Материалы

МИНСК - город с "лица не общим выраженьем"

genplannikМероприятие в Минской городской ратуше с участием председателя Мингорисполкома М.Я.Павлова продолжило совместное заседание XVI Координационного совета МАСА, VIII Совета главных архитекторов столиц стран СНГ и президиума Международной академии архитектуры, отделение в Москве (МААМ)

, в ходе которого была обсуждена перспектива развития белорусской столицы. Как отметил председатель Комитета архитектуры и градостроительства Мингорисполкома В.Д.Никитин, совещание прошло в уникальном формате международного градостроительного совета. Еще одной яркой приметой заседания стало участие в нем сразу трех главных архитекторов столицы: это, кроме ныне действующего, занимавшие эту должность в разные годы Я.Л.Линевич и Ю.П.Григорьев.

Начиная знакомство именитых гостей с новым проектом генерального плана Минска до 2030 года, В.Д.Никитин подчеркнул, что они, по сути, являются первыми, кто ознакомился с разрабатываемым документом.

Он напомнил, что годы перестройки сопровождались развалом проектного дела, прямо и косвенно затронувшего вопросы градостроительства в бывших городах Союза, в т.ч. Минске. Возможность выстоять в непростой ситуации, а затем развиваться и совершенствоваться белорусской столице позволили традиционно сложившиеся отношения государства, руководства города, органов архитектуры, градостроителей и архитекторов, которые положительно сказываются на результатах совместной работы.

На сегодняшний день в городе успешно работают крупных проектные организации – Минскградо, Минскпроект, Минскинжпроект и Минскметропроект. И работа по наращиванию проектных мощностей продолжается. Так, будет открыт новый институт, специализирующийся на благоустройстве и городском дизайне, создается (пока в качестве филиала) структура по проектированию путепроводов и транспортных развязок. Порядка 10% проектов разрабатываются частными творческими мастерскими.

ImageДиректор УП "Минскградо" А.Н.Петров кратко ознакомил участников совещания с историей послевоенного развития Минска. Генеральный план 1946г., созданный с участием ведущих специалистов Москвы и Ленинграда, заложил основы перспективного развития нашего города. Как показало время, прописанные в нем решения не только верны, но и поистине уникальны. Минск с его обширными рекреационными территориями на самом деле является одним из сверхкомпактных городов Европы. Для сравнения: его население сопоставимо с варшавским, в то время как территория польской столицы в два раза больше. В Вильнюсе проживает вдвое меньше жителей, чем в Минске, а территория главного города Литвы во столько же раз обширнее. Поэтому, по словам А.Н.Петрова, можно сказать, что одной из главных заслуг послевоенного генплана является правильно организованная территория. К ним также можно отнести радиально-кольцевую транспортную структуру.

Решения послевоенного генерального плана получили последовательное развитие в генпланах 1965, 1982 и 2003гг. Последний генеральный план был утвержден Указом Главы государства, что подтвердило его высокий статус. К слову, любые изменения в генплан могут вноситься только в том же порядке, что является, по словам выступающего, "мощной защитой от злоупотреблений и непродуманных действий".

Стремительное развитие национальной экономики, как говорилось выше, привело к тому, что сегодня генеральный план нуждается в серьезной корректировке, которая практически сводится к разработке нового документа. И очень важно заложить в него те перспективные решения, которые в свою очередь не устареют в обозримом будущем.

Для этого необходимо предусмотреть решение ряда проблем. В их числе - освоение прилегающих территорий. По убеждению главного архитектора города, столица как в границах, так и за пределами МКАД должна развиваться по одним законам.

Взвешенного подхода требует обеспечение требуемых объемов жилищного строительства. По словам В.Д.Никитина, стоит задуматься над тем, что его масштабное наращивание "потянет за собой второй шлейф – инфраструктуру. Ежегодное строительство 2 млн. м2 жилья потребует соответствующего нормативного количества школ, детских садов, поликлиник и пр. Кроме того, есть опасение разрушить идеологию "зеленого города", предусматривающую органичное сочетание зелени и крупных жилых массивов". Так что здесь, как говорится, "семь раз отмерь…"

А.Н.Петров остановился еще на одном вопросе, нуждающемся в безотлагательном решении: "Москва – уникальный город, потому что аккумулировала в себе 10% населения страны. Но Минск, аккумулирующий 20% жителей Беларуси, еще более уникален. Это мегаполис, требующий определенного подхода. Нам сегодня необходимо разработать столичные градостроительные нормы". Белорусские градостроители выразили надежду, что ведущие специалисты стран СНГ смогут дать дельные советы по этим и другим вопросам корректировки генплана столицы.

 

Из интервью первого заместителя главного архитектора Москвы, академика Ю.П.Григорьева:

- Юрий Пантелеймонович, Вы недавно были удостоены звания "Почетный гражданин Минска". На Ваш взгляд, это, в первую очередь, признание Ваших заслуг на посту главного архитектора Минска либо благодарность за вклад в сотрудничество в строительной сфере между Беларусью и Россией?

- Думаю, что я все-таки оставил здесь свой след, будучи главным архитектором Минска на протяжении 13 лет. Дело в том, что человек, занимающий эту должность, должен быть не автором каких-либо личных объектов – он должен быть автором города. Это его основная – творческая и административная – обязанность. Причем очень сложная, ведь главный архитектор должен видеть комплексное развитие города по крайней мере на 20 лет вперед. Если говорить об архитектурном облике города, то, естественно, каждое поколение имеет свои вкусы. Сегодня, например, повсеместно увлеклись "стекляшками", в архитектуре наблюдается подражание, а то и плагиат.

В целом же очень важно, чтобы в городе был правильно заложен градостроительный костяк, комплексная градостроительная основа его развития, включая функциональное зонирование, жилье и сопутствующую инфраструктуру, места приложения труда, вопросы транспорта, экологии и т.д. Вот в этом и заключается задача главного архитектора.

Что касается того периода, когда я занимал пост главного архитектора Минска, то надо помнить, что во время войны Минск был разрушен на 80-90%. Можно сказать, что уцелели буквально только здания И.Г.Лангбарда – великого, на мой взгляд, архитектора – Дома Правительства, Академии наук, Дома офицеров, театра оперы и балета… И послевоенное поколение архитекторов стремилось восстановить эту утрату. Я не выделяю себя из плеяды главных архитекторов Минска, потому что проводил политику преемственности (у нас, к сожалению, часто бывает: весь мир разрушим до основанья, а затем…).

Сегодня, чтобы видеть будущее, надо хорошо знать прошлое. Минск, например, считается одним из самых экологически чистых городов, хотя в советское время его градообразующей базой было большое количество крупных предприятий. Я помню, как еще П.М.Машеров говорил мне: "Строй город-сад!" Кроме того, для Минска присущи сомасштабная человеку среда и четкая ансамблевость застройки. Ведя первую линию метрополитена, мы стремились повторить главную ось города – пр. Независимость с нанизанными на него площадями. Еще одно достижение – водно-зеленая среда. Правда, к сожалению, приходится видеть, как сегодня в ряде мест в нее вторгается застройка, что недопустимо.

В целом же хочу сказать: "Молодцы!" Очевидно, что руководство республики, города огромное внимание уделяют развитию своей столицы – ее облику, благоустройству, озеленению и транспортному обслуживанию.

Что касается настоящего времени, то я по поручению мэра Москвы Ю.М.Лужкова возглавляю три проекта, реализуемых в Минске: строительство культурно-делового центра "Дом Москвы", а также микрорайонов Лебяжий и по пр. Дзержинского, в которых будем создавать красивую и комфортабельную жилую среду. Что касается их облика, то он будет отражать содружество минской и московской архитектуры.