Иосиф Лангбард - известный и неизвестный

4-4В этом году культурная общественность Беларуси отмечает 130-летие со дня рождения Заслуженного деятеля искусств, доктора архитектуры Иосифа Григорьевича Лангбарда. Пожалуй, крупнейшим на сегодняшний день событием в рамках празднования юбилейной даты стала выставка в Национальном художественном музее Республики Беларусь, торжественное открытие которой состоялось 12 апреля т. г. Экспозиция включила материалы из фондов Белорусского государственного архива научно-технической документации, Комитета архитектуры и градостроительства Мингорисполкома, Государственного музея истории Санкт-Петербурга и частного собрания родственников жены архитектора из города на Неве.
Как подчеркнул директор музея В. И. Прокопцов, имя Иосифа Лангбарда широко известно не только в Беларуси, но и за ее пределами. Достаточно сказать, что за объекты, построенные в нашей республике, он в 1937 году на Международной выставке искусств и техники в Париже был удостоен высшей награды – Grand Prix.
В свою очередь председатель Комитета архитектуры и градостроительства Мингорисполкома, главный архитектор г. Минск А. Н. Петров отметил, что восхищается, в первую очередь, даром предвиденья И. Г. Лангбарда, который в довоенном малонаселенном городе запроектировал объекты, которые органично влились в структуру современной 2-милионной столицы и до сих пор являются одними из основных ее градостроительных достижений.
4-1Первый заместитель председателя Белорусского союза архитекторов В. В. Дражин, стоявший в свое время у истоков создания Клуба молодых архитекторов, выразил удовлетворенность тем фактом, что выставка вызвала большой интерес у студенческой и творческой молодежи.
Отвечая на вопрос, в чем главная сила Лангбарда, Заслуженный архитектор Беларуси Л. М. Левин сказал, что, по его мнению, даже не в том, «сколько он сделал и сколько оставил», а в его бесконечной человечности: «Он был и архитектором, и художником, и философом, и писателем. Мы с ним не соприкасались, мы его не видели. Но он всегда рядом с нами»...
Родственники жены архитектора – Светлана Сергеевна и Константин Юрьевич Соколовы привезли из Санкт-Петербурга на выставку уникальные живописные и графические произведения, а также личные вещи Иосифа Григорьевича. Прежде всего, это «неизвестный Лангбард» - станковые произведения разных лет. Благодаря этим работам, по комментариям специалистов, «становится более понятна и ощутима разноплановость его архитектурных творений, сочетание общей мощи образа здания с динамичной или драматичной компоновкой его частей». Таким образом, и станковые, и архитектурные произведения И. Г. Лангбарда своими формами и образной структурой не только обладают художественными достоинствами, но и являются документами эпохи.
Как рассказала С. С. Соколова, Иосифу Григорьевичу особенно нравилось работать в Беларуси: он любил ее и считал себя белорусом. А вот сама она попала в нашу страну впервые, когда привезла экспонаты.
«Меня поразил Минск, его чистота, свежесть и простор, — поделилась родственница известного архитектора. — Приятно было пройтись у зданий, которые проектировал Иосиф Григорьевич, попасть в Театр оперы и балета. Побыли с сыном на представлении, а потом я осмотрела фойе - пышное и театральное. В детстве изо всех проектов Лангбарда я запомнила именно его зарисовки. Меня тогда поразил насыщенный цвет темно-красного бархата, который сейчас есть в театре».
Светлана Сергеевна - одна из немногих, кто помнит Иосифа Григорьевича живым – поделилась своими воспоминаниями о нем и о его жизни в Ленинграде.  Он всегда привозил ей из поездок книги и платья. Лангбард вообще был очень добрым и общительным человеком - любил приглашать в гости друзей, среди которых было много известных художников и архитекторов, отмечать праздники, особенно именины своей жены Ольги. Иосиф Григорьевич любил ее баловать: часто покупал цветы, заказывал ее портреты у известных художников — Александра Лактионова, Исаака Бродского. Эти картины можно увидеть на выставке.
4-2А ее сын Константин Юрьевич Соколов рассказал об Ольге Гавриловне, которая пережила мужа на 27 лет.  
В 2007 году в Петропавловской крепости при содействии К. Ю. Соколова прошла выставка, посвященная архитектору. Но оказалось, что Лангбарда, который жил и работал в Петербурге, там практически не знают. Выставка не вызвала большого интереса. «И мы решили привезти экспонаты в Минск, — пояснил Константин Юрьевич. — Кое-что показывали четыре года назад в Исторической мастерской на ул. Сухой. Но нынешняя выставка - первая столь масштабная. В экспозиции Лангбард предстает не просто как архитектор, но как человек, который любил, шутил, удивлял»...
Заслуженный архитектор Беларуси, сын первого «послевоенного» директора нынешнего Национального художественного музея Е. В. Аладовой  В. Н. Аладов выразил глубокую благодарность руководству музея, родственникам Лангбарда и «подвижнице – ведущему научному сотруднику Белорусского государственного архива научно-технической документации (БГАНТД) Г. И. Шостак», без которых эта выставка «никогда бы не состоялась».
Сама же Г. И. Шостак рассказала, что основная часть материалов, связанных с именем И. Г. Лангбарда, в настоящее время хранится в Государственном музее истории Санкт-Петербурга, в семье Соколовых и в БГАНТД, архив которого насчитывает порядка 500 документов. Их могло бы быть больше, если бы после смерти зодчего в 1951 г. Союз архитекторов БССР откликнулся на просьбу Ольги Гавриловны сохранить его личный архив (порядка 400 единиц)…
«А что важного и масштабного мы сегодня предприняли для увековечивания памяти И. Г. Лангбарда, так много сделавшего для Беларуси, к 130-летию со дня его рождения? – задала вопрос Г. И. Шостак, обращаясь к участникам открытия выставки – представителям властных структур и архитектурной общественности.
- Хотелось бы, чтобы на основных зданиях, построенных по его проектам в Минске и Могилеве, были установлены мемориальные доски, где были бы указаны год создания и имя автора постройки: Заслуженный деятель искусств ИОСИФ ГРИГОРЬЕВИЧ ЛАНГБАРД»...  
Ольга Брянцева,
«Республиканская строительная газета»

4-3P.S. А от себя напомним, что БГАНТД на основе комплекса хранящихся там документов подготовлен сборник, где представлены творчество, общественная и личная жизнь И. Г. Лангбарда. Хотелось бы, чтобы те, кому не безразличны история белорусской архитектуры т судьба одного из ее создателей, оказали помощь в издании этого бесценного по содержанию фолианта.

Краткая биография
И. Г. Лангбард родился 18 января 1882 г. в г. Бельске Гродненской губернии (ныне Польша). В 1901 г. он поступил на архитектурное отделение Художественного училища Одесского общества изящных искусств, а в 1907 г. – на архитектурное отделение Высшего художественного училища при Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге, которое окончил в 1914 г., получив звание художника-архитектора.
В 1929 г. ЦИК и СНК БССР объявили конкурс на проект главного административного здания страны – Дом Правительства, по итогам которого работа Лангбарда была рекомендована к осуществлению. Тогда же зодчему было присвоено звание Заслуженного деятеля искусств и архитектуры БССР.
В 1930-Е ГГ. Иосиф Лангбард воплотил в Беларуси свои наиболее значительные проекты, где его дарование раскрылось в полной мере: Дом Красной Армии (1934-1939 гг.), Театр оперы и балета (1933-1937 гг.), главный корпус Академии наук БССР (1935-1940 гг.) в Минске и Дом Советов в Могилеве (1938-1939 гг.).
В 1935 г. И. Г. Лангбарда пригласили в Институт живописи, скульптуры и архитектуры Всероссийской академии художеств на кафедру архитектурного проектирования, а в 1939 г. за вклад в развитие архитектуры ему без защиты диссертации присудили ученую степень доктора архитектуры.
В феврале 1942 г. группа преподавателей и студентов ИЖСА была эвакуирована из блокадного Ленинграда в бывшее имение Н. А. Некрасова - Карабиху (Ярославская область). Летом 1942 г. Иосиф Григорьевич восстановил связь с правлением Союза архитекторов БССР и включился в его работу.
В сентябре 1944 г. Лангбард был назначен творческим руководителем архитектурно-планировочной мастерской Управления по делам архитектуры при СНК БССР. Он руководил восстановлением зданий, построенных по его проектам до войны, вместе с архитектором М. И. Баклановым проектировал минский кинотеатр «Победа», др.
В 1949 г. в связи с 30-летием основания БССР был награжден орденом «Знак Почета».
Умер 3 января 1951 года.