идеалы и традиции [2]. Скульптура, посвященная конкретным событиям, персонажам и объектам истории, становится частью городского ландшафта. Наряду с так называемой «круглой» скульптурой распространяется уплощенная скульптурная пластика – рельеф, украшающий архитектурные элементы замысловатым лепным узором или обозначающий место значимого для истории города, страны события.
В качестве части архитектурного пространства памятники, декоративно парковая скульптура, скульптурные композиции фонтанов организуют городское и парковое окружение, становясь визуальным центром различных участков города: площади, улицы или иного публичного места. Городская и парковая скульптура неизменно облекается в легенды, наделяется символическими смыслами, подается в путеводителях как важная историческая или художественная ценность, которую необходимо осмотреть. С появлением возможности быстрой фотосъемки зритель начинает запечатлевать себя на фоне скульптуры, нередко являющейся частью здания, композиции фонтана или мемориального комплекса. В последние годы мемориальное значение скульптуры начинает преобладать над ее эстетической функцией, становясь поводом рефлексии горожан, СМИ и интернет-площадок [3].
На смену традиционному памятнику, несущему оригинальный замысел скульптора, выражающийся в аллегорической рефлексии и выборе особенных положений форм в пространстве, приходят необычные формы. При этом скульптор соблюдает установленные правила увековечивания событий или известных личностей. Необычные скульптуры города – это объекты с нетипичным образным решением. Таковыми могут быть антропоморфные, анималистические, а также неодушевленные объекты с обязательным подтекстом, иногда трагическим, иногда юмористическим. Благодаря этому необычное решение скульптурной композиции вовлекает зрителя в выявление неочевидных, завуалированных смыслов, наполняющих скульптурные объекты.
Скульптура становится частью отношений людей с местом проживания. Образность, запечатленная в городской среде, подразумевает социально-коммуникативное восприятие и через воспоминания, которые может вызвать скульптурная композиция. Иметь личный опыт, связанный с воплощенными образами, реципиенту необязательно – сама культурная среда превращает воспоминания в эмоционально окрашенную актуальность.
Городская скульптура в иные времена выполняла функции подчас диаметрально противоположные, вызывая страх, поклонение, воспоминания, идентификацию пространства, развлекая и образовывая. Для жителей города становится удобно назначать места встреч у скульптурных композиций, будь то памятник историческому событию или декоративный мотив.
![]() |
В Минске одним из любимых мест для встреч в 1874 году становится фонтан «Мальчик с лебедем» в Александровском сквере. Пожалуй, эта скульптурная группа одна из самых старых, сохранившихся в Минске. Автор – немецкий скульптор 1-й половины XIX в. Теодор Эрдманн Калиде. Первый вариант такого мотива им был выполнен для дворцового парка Шарлоттенбург. Скульптура возымела успех, после чего копии скульптурной композиции стали появляться по всему миру, насчитывая более двухсот экземпляров.
Сегодняшний зритель любуется реконструкцией фонтана и его скульптуры. Скульптуру заново отливали из бронзы в 2015–2016 гг. Оригинальным остался лишь постамент, где и значится дата установки. На старой фотографии конца IX – начала ХХ в. можно увидеть, каким фонтан был в самом начале своей истории.
![]() |
В 1-й половине ХХ в. уже в советском Минске 7 ноября 1933 г. к годовщине революции на центральной площади, перед строящимся зданием Дома Правительства, устанавливается памятник В.И. Ленину.
![]() |
Архитектор Иосиф Лангбард изначально предусматривал его установку перед центральным входом в здание. Автор памятника – скульптор М.Г. Манизер мыслил монументально: Ленин возвысился над землей на 7-метровую высоту и стал в первых рядах самых масштабных произведений монументального искусства своего времени на просторах СССР. К сожалению, памятник был уничтожен немецко-фашистскими захватчиками в июне 1941 года. После освобождения города ленинградский завод «Монументскульптура» по сохранившимся у автора моделям заново отливает монумент. 1 мая 1945 г. состоялось его второе открытие. Архитектура постамента и сам облик исторического персонажа неразрывно связан с ритмичной динамикой служащего фоном здания. Общая архитектоника эмоционально сдержанна, идеологически выразительна.
![]() |
После Великой Отечественной войны в среду человеческой жизни прорастают и прочно укореняются мемориальные комплексы, связанные с необходимостью отразить трагические события, переосмыслить и психологически разгрузиться, осознав и отпустив пережитое. Минск и его жители не исключение. В 1954 году он обретает выразительный знаковый символ города-героя – монумент Победы на одноименной площади. Над его созданием трудился целый ряд выдающихся художников своего времени: Г.А. Заборский, В.А. Король, А.О. Бембель, А.К. Глебов, С.И. Селиханов, З.И. Азгур, С.А. Салтыков, С.А. Адашкевич.
![]() |
Застройка вокруг площади производилась согласно генеральному планированию 1932–1938, 1946 гг. и проекту площади 1950 г. (архит. М.О. Барщ, Л.С. и Г.С. Аранаускасы, корректировка Г.А. Заборского и Л.П. Мацкевича, 1954). Завершающим композиционным акцентом стал монумент Победы, яркий восклицательный знак на пересечении пр. Независимости и ул. Захарова. 38 метров гранита в форме обелиска, навершие которого венчает орден Победы, стремятся ввысь.
Очевидна связь решения основания монумента Победы и памятника В.И. Ленину перед зданием Правительства, использованием рельефных композиций, символизирующих различные социальные процессы. Данный прием – тематическое рельефное повествование – нередко применяется при наличии у того или иного монумента массивного подиума. В решениях задач синтеза искусств ряд вопросов становится наиболее острым. Особое место занимает организация пространственных сред советских городов, и степень участия монументального искусства в структурировании города является важным критерием. «Понятие художественности более тесно срастается с понятием гуманистичности, рождая соответствующие приемы композиционного решения произведений монументально декоративной скульптуры и критерии их оценки» [1].
В течение десятилетий внимание градостроителей, художников влекли монументальные формы в решении градостроительных задач советского города в связи с масштабностью разрастающихся городских пространств. Появляющиеся монументы подчеркивают важность событий исторического процесса СССР, воплощая в пластике образ за образом выдающихся представителей советского общества.
![]() |
Памятник советскому государственному деятелю М.И. Калинину установлен на одноименной площади в 1978 г. (скульпт. И.М. Глебов, В.В. Полийчук; архит. Ю.П. Григорьев, А.Ф. Невзоров). Михаил Иванович Калинин смотрит на главный вход в парк Челюскинцев и Центральный ботанический сад. Не теряя своей монументальности, он предстает гостям и жителям столицы более живым и менее жестким, в отличие от В.И. Ленина у здания Правительства. И высота скульптуры не так величественна и помпезна – всего 5,5 м. Тем не менее характерный бронзовый образ «рабоче крестьянского президента» стал идейно-художественной доминантой площади, ставшей органически необходимой архитектурному ансамблю основной магистрали Минска.
Наблюдая за эволюцией общества, наблюдается повышение интереса к жанровой скульптуре. Скульптуры становятся менее монументальны и более демократичны. Желая органически влиться в структуру города, оживить ее, жанровые скульптурные композиции чаще всего устанавливаются без возвеличивающих подиумов и постаментов. Скульптурные персонажи становятся ближе к зрителю. Нередко подобные произведения искусства требуют от зрителя владения чувством юмора, иронией, сарказмом.
Сендайский сквер, расположенный за Музыкальным театром, в 1981 г. обзавелся интересной по структуре, теме и пластике скульптурной композицией группового формата – «Батлейка» скульптора Л.Б. Зильбера. Зрителю предлагается пообщаться в непосредственной близи с бронзовыми персонажами старинного кукольного театра традиционной для Беларуси формы. Куклы выполнены гротескно, в народной манере.
![]() |
Эмоционально раскрепощенной, динамичной, стихийной, как сама природа, получилась серия скульптурных композиций, ставших жемчужинами в оформлении пр. Победителей. «Времена года» – четыре декоративные скульптуры, соответственно олицетворяющие весну, лето, осень и зиму, метафорично изображают белорусские праздники: «Гуканне вясны»; «Купалле»; «Дажынкі»; «Каляды». Высокохудожественные образы создали выдающиеся белорусские скульпторы В.П. Занкович, Л.Г. Давиденко, Ю.В. Поляков и А.С. Шатерник.
![]() |
В 2000-е гг. в Минске появляются скульптуры менее фигуративные, делающие акцент на декор, от чего их образность только выигрывает. Одна из таких скульптур «Кветкi» украсила входную группу Республиканского детского реабилитационного центра в Севастопольском сквере.
![]() |
![]() |
Скульптура высечена из мрамора – материала, довольно редко встречающегося в городской скульптуре из-за своей хрупкости. Символ возрождения более 22 лет радует глаз и вселяет надежду 8 16 10 пациентам реабилитационного центра. Произведение установлено в 2002 г. (автор – художник скульптор Д.В. Кондратьев).
Постепенно Минск обретает все более причудливые, яркие детали. Город становится привлекательнее. Постоянно ускоряющееся движение мира нетерпеливо подталкивает творческих личностей к экспериментам. Как символ неопределенного, подвижного, изменчивого будущего, в пространство города проникает кинетическая скульптура. Словарь терминов изобразительного искусства называет кинетизм авангардным направлением в современной пластике. Помимо традиционных задач, такое произведение несет эстетическое впечатление от эффектов реалистического движения всего целого или его отдельных частей. Как правило, в движение скульптура приводится ветром, отчего и смена форм неравномерна. Разная скорость завораживает то замедленной, то ускоренной калейдоскопической сменой пластики. А вот она замирает в причудливой позе и вдруг начинает новое движение. Такое произведение пластического искусства – кинетическую скульптуру «Васілёк» – можно увидеть в Минске на Зыбицкой улице.
![]() |
Г. Погорелов). Композиция воплощает инженерную идею и символ Беларуси – растение васілёк. Инсталляция создана коллективом конструкторского бюро EnCata и преподнесена в дар городу Минску. 16 алюминиевых блоков с прикрепленными к ним лопастями, изображающими лепестки, при малейшем дуновении ветра наполняют примыкающее пространство волшебством. Поблескивающий серебром, колышущийся васілёк издает приятный металлический шепот, возвещающий о неизбежных переменах…
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 1. Иванова, И.В. Скульптура в городской среде / И.В. Иванова // Архитектурное творчество СССР. Проблемы, суждения, информации: Выпуск 3 / Отв. ред. д-р архит., проф. Ю.С. Яралов; Государственный комитет по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР, Центральный научно-исследовательский институт теории и истории архитектуры. – Москва: Стройиздат, 1976. – 192 с. 2. Сардаров, А.С. Летопись памяти поколений: мемориальная архитектура Беларуси / А.С. Сардаров. – Минск: Беларуская навука 2018. – 167 с. 3. Стрельникова, А.В. Необычные памятники как объект городского визуального пространства / А.В. Стрельникова // Социс. – 2013. – № 4. – С. 95–99.