Материалы

Проспект Дзержинского: диаметр «Москва – Париж»

ImageМингорисполкомом вынесено решение о комплексной застройке одной из главных столичных магистралей - проспекта Дзержинского. Масштабный проект планируется реализовать до 2011 года.

- Опыт, полученный при проведении работ по ул. Притыцкого, показал, что строительство метро коренным образом меняет среду обитания, транспортную и прочую инфраструктуру этого участка города, - рассказал начальник отдела согласования проектов Комитета архитектуры и градостроительства Мингорисполкома Ф.И.Журавлев. - Когда в прошлом году были начаты работы по продлению 2-ой линии метрополитена по пр. Дзержинского до микрорайона «Малиновка», руководством города перед столичными службами была поставлена задача сделать это не просто с покраской фасадов близлежащих домов, выполнением отдельных элементов благоустройства и озеленения, как это делалось раньше, а в сочетании с системным комплексным подходом к застройке магистрали (основная концепция разработана УП «Минскградо»).

Для этого были методично проанализированы все разработанные для 8,5 км проспекта градостроительные планы детального планирования и проекты застройки, выявлены «пробелы», рассмотрено, что на их местах можно реализовать.

Итогом стал адресный план мероприятий, состоящий из порядка 80 пунктов, по каждому из которых определены конкретные исполнители. Данной программой охвачен широкий спектр мероприятий, начиная от разработки первичной документации. Один из разделов предусматривает реконструкцию улично-дорожной сети (на проспекте будет 8-полосное движение), включая три многоуровневые транспортные развязки. Кроме того, это возведение четырех жилых микрорайонов: «Дружба», «Михалово», «Грушевская» и в квартале, ограниченном улицами Притыцкого – Железнодорожная и проспектами Жукова - Дзержинского. В последнем современное жилье придет на смену ветхому малоэтажному фонду (где в ряде двухэтажных домов барачного типа отсутствуют даже санузлы!). Планируется также развитие бизнес-центров, объектов торговли (в т.ч. гипермаркета на пересечении с ул. Уманской) и соцкультбыта. Вблизи ул. Хмелевского – головного отделения ОАО «Беларусьбанк», рядом с городским ГАИ – комплекса автоцентров. Предстоит полномасштабная реконструкция парковой зоны в районе реки Мышки Лошицкой водной системы.

Объекты проспекта будут реализовываться за счет бюджетного и внебюджетного финансирования заказчиками как государственной, так и негосударственной форм собственности. Так, большой объем работ закреплен за КУП «УКС администрации Московского района». Положительным примером является комплексная застройка квартала в границах пр. Дзержинского – пр. Жукова – ул. Железнодорожная – ул. Щорса (включающего как жилые, так и социально-гарантированные объекты) заказчиком негосударственной формы собственности – СП «Лада–ОМС-холдинг».

В настоящее время строится метро, усиленно ведется проектирование остальных объектов. В работе первый перегон объездных путей. Комплексная реализация запланированных мероприятий позволит пр. Дзержинского стать если не лучшим, то самым современным и законченным проспектом Минска.

Комментарий директора УП «Минскградо» Я.Л.Линевича:

- За короткий срок предполагается выполнить объем, уникальный даже для такого крупного города, как Минск: почти десяток километров проспекта «со всеми вытекающими». По масштабам предстоящую работу можно сравнить с той, которая была сделана в 1950-е гг. по пр.Независимости. Тогда, несмотря на значительные потери военных лет, правительством была поставлена задача возродить проспект, сделав его достойным обновленной столицы. Несмотря на гораздо меньшие, чем сегодня, возможности, она была блестяще решена. Результатом стал неповторимый ансамбль пр.Независимости. Подобных задач не ставилось давно. И вот теперь предстоит сделать современный въезд в город со стороны западного направления. По существу, это диаметр «Москва – Париж». Надо сказать, что вопрос о реконструкции пр.Дзержинского поднимался неоднократно. Например, в свое время УП «Минскпроект» давалось задание разработать проектные решения ряда столичных проспектов. Теперь настало время некогда концептуальной идее превратиться в реальность.

Ольга Брянцева, «РСГ»