Материалы

Цвет в застройке Минска

Doma_po_Belorusskoj_um

На вкус и цвет товарища нет (Народная мудрость)
Предваряя  рассказ о современной застройке, напомню архитекторам, что цвет – это дополнительное средство архитектуры. Основными являются композиция, пропорции и пластика фасадов, архитектурные детали. Правда, в мире есть примеры, когда за счет цвета создается яркий архитектурный образ, но только на основе интересной архитектуры. Классическая добротная архитектура, как правило, обходится без яркой покраски. Плохим сочетанием цветов можно убить хорошую архитектуру. Тщательней надо работать, тщательней. Я не знаю в мире столицы или мегапо лиса, в котором архитектура создается  цветом покраски зданий. Мы будем первые.
900-летний Минск, в отличие от большинства европейских городов, застроен, как всем известно, практически за последние 60 лет. Сегодня часть столицы, созданная в 1950-е годы, активно реставрируется. Многие здания признаны памятниками архитектуры. Однако, к сожалению, «реставраторы» п ри выборе цветового решения порой отходят от авторского замысла и здравого смысла.

det_sad_v_novoj_zastrojke

Детский сад в новой застройке. Пестрота не залог успеха

Doma_v_Mihalovo_um

Дома в Михалово

Doma_v_Ugo-Zapade_um_

Дома в Юго-Западе

Dom_po_MAQKOVSKOGO_arh_Minqkin_um

Дом по Маяковского,  архитектор Минькин - неудачная попытка сохранить авторский замысел

Dom_po_M_Tanka_um

Дом по Максима Танка до покраски

Modernizaciq_po_Partizanskomu_pr_um

Модернизация по Партизанскому проспекту. Опять не получается.

Modernizaciq_po_ul_Prityckogo_um

Модернизация по улице Притыцкого

Pokraska_po_Prityckogo_um

Неудачная покраска по Притыцкого

Vesnqnka_um

Веснинка

Буквально по дороге на «круглый стол» я прошел по ул. Румянцева, где три жилых дома 1950-х гг. формируют застройку улицы. Очень сомневаюсь, что авторский замысел в свое время предусматривал покраску фас адов розовым, зеленым и желтым цветами.
Серьезная проблема связана с выбором цвета покраски зданий 1970-80 гг. после утепления фасадов при капремонте, модернизации или реконструкции. На мой взгляд, в этом вопросе есть большие упущения. Это касается покраски т. н. «красного дома» по ул. М. Танка, протяженного жилого дома по ул. Маяковского и других зданий, построенных в 1960-90 годы и уже ставших визитной карточкой различных районов столицы. Как мне кажется, у нас на глазах происходит разрушение авторского замысла многих знаковых объектов Минска.
Безусловно, на сегодняшний день фасады многих зданий этого периода нуждаются в ремонте. В городе ярко проявилась одна из наших «больных тем» - самовольное остекление балконов и лоджий в зданиях 1950-90 гг. В советский период это не было разрешено. Каждый делал сам из подручных материалов, несмотря на запреты. Новый дом сразу превращался в трущобы. Сегодня наши нормативы разрешают остекление летних помещений. В этой связи хотел бы обратить внимание Комитета архитектуры и градостроительства Мингорисполкома, ЖРЭО и УКСов районов на необходимость включения в проекты ремонта жилых домов единых архитектурных решений остекления летних помещений здания или всего квартала. Жители за свой счет могли бы производить остекление, причем не единовременно, а по возможности, но в рамках единого утвержденного проекта.
Конечно, сегодня есть много удачных примеров индивидуальных зданий и по архитектуре, деталям и по колористике. Жаль только, что уникальные решения сразу начинают массово тиражироваться, отчего теряют свою ценность.
Объемы нового жилищного строительства огромны, и однообразная панельная застройка постепенно окружает относительно небольшой центр города широким плотным кольцом. Проблема остра и многогранна, но сегодня мы говорим только о цветовых решениях этой застройки. К сожалению, нам не удается добиться разнообразия в наружной отделке жилых микрорайонов, которой удавалось достигнуть даже в 1980-е годы. Парадоксально, но тогда в палитре архитекторов был больший выбор и типов зданий и вариантов наружной отделки: лицевой кирпич, декоративная штукатурка, отделочная плитка и др. Теперь же, при госзаказе, из-за псевдо экономии все это практически исчезло, осталась одна дешевая покраска. Массовая застройка за счет количества теряет качество.
Серая панельная застройка 1950-80 годов быстро сменилась безудержным многоцветьем фасадов. Обе крайности опасны для любого города.
Несколько преувеличивая можно сказать, что в активе архитекторов, работающих с КПД, а это 70-90 % массовой застройки, осталось только два типа домов: точечный 15-19-этажный серии 111-90 и протяженный 9-этажный нескольких серий, но воспринимающийся населением, как один тип жилого дома. Только из них, к сожалению, формируется госзаказ на все районы массовой жилой застройки в т.ч. крупнейший жилой район столицы – Каменная горка, где будет построено более 1,5 млн м2 жилья.
Конечно, наши архитекторы стараются разнообразить планировочные решения и сами дома. Если разрешают, то делают индивидуальные завершения, входы и другие детали, но, к сожалению, единственным и самым заметным средством самовыражения архитекторов и заказчиков при строительстве объектов остался цвет. Вот и выражаются. Причем тотальная покраска всех строений происходит по всей республике. Равняются на столицу. Недавно во время поездки архитекторов в Жлобин мы заметили, что в розовый, голубой, зеленый цвета в диких сочетаниях начали красить даже коровники, массово - валуны и другие элементы природного ландшафта. И считают, что это красиво.
Зачастую автор интересно задумывает цветовое решение отдельного здания, но не учитывает цветовые решения соседних жилых домов, школ и других объектов. В результате - цветовая какофония. Примеры у всех на виду.
Минскпроект в последнее время вернулся к разработке цветовых решений не отдельных зданий, а районов, кварталов и основных магистралей в целом. За увязку цветовых характеристик планировочного района отвечает в первую очередь главный архитектор проекта застройки. Но в составе планировочных образований есть  объекты, которые разрабатывают разные организации и заказчики. Здесь роль по увязке цветов и других решений переходит к Комитету архитектуры, районным архитекторам и их службам, и «дитя», как правило, остается без глаза. Может надо вернуть функции «магистрального архитектора», как это было в 1950-е годы.
Уже есть цветовые решения целых районов, отличающиеся цельностью и авторским замыслом, но больше - неудачных примеров.
Отдельная тема – цвета малых архитектурных форм, визуальные ориентиры в городе, в частности, нумера¬ция домов. Мы были вынуждены отказаться от крупномасштабной нумерации на фасадах зданий в новых районах, т. к. работы выполняются с низким качеством случайными людьми, когда дом принят в эксплуатацию и авторский надзор уже не ведется. Будем искать новые формы визуального ориентирования в районах массового строительства.
Есть технические вопросы по применению конкретных типов красителей, подготовки под покраску и применения красителей на органических пигментах нестойких к ультрафиолетовому облучению. Пример выбора нестойких цветов – жилые дома в  Михалово. Стены жилых домов, окрашенные в насыщенные фиолетовые и оранжевые тона, создали запоминающийся цветовой контраст, но выгорели, не продержавшись и года. Вопросы грамотного применения красителей разных типов на конкретных основаниях - это основная тема семинара и  отдельных докладов.
Семинар должен вооружить архитекторов, строителей и заказчиков па¬литрой и техническими условиями применения современных долговечных фасадных красок.  На современном этапе нашего градостроительства это основной вид отделки зданий, к моему глубокому сожалению.
Применение конкретных цветов и их сочетаний дело вкуса и профессионального мастерства. Семинар этому не научит. Смотри эпиграф.
М. Л. Гаухфельд, главный архитектор УП «Минскпроект»