Материалы

Орша: город-праздник

orshadesignСегодня наш рассказ о том, по какому "сценарию" город Орша благоустраивается к празднику "Дажынкi-2008", каким его увидят гости и местные жители.

"Сценаристами" же действа выступили архитекторы-дизайнеры ОАО "Институт "Минскгражданпроект".

Новая жизнь старого города

Те, кому доводилось бывать в Орше, знают этот город на Днепре как крупный промышленный и железнодорожный узел. Недаром именно его "визитная карточка" – вокзал - была недавно затронута масштабной реконструкцией. Происходят в городе и другие позитивные перемены. Однако, к сожалению, немногое здесь напоминает ту старинную "Ръшу", упоминание о которой в "Повести временных лет" датируется XI веком.

Сегодня исторические ансамбли (среди которых – коллегиум иезуитов) соседствуют с достаточно монотонной застройкой второй половины прошлого столетия и частным сектором.

По уже сложившейся замечательной традиции, проведение в городах Беларуси республиканских праздников каждый раз становится поводом для их обновления и благоустройства. Не минула "чаша сия" и Оршу. В своей работе архитекторы дизайн-центра ОАО "Минскгражданпроект" руководствовались заданием УП "БелНИИПградостроительства", которое предложило праздничное функциональное зонирование города, определив, где будут размещаться сценические площадки, а где – выставки достижений сельского хозяйства и торговые улицы. На ее базе и существующей ситуации и были разработаны предложения по преобразованию городской среды.

Эта работа, надо сказать, достаточно необычна по методике проектирования. То, что предлагают в этом отношении специалисты Дизайн-центра Минсгражданпроекта – не проект, а скорее дизайн-концепция оформления главных улиц; не архитектурная реконструкция, а декорирование города к "Дажынкам".

Началось все, как водится, с того, что специалисты приехали для знакомства с полем деятельности в Оршу и… заблудились в ее "равномерной", неярко выраженной застройке. Были вынесены диагноз и вердикт - "энтропия" (т.е. состояние равновесия, статичности), а затем разработана программа по реабилитации. Причем, надо сказать, достаточно радикальная.

Архитекторы поставили перед собой задачу создать в Орше яркие, запоминающиеся акценты, добиться визуальной разницы ее районов. Идея их складывается из двух концепций – "Событие" и "Состояние". Первая предусматривает праздничное оформление города, вторая – жизнь "после".

Начнем со второй как более масштабной и долговечной.

"Состояние"

"Куда уехал цирк? Он был еще вчера…", - поет Валерий Леонтьев. Каждый праздник когда-то заканчивается. Так и после "Дажынак" стихнет музыка, исчезнут флажки и транспаранты. На смену фестивалю придут будни. Но хочется, чтобы повседневная жизнь оршанцев оставалась яркой и насыщенной в измененной к лучшему городской среде.

Вся центральная часть города дизайнерами разбита на шесть участков, получивших свои условные названия: "Старица", "Водоворот", "Пороги", "Разлив", "Канал", "Фонтаны" и "Сухое русло". Почему именно так? Да потому, что реки – одно из главных богатств города. Исторический центр Орши расположен на их берегах. Особенно живописно место слияния Днепра и Оршицы. И теперь каждый кусочек центра будет оформлен по мотивам того или иного состояния воды. По задумке, названия-темы участков – своеобразный ассоциативный код, определяющий грядущие в них преобразования. И все, что будет делаться в каждой конкретной зоне – краситься, замащиваться, освещаться и т.п. – будет подчинено одной идее.

Например, всем известно, что такое старица: река схлынула, а на ее месте остались ямки с водой, отдельные болотистые места. И с этим будут ассоциироваться формы и способы преобразования среды "Старицы". Концентрические вставки в мощении тротуаров, четко очерченные цветовые пятна на фасадах домов, малые архитектурные формы и локальные зеленые островки – все это будет подчинено одной идее-прообразу. А в среде "Водовороты" подходы уже другие: иные - "рубленые" - формы, отличная цветовая гамма… В "Разливе" же фасады домов станут будто подмоченными снизу водной стихией. Их "идейная" окраска предполагается на уровне восприятия человеческого глаза. Надо отметить, что вообще в каждом случае Центром предлагается не подробный план действий, а основные принципы декорирования пространства, согласно которым архитекторы будут разрабатывать проекты благоустройства. Именно им решать, какими, к примеру, материалами станет достигаться тот или иной эффект - главное, чтобы он сменялся от участка к участку, и, когда горожанин или гость Орши будет идти по городу, его будет встречать не монотонная картинка, а смена ярких впечатлений.

Для каждого участка разработана своя номенклатура элементов городского дизайна: навесов, урн, скамеек, городских туалетов… Практически единственным "сквозным" элементом станут остановки общественного транспорта. Да и в них – минималистических, хай-тековских конструкциях-установках – на разных участках может быть самое разнообразное заполнение: от дерева и камня до металла. Предложен также интересный подход к системе детских городков, рассчитанных на малышей, ребят постарше и тинейджеров. Если традиционно под них специально разравнивают территорию (они так и называются: "детские площадки"), где потом устанавливают оборудование, то в Орше предполагается абсолютно новая система формообразования. Дизайнеры предлагают игру по законам среды. Так, если детский городок расположен в "Старице", то и компоновка оборудования, и пластика земли здесь будут соответствующие: насыпные горочки, "лужицы"-фонтаны, лунки… Оборудование может быть самое привычное, изготовленное на местных предприятиях. Главное, чтобы сам подход создал неповторимость образа этих пространств. Таким образом, даже детские городки должны поддерживать задуманную "разность" городской среды.

Отдельной темой в дизайн-концепции проходит ночная декоративная подсветка. Здесь также предлагается уход от однообразия. Не секрет, что порой подсвеченные дома "выстраиваются" в одну монотонную шеренгу, а неудачное расположение прожекторов на фасадах превращает здания в "восковые фигуры с пустыми глазницами". В Орше предлагается иное архитектурное освещение – более изящное и локальное. По мнению авторов, нет необходимости равномерно подсвечивать городские улицы – гораздо эффектнее что-то посветить снизу, что-то сбоку, "выхватив" из тьмы архитектурную деталь или зеленое насаждение. Причем объектом внимания может стать даже не доминанта, а нечто совершено неожиданное. Например, на улице Мира близ железнодорожного вокзала расстояния между домами несоразмерно велики, и из них "выглядывают" торцы дворовой застройки. Так вот, дизайнеры Центра предложили световое декорирование именно второго ряда, решив, что это добавит динамики монотонной застройке. Если традиционно "сердце" европейских городов компактно и экранировано домами, образующими главную площадь, то в Орше все наоборот. Центр города достаточно странен – дискретен и "дыряв". Историческое ядро – курган – просматривается со всех сторон. И это, на взгляд специалистов, интересно и самобытно. Поэтому в дизайн-предложении они усугубили это обстоятельство – для разности.

"Событие"

Следующая концепция, предложенная минскими архитекторами, посвящена теме праздника. В данном случае речь идет об оформлении города к "сиюминутному" процессу – фестивалю-ярмарке. Поэтому и приемы здесь уместны временные, ведь их задача состоит в том, чтобы создать праздничное настроение на 2-3 дня. Однако это не значит, что специалисты легкомысленно отнеслись к поставленной задаче. Ими разработан целый альбом приемов, с помощью которых можно декорировать город на непродолжительное время, сделав его легким, ярким, неповторимым…

Настоящая беда города - неприглядные перспективы. И если в ходе ярмарочной феерии между домами вдруг откроется неухоженный "шанхай", настроение станет явно не праздничным. Конечно, изменить все, как по мановению волшебной палочки, нереально: здесь требуется кропотливая планомерная работа. Но исправлять положение надо, и достаточно оперативно. Выходом из создавшегося положения может стать экстремальный арт-дизайн. Визуально непривлекательные участки предлагается попросту экранировать. Например, "потемкинскими деревнями". Откровенно декоративные, они никого не смогут обмануть, зато сделают городскую среду по-настоящему праздничной. А хаос из покосившихся заборов, сараев и водонапорных башен (коль избавиться от него – дело не одного дня) можно покрасить в кислотные цвета, декорировав веселыми архитектурными формами – "сумасшедшими" пальмами, высоченными пневможирафами и розовыми коровами… Их дополнят плакатно-ярко окрашенные фасады домов, старые скамейки, расписанные детскими картинками и рекламными объявлениями. К слову, с улицы во двор, в этот радостный хоровод форм и красок зрителей будет "затягивать" рисунок мощения и другие визуальные приемы участка "Водоворот". Рассматривая альбомы с эскизами, может показаться, что над городом поработал озорной волшебник. Или – смелые в творческой фантазии профессионалы. Зеленые пространства с их подачи могут быть декорированы "кустами" из светодиодов. Газоны – выносными цветами, искусственными растениями, бумажными и текстильными драпировками. Река – ледоходом из пенопластовых айсбергов-облаков. Нехватка сидячих мест на концертах может быть компенсирована "сиделками", на скорую руку набитыми сеном и соломой. На них с удовольствием разместится молодежь, для которой веселье и необычность ситуации дороже комфорта. Для временных уличных кафе вполне подойдут стулья из картона. В "цилиндре" фокусников из Минскгражданпроекта также бумажные "японские" светильники, навесы из горлышек пластиковых бутылок и многое-многое другое. Главное, что все (или почти все) из этого можно сделать из местных материалов, руками народных умельцев.

По признанию специалистов, эта работа была достаточно сложной для ее авторов. Непросто придется и тем, кто будет ее воплощать в жизнь. Но даже если часть предложенного реализуется, будет очень интересно.

Ольга Брянцева, "Республиканская строительная газета"