Материалы

К 130-летию со дня рождения Иосифа Григорьевича Лангбарда (18.01.1882 – 3.01.1951)

1Среди зодчих, оказавших значительное влияние на белорусскую архитектуру 30-х годов XX века, достойное место принадлежит Иосифу Лангбарду.
Иосиф Григорьевич родился 18 января 1882 года в г. Бельске Гродненской губернии. После окончания гимназии в 1901 году, он уезжает в Одессу и поступает на архитектурное отделение художественного училища, а в 1907 году успешно выдерживает экзамены в Петербургскую академию художеств. Во время учебы ему пришлось работать помощником дворцового архитектора на разных стройках Петербурга. В 1914 году Иосиф Лангбард заканчивает Академию по классу профессора Померанцева и начинает свою творческую деятельность дипломированного архитектора-художника.
2
3
4
5
6


В годы I мировой войны Лангбарда назначают начальником инженерного отряда, который на фронте строит военные укрепления.
В это же время архитектор создает ряд проектов общественных зданий: здания земской управы в г. Костроме, Сельскохозяйственного музея и Театра миниатюр в г. Петрограде, проекты усыпальниц и надгробных памятников для павших воинов.
С весны 1918 года вплоть до 1932 года он работает производителем работ в стройконторе Ленинградского облздравотдела, выполняет большое количество проектов по заказам, участвует  в разных архитектурных конкурсах. Многие проекты архитектора были признаны лучшими.
В 1929 году ЦИК и СНК БССР объявили конкурс на проект Дома Правительства – главного административного здания республики. В конкурсе приняли участие видные архитекторы страны – Л.В. Руднев, И.И. Фомин, Н.А. Троцкий и др. Лучшим был признан проект И. Лангбарда, рекомендованный к осуществлению. Строительство было закончено в 1934 году. Отмечая выдающиеся заслуги И. Лангбарда в проектировании здания и в руководстве строительством, СНК БССР в феврале 1934 года присвоил зодчему звание Заслуженного деятеля искусств и архитектуры БССР.
В тридцатые годы XX века Иосиф Лангбард создает свои наиболее значительные проекты в Белоруссии, где наиболее полно  раскрылось его дарование. В это время строятся Дом Красной Армии (1934 – 1939), театр оперы и балета (1933 – 1937), главный корпус Академии наук БССР (1935 – 1940) в городе Минске, Дом Советов в г. Могилеве (1938 – 1939).
В 1935 году Иосифа Григорьевича Лангбарда приглашают в Ленинградскую академию художеств на кафедру архитектурного проектирования, а в 1939 году за вклад в развитие архитектуры ему без защиты диссертации присуждается ученая степень доктора архитектуры.
Продолжается и проектирование в разных городах страны – Дома Правительства Украины в г. Киеве, стадиона в г. Ленинграде, театра-кино для г. Орши, памятников – Т.Шевченко в Харькове, В.Чапаеву в Куйбышеве (совместно со скульптором М. Манизером) и др.
Накануне войны И.Лангбард был в Минске: «Война меня застала в Минске, куда я приехал 18 июня по строительству ДКА. Со многими обычными для тех дней приключениями, проделав более 40 километров пешком из Минска, откуда я вышел 25-го ночью, я добрался до Ленинграда».
В феврале 1942 года преподаватели и студенты Академии художеств были эвакуированы в г. Ярославль, их поселили недалеко от города, в бывшем имении поэта Н.Некрасова.
В августе 1942 года временное правление Союза Советских архитекторов Белорусской ССР приняло решение о проведении товарищеского соревнования на составление эскизных проектов памятников для увековечивания памяти героев Отечественной войны – белорусов, погибших в борьбе с фашистскими оккупантами. Для участия в этой работе приглашались не только архитекторы, но и скульпторы и художники. В программе на составление эскиза памятника героям Отечественной войны предлагалось три темы: «Монументальное сооружение в столице городе Минске – музея Отечественной войны»; «Монумент-памятник герою или группе героев войны для любого населенного пункта, знаменательного историческим подвигом»; «Памятники на местах, имеющих стратегическое значение (пересечения дорог, подходы к населенному пункту, холм, возвышенность), где были совершены героические подвиги». Участники выполняли эскизы в свободной архитектурной композиции, могли запроектировать сооружения в мраморе, камне, бронзе и других металлах с высоким художественным исполнением работ. Представлялись проекты в Союз архитекторов БССР в любом графическом изображении или макете по усмотрению автора, объем их не определялся, необходимо было представить генплан, план, фасад и перспективный набросок. Уже в сентябре 1942 года программа рассылается белорусским архитекторам, скульпторам и художникам.
Находясь в эвакуации, Лангбард восстанавливает связь с правлением Союза архитекторов БССР и включается в его работу. В одном из писем А.П. Воинову от 3 сентября 1942 года архитектор сообщает: «… само собой разумеется, что кроме большого монумента для Белоруссии героям Отечественной войны, нужен целый ряд полевых памятников на местах крупных боев в память павших героев. Я сейчас над этим тоже работаю по личной инициативе, и могу с Вами поделиться материалами…»
И позже пишет, что посылает на выставку «…проект музея-памятника героям (на 2-х листах: план, фасад и перспектива) и памятник на братской могиле на поле боя для БССР».
К 25-летию образования БССР в начале 1944 года в Третьяковской картинной галерее открылась выставка изобразительных искусств Белоруссии. Она привлекла всеобщее внимание. Раздел «Архитектура Белоруссии» представляли работы белорусских архитекторов В.Н.Вараксина, А.П.Воинова, Г.В.Заборского, И.Г.Лангбарда и других, выполненные в дни войны. В суровое военное время эскизные проекты зодчих скорее всего имели не практическое значение, а носили идеологический характер, ведь отклики о выставке дошли и до населения оккупированной Белоруссии.
Вскоре после освобождения республики Лангбард приезжает в г. Минск и принимает активное участие в работе Комиссии Комитета по делам архитектуры при СНК СССР, составившей «Эскиз-идею» схемы генерального проекта города».
Его знания города, особенностей местных условий, опыт в области строительства оказались особенно полезны и ценны. Все послевоенные годы Иосиф Григорьевич работает над восстановлением и реконструкцией своих зданий в г. Минске, выполняет совместно с архитектором М. Баклановым проект кинотеатра «Победа» (на месте сгоревшего клуба пищевиков), принимает участие в конкурсах на проект планировки и застройки центрального ансамбля столицы республики. Его предложения не были реализованы, но идеи автора использовались в застройке центра и представляют интерес и в настоящее время.
В 1949 году в связи с 30-летием БССР зодчий был награжден орденом «Знак Почета».
Проекты Иосифа Григорьевича Лангбарда не подвержены старению, они являются образцом творческого поиска архитектора и лучшей памятью о нем.
Публикация подготовлена
ведущим научным сотрудником
архива Шостак Галиной Ивановной

http://news.tut.by/culture/269458.html