Материалы

Письмо Председателя Санкт-Петербургского Союза архитекторов В.В.Попова белорусским коллегам.

popovРЕГИОНАЛЬНАЯ ТВОРЧЕСКАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СОЮЗА АРХИТЕКТОРОВ РОССИИ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ СОЮЗ АРХИТЕКТОРОВ SAINT-PETERSBURG UNION OF ARCHITECTS
№ 27/25                                                                                                                                          23 марта 2011
Уважаемые белорусские коллеги!
Санкт-Петербургский Союз архитекторов считает своим долгом поблагодарить
всех принявших участие в подготовке и проведении выставки работ Петербургских архитекторов и ознакомительной  поездки официальной делегации Союза в Минск 17-21 февраля 2011. Прежде всего Союз благодарен приглашающей стороне в лице председателя Союза архитекторов Белоруссии Александра Иосифовича Корбута. Организация мероприятия была бы невозможной без многодневной работы работников аппарата Белорусского Союза, Петербургского Союза, «Алюмтеха», Петербургского Объединения архитектурных мастерских.
Спасибо всем членам Белорусского союза, выступавшим в роли сопровождающих в поездках по Минску. Это, прежде всего главный архитектор «Минскпроект» Михаил Львович Гаухфельд, показавший нам Минск от начала и до конца поездки.
Какие же впечатления вынесли мы частично из окна автобуса, частично из натурных посещений нескольких значимых объектов? Кратковременность нашего пребывания извиняет, возможно, некоторую поверхность оценок.
Тем не менее. Начать с того, что возрождение из пепла города Минска без преувеличений является гражданским и архитектурным подвигом. Плотная городская ткань города, в которой уже наслоились несколько  эпох новейшего времени - от конструктивизма до современного модернизма, радует профессиональный глаз архитектора. Впечатляет грамотный генеральный план, в котором главной изюминкой является организация водно-зеленого диаметра, пронизывающего весь центр. Приходит на ум сравнение с рекой Невой, образующей в нашем городе как бы главный проспект. Если еще удастся воплотить вашу идею с подключением к диаметру Слепянской водной системы с востока и зоны реки Лошицы с запада, то идея зеленого каркаса центра в виде буквы «Ф» примет законченный вид.
Какие же угрозы подстерегают центр города (впрочем, аналогичные угрозы подстерегают и наш город)? Угрозы эти исходят от наступления капитала, который правит архитектурный бал у нас и, пока еще в меньшей степени, у вас.
Как мы видим, всяческие градостроительные законы не всегда являются действенными против его вторжения. Представляется, что основная опасность исходит не от появления  высоток в центре города, поскольку у вас – город на рельефе и в нем не создать «небесную линию», характерную для Петербурга.
А вот действительная опасность видится во вторжении застройки в водно-зеленый коридор, поскольку капитал рассматривает любую зеленую рекреацию как лакуну для извлечения прибыли.
Отдельные значимые объекты, которые мы посетили,  произвели очень позитивное впечатление.
Впечатлила тема спорта. Уже не говоря о том, что на нашем пути часто попадались залитые или естественные катки, два спортивных объекта - и ледовый конькобежный стадион и хоккейный  стадион профессионально  нас удивили своей добротной архитектурой. А то, что тема спортивного  строительства находится явно в приоритетах городских властей, то – это им комплимент.
Хочется сказать так же о новом здании национальной библиотеки. Ее впечатляющее формообразование, несомненно, сыграет градообразующую роль в этом участке города. Это, безусловно, новаторское, в самом положительном смысле этого слова, произведение. Остроумное сочетание объема книгохранилища с подиумом читальных залов, интересные пространства интерьеров, дизайнерские решения – все говорит о высоком профессионализме авторов.
Если говорить о жилой архитектуре, то ей присущи те же свойства, что и нашей.
С одной стороны - известная раскованность в архитектуре самых зданий, с другой
немасштабность  пространства, вытекающая из необузданной высотности. Даже кольнуло, что милый небольшой квартал из 2-х-3-х этажных  послевоенных жилых домов, который мы увидели где-то в центре города пойдет на снос.
Скоропалительное  посещение торгового комплекса под центральной площадью города вызвало невольное сравнение с подземной Манежной площадью в Москве. И здесь сравнение, безусловно, в вашу пользу. Отдельно хочется сказать об архитектуре «сталинского» периода и о проблемах реставрации.
Кажется, в нынешней российской действительности трудно чему-нибудь удивиться. Тем более, полной неожиданностью среди увиденного в Минске оказалась ситуация с памятниками архитектуры советского периода, а именно – эпохи «сталинского ампира». Мало того, что все они взяты под охрану государства, они к тому же в отличном состоянии. И как бы ни сетовали белорусские коллеги на не всегда  качественное проведение реставрационных работ, нас, свидетелей часто  безотрадного положения с подобными объектами  в городах нашей страны, удивил уровень реставрации памятников в  их ансамблевой целостности (не отдельно взятого здания, а  именно ансамблевого комплекса). Интересны и примеры реставрации сооружений, составивших славу минской архитектуры советского периода - шедевров, созданных талантом  Иосифа Лангбарда. Для нас он ценен, прежде всего, школой, которую мы прошли: эта школа – архитектуры Санкт-Петербурга-Ленинграда. К тому же Лангбард сам закончил Академию художеств (ныне институт имени И.Е.Репина), мастерскую профессора А.Н.Померанцева, и несколько лет вел у нас персональную мастерскую.
Одно из сильнейших, но не вполне позитивных впечатлений – реконструкция такого масштабного сооружения, как Минский государственный театр оперы и балета: перед нами работа по созданию настоящего театрального города! Имея дело с подобного рода объектами, зримо представляешь тот труд, благодаря которому можно было возродить этот многофункциональный театральный комплекс.
Однако всякое крупное дело не обходится без досадных промахов. На главном фасаде здания бросается в глаза чрезмерный масштаб скульптуры, который весьма далек от оригинального замысла. При всей проектной помпезности интерьеров Лангбарда кажется вовсе неуместным повсеместное устройство полированных мозаичных полов, а неудачно подобранное световое оформление интерьеров часто сбивает масштаб и ритм эффектно выстроенного ряда колонн фойе. При реставрации сложно удержаться от привнесения чего-то своего, но, - и этому учит «ленинградская школа реставрации», - надо наступать на свое «я», когда внедряешься в чужой авторский  замысел.
Для тех, кто  впервые посетил Минск, эта поездка стала и возрождением памяти
об учителях, о старших коллегах которые когда-то работали здесь, и открытием творений таких мастеров, как И.А.Фомин, Е.А.Ливенсон, Б.Р.Рубаненко, М.О.Барщ,
М.П.Парусников, М.С.Осмоловский, В.А.Король и других.

Еще раз благодарим Вас за интересно и профессионально организованный прием и надеемся на дальнейшее сотрудничество.

От имени правления СПб САР
Президент
Санкт-Петербургского
Союза архитекторов                                                                      В.В.Попов

Скачать полный текст документа:

Страница 1

Страница 2

Страница 3