Материалы

ЧЕТВЁРТЫЙ МИНСКИЙ АРХИТЕКТУРНЫЙ ФОРУМ "ПОИСК ИДЕНТИЧНОСТИ"

kd

9.11.14 - 20.11.14

Четвёртый Минский Архитектурный Форум посвящён поиску концепции современной белорусской архитектуры и проблеме потери идентичности белорусского города.

В условиях глобализации многие современные белорусские зодчие не в силах проектировать архитектуру, которая, оставаясь современной, учитывала бы исторические и культурные традиции места, города, региона, страны...
Одним из направлений современной архитектуры, которая раскрывает уникальные особенности определенного места, является критический регионализм.
Суть критического регионализма в комплексном подходе к архитектурному проектированию, базирующемуся на максимально полном учете исторического, культурного и географического контекста. Одним из методов критического регионализма является сохранение "духа места". Феномен "дух места" призывает проектировать в контексте конкретного места и конкретных условий. Для архитектора очень важно прочувствовать характер среды, сохранить её аутентичность.
Многие города постепенно эту аутентичность теряют. Минск не является исключением. Один из уникальных памятников советского градостроительства - проспект Независимости - постепенно разрушается под воздействием "современной белорусской архитектуры". Если мы этот процесс не остановим, то потеряем проспект. Если мы потеряем проспект - мы утратим часть своей истории.
Однако обновление застройки проспекта неизбежно и должно происходить, но вопрос в том, как сделать это грамотно, сохранив тот самый "дух места". Ответ на этот вопрос мы попытаемся найти в ходе проведения Четвёртого Минского Архитектурного Форума "Поиск идентичности".


Общая цель Форума: движение в направлении современной белорусской архитектуры в контексте города с его уникальным культурным и историческим наследием.

Конкретные цели Форума:
1.Образовательная: научить студентов проектировать современную архитектуру, учитывающую исторический контекст.
2.Коммуникативная: сведение профессионалов в области истории, архитектуры, реставрации, охраны исторического и культурного наследия.
3.Теоретическая: создание базы знаний о том, как должна выглядеть современная белорусская архитектура, посредством лекций, дискуссий, работы в рамках воркшопов.
4.Практическая: обратить внимание жителей и властей города на проблему разрушения духа города.

В рамках Форума пройдут 5 воркшопов, которые будут работать с бывшим зданием музея Великой Отечественной войны ( арх-ры Е. Бенедиктов и Г. Заборский) и ансамблем застройки проспекта Независимости.

1 ВОРКШОП: «Будущее минского классицизма»
Гоша Заборский
О чем мой воркшоп? О будущем. О том, что история знает две культуры, оказавшиеся в состоянии осмысления абсолютного внешнего хаоса: это античная Греция и современность. Только греков окружал внезапно осознанный хаос природы, а нас окружает хаос информации. И о том, что греки создали специальный инструмент для приручения хаоса: классическую философию. О том, как научиться ей у минского классицизма 1950-х годов, и о том, как применить это умение в современной архитектуре, чтобы снова придать человеческой повседневности смысл. Мы запряжем Платона, Диоклетиана, Короля, Цумтора и Айзенманна в одну упряжку. Будет много сложных мыслей, много чистой архитектуры и научной фантастики.
А чтобы понять тему глубже, советую до начала воркшопа прочитать “Анафем” Нила Стивенсона.

2 ВОРКШОП: «Музей одного народа и миллиона идентичностей»
Ирина Балуненко
Архитектор; аспирант и младший научный сотрудник "Института искусствоведения, этнографии и фольклора" НАН Беларуси. Исследует современную сакральную архитектуру Беларуси: в аспекте идентичности и изобретения традиций.
В официальной версии истории Второй мировой войны "белорусский народ" - пострадавший от нацизма и сражавшийся с ним - состоит исключительно из этнических беларусов. Даже Холокосту в школьных учебниках отведено лишь несколько строк.
Поэтому в экспозиции музея, о которой мы пофантазируем на воркшопе, будет подчёркнут многонациональный состав беларусов, принявших участие в войне. Пространство, в котором через рассказы отдельных участников войны раскроется история различных этнических групп, формирующих "белорусский народ" (как самих этнических беларусов, так и белорусских татар, евреев, поляков, литовцев, украинцев, русских) расширит представление о белорусской национальности и создаст альтернативу как официальному, так и националистическому проекту идентичности.
Мы рассмотрим, какие из стратегий архитектурного выражения неопределимой идентичности на практике оказались эффективными, а какие - нежизнеспособными, и попробуем разобраться, можно ли создать музей Второй мировой войны с яркой идентичностью, не прибегая к изобретению традиций.

3 ВОРКШОП: "Будущее Октябрьской площади"
Дмитрий Задорин
Архитектор, магистр Делфтского технического университета. Исследователь архитектуры советского модернизма, типового домостроения, архитектуры Минска
Октябрьская площадь в Минске, в прошлом Центральная, задумывалась советскими архитекторами как главная площадь города. В то время, как законченность всего ансамбля центра в целом не подлежит сомнению, снос здания Великой Отечественной Войны на Октябрьской площади дает в очередной раз понять, что окончательное решение самой площади так и не найдено. Изучая и анализируя ее историю, ее роль в послевоенном ансамбле, значение в контексте развития архитектуры советской и постсоветской эпох, а также функционирование площади в современном городе, - только так можно ответить на вопрос: “Как должна выглядеть главная площадь Минска?” В поиске ответа на него и заключается задача воркшопа.

4 Воркшоп: "Архитектурно-антропологическое картирование городского ландшафта" на примере Октябрьской площади Минска
Николай Васильев
Историк архитектуры, фотограф, кандидат искусствоведения. Генеральный секретарь DOCOMOMO Россия С 2005 года участник фотографических выставок. Тексты и фотографии публикуются в журналах «Московское наследие», «Tatlin», «Проект.Россия», «Interni», «Эксперт» и др.
Алексей Комов
Архитектор, лауреат и постоянный участник российских и международных архитектурных конкурсов. («Золотое сечение», «Под крышей дома..., APXИWOOD и т.д.). Член Союза Архитекторов России. Руководитель собственной мастерской Автор актуальных аналитических статей в профессиональных изданиях («Проект-Россия», «Проект- Интернешнл», "Капитель") С 2011 курирует проект «АРХ-Евп», посвященный советскому архитектурному наследию Евпатории и Крыма.
Большинство людей живет в городах, но что мы знаем о них? Что есть кроме цифр численности и плотности населения, этажности и годов постройки домов, объемов продукции предприятий, названий районов и улиц? Целый ряд аспектов и характеристик городской среды, нашей среды обитания может быть изучен и исследован — не только в рамках академической науки и заказов городского менеджмента, но для понимания города самими горожанами, практикующими архитекторами и их заказчиками. Город меняется и стихийно и под воздействием воли людей. Не каких-то особенных, но самых обыкновенных. Они все действуют в условиях недостатка информации и зачастую мифологизированных представлений. Мы попробуем разобраться, какие есть способы изучения города — не столько в целом, сколько отдельных его мест, важных для современной жизни и забытых, где жизни, кажется, почти уже нет, несмотря на главенствующее положение в ансамбле центра города.

5 ВОРКШОП
Иван Кравцов/ Роман Забелло/ Евгения Малей
Иван Кравцов
Окончил бакалавратуру Белорусского национального технического университета по специальности «архитектурный дизайн» в 2011 году.
Проходил стажировку в ГУП НИиПИ Генплана г.Москвы, Вильнюсской архитектурной студии «VAS». С 2011 года работал ведущим архитектором в архитектурной мастерской «Апрель».
С 2013 — арт-директор в «Архитектурном бюро 35»
Член наблюдательного совета ОАО "Минский часовой завод"
Преподаватель кафедры «Дизайн-архитектурной среды» Белорусского национального университета.
Роман Забелло
Архитектор-реставратор, аспирант Белорусского национального технического университета. Окончил БНТУ и Краковский политехнический институт по теме «Реставрация памятников архитектуры и градостроительства». Исследует систему ценностей памятников архитектуры и урбанистки их методики сохранения и ревалоризации в культурном ландшафте Беларуси.
Евгения Малей
Окончила бакалавратуру в Брестском государственном университете в 2011 году по специальности «архитектура». В 2012 — магистратуру Белоруссского государственного технического университета с темой исследовательской работы: «Энергоэффективность общественных зданий в строительстве Беларуси». Участвовала в международном фестивале «Города»-2010, студенческом форуме «ARCHEvolution’10».
Занимается архитектурной практикой с 2010 года.

«Стратегии городского развития»
Практическое градостроительное проектирование предполагает оценку перспективного развития городских территорий с позиций мультидисциплинарности.
Наш курс посвящен подготовке интегрированного руководства для властей и девелоперов, локальных сообществ на основе анализа и оценки социально-экономических и политических факторов, городской инфраструктуры, истории и культуры места.