Материалы

Дизайн "холодной войны" покажут в Лондоне

ImageОстанкинскую телебашню, шпионские приспособления КГБ, платья от Пьера Кардена и пластиковый автомобиль объединяет открывающаяся в четверг в Лондоне выставка работ дизайнеров, творивших по обе стороны "железного занавеса" во времена "холодной войны".

Созданные в период с 1945 по 1970 годы произведения дизайнеров разных стран - от архитектурных проектов до бытовой техники - можно будет увидеть в музее Виктории и Альберта до 11 января следующего года.

"Период после Второй мировой войны - это тревожное и напряженное время, отмеченное невероятными техническими достижениями и, несмотря ни на что, полное оптимизма. Экспозиция показывает, как в этих условиях складывался и формировался дизайн, какое влияние на него оказали холодная война, борьба капитализма и коммунизма, гонка в освоении космоса, желание стран быть самыми современными в мире", - отметила куратор выставки Джейн Павитт.

Музеи США, России, Чехии, Польши, Италии, Кубы, Германии и других стран предоставили для выставки в Лондоне в общей сложности более 300 экспонатов.

"Российские музеи особенно активно сотрудничали с нами, например, музей космонавтики в Калуге и архитектурный музей (имени Щусева) в Москве", - добавил помощник куратора выставки Дэвид Кроули.

Подземные церкви и сталинские высотки

Выставку открывают экспонаты послевоенного времени, когда перед архитекторами стояла задача восстановить разрушенные города. Надежда на новую спокойную жизнь и одновременное желание оградить себя от атомных бомб и ужасов войны отразились в творчестве дизайнеров как капиталистических, так и социалистических стран.

Сделанные американскими и швейцарскими архитекторами проекты подземных домов и церквей, напоминающие бомбоубежища и бункеры, "массовая" застройка Берлина, московские "сталинские" высотки как символ власти и силы предваряет светящийся плакат-предупреждение на английском, русском, французском и немецком языках "Вы выезжаете из американского сектора".

Инновационные технологии и материалы, разработанные для военной промышленности, начинают использовать для мирных нужд. Пластиковый спортивный автомобиль класса "люкс" P70-купе, сделанный в Восточной Германии в 1954 году, наглядно демонстрирует это.

Шпионские "штучки" и кресло-яйцо

Таинственный и притягательный мир секретных агентов и спецслужб олицетворяют спрятанная в книге миниатюрная по меркам 1950-х годов фотокамера спецслужб Восточной Германии, камера КГБ в кожаном чемоданчике, фотокамера "Киев 303" в пачке от югославских сигарет и другие шпионские "штучки".

Отдельная секция выставки посвящена космосу. Плакаты с Юрием Гагариным, американские и советские спутники, скафандры, макеты ракет, соседствующие друг с другом в музее Виктории и Альберта, вдохновляли и тех дизайнеров, которые не имели прямого отношения к покорению космоса.

В экспозиции есть футуристические платья от Пьера Кардена и Пако Рабанна, здесь возвышается светящаяся Останкинская телебашня, взгляд посетителей притягивает яркая "инопланетная" мебель конца 60-х годов.

С особым трепетом устроители выставки относятся к ярко-желтому садовому "Креслу-яйцу" со складывающейся спинкой, необычную историю которого выяснили эксперты музея.

Его автором был Питер Гичи, который выпустил на своей фабрике в Западной Германии всего несколько таких кресел, а затем продал свою идею и технологию производителю в ГДР. Там было сделано 14 тысяч кресел-яиц, но из-за высокой стоимости они не были популярны в социалистической Германии. Так большинство "яиц" оказались по другую сторону Берлинской стены, где и обрели более состоятельных хозяев.

На выставке представлен один из четырех образцов кресла, отправленных в Восточную Германию для налаживания производства.

"Оазис номер 7" и расширение сознания

Тему революции и общественного протеста в экспозиции представляют агитационные плакаты, видеофильмы, фотографии и другие предметы искусства, посвященные событиям 1968 года в Праге и Париже.

Дизайнер Роман Сислевич выразил свое презрение к обеим сверхдержавам - США и СССР, изобразив их как зеркально отражающих друг друга супергероев. Рисунок украсил обложку французского журнала Opus International.

Последняя секция выставки демонстрирует, как дизайнеры брали на вооружение новые технологии и создавали своего рода утопию - мир надувных, мобильных, одноразовых и изолированных от внешнего мира конструкций, в которых человечеству предлагалось жить дальше.

Сотрудники музея воссоздали в натуральную величину произведение венских архитекторов - "Оазис номер 7". В зале музея под потолком висит огромный прозрачный шар, в котором на металлической конструкции, напоминающей щит с баскетбольной корзиной, расположен гамак и две пальмы. Это пляж, или, по словам авторов, "синтетическая резервация", позволяющая сбежать от рутины, от шума и суеты мегаполисов.

Предсказанное американским агентством по аэронавтике (NASA) появление киборгов вдохновило дизайнеров на создание в конце 60-х годов шлема, который был призван расширить сознание человека и усилить его чувственное восприятие.

"Электрическая кожа" - представленный на выставке светящийся и меняющий цвет костюм австрийских дизайнеров - при движении человека генерирует электроэнергию. Так что каждый, кто дотронется до костюма, почувствует легкий удар тока.

Завершает выставку первая сделанная из космоса фотография Земли, которая впоследствии заставила не только дизайнеров, но и все человечество задуматься о хрупкости и уязвимости нашей планеты.

Из Лондона выставка отправится в Италию, а затем будет показана в Вильнюсе, который объявлен культурной столицей Европы 2009 года.

http://www.protoart.ru