Из Википедии:
«17 июля 1917 г. родился Сергей Борисович Ботковский (1917–1995), заслуженный архитектор БССР (1969). Окончил Институт живописи, скульптуры и архитектуры в Ленинграде (1940). Участник Великой Отечественной войны. Работал в Белгоспроекте, Белгипроторге, Белпромпроекте. В 1960–1965 гг. – главный архитектор, в 1965-1978 руководитель мастерской Минскпроекта. С 1978 г. – заведующий кафедры интерьера и оборудования Белорусской академии искусств.
Среди основных работ в Минске (все в соавторстве) – реконструкция корпусов химического и биологического факультетов БГУ (1950), пригородный железнодорожный вокзал (1955), застройка пл. Я. Коласа, здания полиграфического комбината, часового завода (1956) и др. За участие в создании архитектурного ансамбля Ленинского проспекта (ныне пр. Независимости) удостоен Государственной премии БССР (1968). Павильон ВДНХ БССР по ул. Я. Купалы. Реконструкция стадиона Динамо к ХХ11 Олимпийским играм (1975-1980).
Со скульптором А. Аникейчиком создал памятник Я. Купале в нью-йоркском Арау-парке (1973).»
Эти короткие строки в Википедии совершенно не показывают масштаб личности одного из мэтров белорусской архитектуры Сергея Борисовича Ботковского.
Мне посчастливилось по распределению из Минского архитектурно-строительного техникума в 1967 году 18 летним техником-архитектором попасть в АКМ-3 Минскпроекта, которой руководил С.Б. Ботковский.
Первый разговор с ним запомнил на всю жизнь. «Ты попал в хорошее место желаю тебе из него уйти на пенсию». Эту шутку пришлось выполнять. А это заняло всю творческую жизнь.
Мэтр совершенно одинаково «на равных» говорил с молодыми учениками, зрелыми коллегами, уборщицами и руководителями БССР.
Шутки и анекдоты от Ботковского расходились на цитаты по всему Минску.
Я совмещал учебу в БПИ с работой в мастерской Ботковского, а эта работа, под руководством Сергея Борисовича была лучшей архитектурной школой в республике.
Рядом в мастерской Юрий Градов, Леонид Левин и Валентин Занкович, созидали Хатынь и другие мемориальные комплексы, над объектами Минска работали зодчие: Владимир Минькин, Леонид Гельфанд, Иосиф Левин, Фарух Зохрэ и другие. В одном большом зале трудились над воплощением архитектурных замыслов конструкторы, инженеры всех специальностей, сметчики.
Увязка всех разделов проекта проходила на месте без бюрократии и волокиты.
Авторитет Ботковского был для всех неоспорим. Он никогда не навязывал свое мнение, не лез в авторы, но иногда говорил, «а попробуй так» и рисовал эскизик, и ты понимал, что это намного лучше чем ты сам придумал.
Вспоминая архитектурные советы тех лет в Минскпроекте, на которых рядом с Ботковским блистали красноречием Георгий Сысоев, Сергей Мусинский, Владимир Афанасьев, Юрий Григорьев, Юлий Пурецкий, Ярослав Линевич, Евгений Заславский, а иногда Владимир Король и многие другие, понимаешь, что это была система проектирования и воспитания архитекторов, которая без компьютеров и интернета, за скудные средства, выделяемые Госпланом СССР, позволила за короткий исторический период 20-30 лет создать удобный для жизни двухмиллионный город.
Через несколько лет, уже работая в соавторстве с С.Б. Ботковским над реконструкцией стадиона Динамо к ХХII Олимпийским играм, я не переставал удивляться его творческой энергии, обилием идей и умением добиваться их воплощения при строительстве.
К большому сожалению всех профессионалов два из основных творений Сергея Ботковского: павильон ВДНХ на ул. Янки Купалы и стадион Динамо в Минске утрачены за последние годы, а многие объекты перестроены до неузнаваемости, но здания на проспекте Независимости пока уцелели.
Промышленные объекты, созданные архитекторами С. Ботковским и Н. Шпигельманом в Белпромпроекте для нынешней площади Якуба Коласа, а также главный корпус часового завода «Луч» на проспекте стали шедеврами промышленной архитектуры СССР и вошли в учебники архитектуры. Надеемся, что эти здания не постигнет участь павильона ВДНХ.
Я не претендую на научное изучение и анализ творчества Сергея Борисовича Ботковского. Это могут и должны сделать коллеги из БНТУ, Академии архитектуры и других организаций. Но текст, посвященный зодчему в Википедии необходимо обязательно дополнить.
Архитектор: Гаухфельд М. Л.