Материалы

Высотки – это хорошо забытое старое!

Image
У высотного строительства сегодня есть приверженцы, противники и, как водится, "воздержавшиеся".

Причем большинство из них объединяет отношение к "небоскребу" как явлению авангардному. Однако директор персональной творческой мастерской, лауреат Государственной премии Республики Беларусь, профессор Международной академии архитектуры Виктор Владимирович Крамаренко уверен, что "высотки" издавна активно участвовали в формировании многих европейских городов, и именно исторические доминанты создали в свое время узнаваемые силуэты многих из них.


Процесс ответственный и необратимый

"Примеров тому очень много, - утверждает В. В. Крамаренко. – Скажем, Вашингтон – достаточно "плоский" город – приобрел выраженный силуэт благодаря главному зданию Капитолия. А еще есть Лондон, Париж, Прага, Москва. И этот список можно продолжить…

Некоторые из этих городов стали узнаваемыми благодаря новому строительству. Но чаще - за счет исторических высотных, как правило, культовых сооружений".

И действительно, знаменитый Кельнский собор на протяжении нескольких лет конца XIX века был самым высоким зданием в мире. "Рост" свыше 150 метров позволяет и сегодня считать этот храм высотным сооружением. Правда, тогда его вскоре, причем сознательно, опередил другой немецкий собор – Мюнстер во Фрайбурге (чем не современное состязание строителей Китая и Объединенных Арабских Эмиратов за право называться лидерами высотного строительства?). А шпиль лондонского собора св. Павла, позднее уничтоженного Великим пожаром, еще в 1666 г. возвышался на 180м! Очевидно, что перед нашими предками не стоял вопрос, стремиться ввысь или нет. Более того, эти сооружения и поныне являются самыми ценными украшениями городов, одним из самых популярных мест паломничества туристов.

"Порой можно слышать мнение, что высотные строения могут уничтожить сложившийся городской образ. Однако вся история архитектуры свидетельствует о том, что, искусно выполненные, они не только не разрушают, но и дополняют старую архитектуру, подчеркивая и обогащая застройку городов. В силу причин исторического характера Минск не имеет ярко выраженного силуэта, - продолжил архитектор. - Это город в целом плоский и по рельефу, и по застройке. И домами повышенной этажности можно создать его красивый силуэт. Я подчеркиваю: красивый, потому что высотным сооружением можно и деформировать, подавить сложившуюся застройку.

Сегодня для строительства высотных сооружений в Минске есть и градостроительные, и нормативно-правовые предпосылки. И теперь перед архитекторами стоит задача по созданию яркого, выразительного силуэта, которым наш город сможет гордиться. Я думаю, что для белорусской столицы этот процесс необратим, но подходить к нему нужно весьма ответственно".

Жилье "вот такой вышины"

В отличие от зодчества прошлого сегодня ввысь растут не только знаковые "штучные" объекты, но и жилые комплексы. Примером может служить ансамбль современных жилых и административных зданий по ул. Орловской, запроектированный в УП "Творческая мастерская архитектора Крамаренко В. В." взамен частного сектора.

Помимо своего основного назначения – повышения плотности и комфортности проживания – комплекс, по задумке авторов проекта, призван играть роль своеобразной архитектурной доминанты в северной части города.

Он будет включать два жилых дома с высотными башнями-воротами, 10-этажное односекционное и 4-этажное жилое здания, а также два административно-офисных корпуса в 16-19 этажей. Рассмотрим их подробнее.

Визитной карточкой ансамбля, по задумке архитекторов, станут два многофункциональных жилых комплекса переменной этажности (от 12 до 19 этажей), расположенных вдоль ул. Орловской. Как рассказал В. В. Крамаренко, их "изюминкой" станут пентхаусы и эксплуатируемая кровля. В уровне первого этажа, выступая из основного объема, здесь разместятся предприятия бытового обслуживания и торговые помещения. Примечательно, что их кровля также будет эксплуатироваться. А за ее состоянием будут следить владельцы офисных помещений, размещенных на втором этаже и имеющих на нее выход. Остальные площади будут отданы под жилье. С зеленых террас пентхаусов – явления для Беларуси пока необычного - будет открываться вид на панораму города. Венчающие башни кольца послужат не только декоративным, но и функциональным элементом: например, для организации там садов.

Фасады расположенного вдоль ул. Червякова 10-этажного дома сами архитекторы характеризуют как "организованный хаос", который поможет создать не только необычный облик, но и индивидуальную планировку квартир.

Переходным элементом, соединяющим новые здания с существующей застройкой, станет 4-этажный 4-секционный жилой дом вдоль ул. В. Слуцкой. В нем, сомасштабном этой тихой улочке и защищенном высотными зданиями от городского шума, запроектированы просторные квартиры повышенной комфортности: с каминами, гостевыми санузлами и прочими атрибутами. Прилегающая территория будет благоустроена под стать жилью: детскими площадками и палисадниками, предусмотренными на эксплуатируемой кровле подземного паркинга.

Жилой комплекс дополнят две отдельно стоящие административно-офисные башни. В одной из них расположится банк. А в другой – офисные помещения и семиэтажный паркинг, включающий два подземных и пять наземных уровней.

Характерной особенностью нового ансамбля станет асимметрия. Как прокомментировал руководитель авторского коллектива, у архитекторов было изначальное желание уйти от регулярного расположения проемов и деталей фасадов. Созданию неповторимых экстерьеров и интерьеров зданий способствует их конструктивная схема. Благодаря использованию монолитного железобетонного каркаса планировку квартир можно варьировать, привязываясь лишь к расположению санузлов, несущих колонн и фасадов.

Наружные стены – самонесущие, запроектированы из газосиликата и каменой кладки. Отделка – керамогранит в сочетании со штукатуркой. Надо сказать, что достаточно затратные на первый взгляд вентилируемые навесные фасады в процессе эксплуатации оправдывают себя.

Устройство подземных и наземных паркингов общей вместимостью свыше 700 машино-мест позволит освободить дворовые территории от транспорта.

Перепрофилирование ряда улиц в пешеходные повлечет за собой дополнительную загрузку ул. Орловской. В перспективе планируется расширение этой транспортной магистрали. Кроме того, транспорт на участке от улицы Нововиленской до Старовиленского тракта предусмотрено пустить по тоннелю, что, безусловно, улучшит экологическую ситуацию в районе. Строительство комплекса запланировано на три года. И хочется надеяться, что оно станет достойным вкладом в копилку отечественного высотного строительства.

Подготовила Ольга Брянцева