Материалы

Самый большой монитор в мире

ImageПредставьте, что легендарную теорему вам объясняет Пифагор, а Лев Толстой делится тонкостями создания романа «Война и мир»… Программа курсов повышения квалификации руководителей и специалистов органов госэкспертизы, наряду с теоретической частью, включила выездные занятия.

С историей проектирования Национальной библиотеки Республики Беларусь* слушателей ознакомил один из авторов объекта – профессор МААМ (Международная академия архитектуры, Московское отделение), лауреат Государственной премии архитектор Виктор Владимирович Крамаренко.


1989-2006

История Национальной библиотеки – от задумки до реализации -достаточно длинная. Напомним, что в 1989 году был объявлен Всесоюзный конкурс, победителем которого стало проектное предложение архитекторов М.К.Виноградова и В.В.Крамаренко. Эскизный проект был выполнен в начале 1990-ых гг. Затем – перерыв из-за отсутствия финансирования. По инициативе Главы государства, проектирование было возобновлено. 7 марта 2002г. вышел Указ Президента Республики Беларусь о строительстве Национальной библиотеки. Строительство началось 1 ноября 2002г. и велось параллельно с проектированием. «Сроки были поставлены практически в два раза ниже нормативных. Строители выхватывали чертежи буквально со столов проектировщиков, - отметил В.В.Крамаренко. – Досталось и экспертам, работа которых была осложнена отрывочной документацией. Решения зачастую приходилось принимать вместе. В общем, по всем направлениям работа была очень напряженной». Едва ли не ежедневно проводились штабы, в которых принимали участие члены Правительства Республики Беларусь - в ответственные моменты подключались первые лица государства, руководители Минстройархитектуры, Мингорисполкома. И через 3,5 года проект был успешно реализован – в 2005г. библиотеку ввели в строй. Полностью же работа завершилась в прошлом году. Дело в том, что порядка 40% площадей фондохранилища проектировалось на перспективный прирост фондов. Однако было принято решение использовать их и в настоящее время - в библиотеку внедрен национальный архив.

Форма - содержание

Как известно, сооружение состоит из двух основных частей. Первая - 3-4 этажный стилобат (рельеф создает дополнительный этаж). В нем находятся 19 читальных залов, расположенных с левой стороны – благоприятной с точки зрения солнечной ориентации. Справа разместились помещения для работников библиотеки, конференц-центр, залы для проведения саммитов, музей и др. помещения. Над стилобатом до отметки 23 этажа возвышается фондохранилище, где находится 14 млн. единиц хранения литературы. Сооружение рассчитано на единовременное нахождение здесь 2 тыс. читателей, которых обслуживает порядка 1000 работников. Библиотека максимально компьютеризирована: кроме книжных, здесь есть и электронные фонды, кроме того, она интегрируется в мировую библиотечную сеть.

Архитектурная схема стилобата и фондохранилища (расположенного точно в геометрическом центре) – не формальный прием. Она исходит из технологических принципов. В основу положена основная задача: обеспечить в предельно короткое время поступление книги на стол читателя. Для примера: в Парижской библиотеке (а архитекторы в процессе проектирования посетили множество таких объектов), построенной всего на пять лет раньше и имеющей примерно такую же вместимость, это время составляет 1 час 15 минут. Белорусские авторы добились 15-минутного поступления. Это обеспечивается за счет того, что фондохранилище выполнено в виде шара – самой компактной формы в природе. По его радиусам с помощью телелифтов книга поступает в любом направлении - в один из читальных залов либо на стол работникам библиотеки. Обратный процесс с помощью электронной системы происходит также оперативно.

Функциональность – эстетика - энергосбережение

Устав «от трудов праведных», читатель может сделать перерыв и выйти в одно из трех кольцевых фойе, напоминающих скорее художественную галерею. Над картинами и скульптурами работали белорусские мастера, осуществившие свои замыслы специально для библиотеки. Интерьеры не только красивы, но и долговечны: они выполнены из материалов, не требующих ремонта на протяжении десятков, а то и сотен лет. Сидя на мягких диванах, можно не только отдохнуть, но и продолжить чтение (тем более что уклон «алмаза» обеспечивает хорошую освещенность, исключая необходимость затрат электроэнергии в дневное время). Размещенные по периметру «летающие тарелки» - отражатели для источников света, которые находятся ниже (благодаря чему их легко эксплуатировать). Вечерами часть отраженного света попадает вниз, часть подсвечивает «алмаз». Таким образом, в любое время внутреннее пространство равномерно освещено. Как отметил В.В.Крамаренко, интерьеры библиотеки решены таким образом, что красота здесь стала функцией.

Слушателями курсов было подмечено, что, несмотря на сплошные стеклянные ограждающие конструкции, в здании тепло. Как пояснил архитектор, это достигается с помощью теплых полов. Данная система обеспечивает комфортную среду на высоту, соответствующую человеческому росту. По сравнению с традиционными, это более энергоэффективный способ отопления помещений.

День - ночь

Место для строительства в свое время тщательно отбиралось. Важным аргументом здесь стала хорошая транспортная доступность - библиотека находится на пересечении крупных транспортных магистралей города. Кроме того, сказался красивый ландшафт. Окна читальных залов ориентированы на яблоневый сад и Слепянскую водную систему. Одновременно со строительством библиотеки началось обустройство парка (пока только фрагмента). И хотя деревья еще не выросли, в парке выполнено благоустройство, на воде оборудованы вертикальные фонтаны. Как отметил автор проекта, можно сказать, что природа стала составной частью библиотеки.

А вечером работает подсветка. Она организована следующим образом: в каждом спайдере-«пауке», четырьмя «лапками» держащем стекло, находится светодиодный светильник. Всего по периметру располагается около 5 тысяч источников света. С наступлением темноты они превращаются в гигантский монитор, на котором появляются разнообразные динамичные изображения. Количество картин и цветовая палитра практически безграничны, ведь в активе компьютерного оператора – несколько миллионов цветов.

Такая подсветка применена в Беларуси впервые, но сегодня планируется ее повторить - правда, в миниатюре - на других объектах.

Ольга Брянцева, «Республиканская строительная газета»