К 110 годовщине со дня рождения Михаила Осиповича Барща

barsch

Среди когорты московских и ленинградских архитекторов, помогавших минчанам восстанавливать после войны столицу, был и архитектор, профессор Михаил Осипович Барщ.
Он родился 29 января 1904 года в Москве. Осенью 1919 года Михаил Барщ поступает на архитектурный факультет ВХУТЕМАСа (с 1927 – ВХУТЕИН), где учится в мастерской  Ивана Васильевича Рыльского и его помощника Сергея Александровича Торопова. Преподаватели института прививали студентам уважение к искусству и архитектуре.

И.В.Рыльский великолепно знал древнюю русскую архитектуру, был автором ряда реставрационных работ, выдающимся конструктором. С.А.  Торопов возил студентов по старинным подмосковным усадьбам, развивая у них желание самим понять и почувствовать красоту и глубину этой архитектуры. Непосредственное соприкосновение с памятниками архитектуры и большими мастерами было прекрасной школой для студентов-архитекторов.

barsch 3
Михаил Барщ с интересом изучал древние храмы (этому помогали работы в Московском Кремле, где студенты делали обмеры, реставрационные чертежи), ампирные усадьбы, старую живопись в музеях.
В 1926 году вместе с Михаилом  Синявским Барщ в двух вариантах выполняет дипломный проект «Крытый рынок в Москве» и заканчивает ВХУТЕМАС. Руководителем дипломного проекта был Александр Веснин.
В конце 20-х-начале 30-х годов XX века молодой архитектор участвует в архитектурных конкурсах, проектирует жилые дома, школы, общественные здания (в соавторстве с М. Синявским, Г. Зундблатом и др.) в Москве, Харькове, Свердловске и других городах, здания планетария и крематория (Москва, совместно с М. Синявским и Г. Зундблатом).
С 1934 года он работает в мастерской архитектора И.В. Жолтовского и преподает (с 1935 г.) в Московском архитектурном институте.
В годы Великой Отечественной войны студенты и преподаватели института были эвакуированы в Среднюю Азию, занятия продолжались на базе Ташкентского строительного института. М.О. Барщ наряду с другими преподавателями руководил учебным проектированием.
В 1948 году ряд деятелей науки и искусства были объявлены космополитами, в архитектуре – Желтовский, Буров, Габричевский и другие. Из института увольняют и Барща. И он договаривается с профессором М.П. Парусниковым, который работал магистральным архитектором в Минске, и начальником управления по делам архитектуры при СМ БССР М.С. Осмоловским и приезжает в Беларусь.
Как вспоминал Михаил Осипович, «город выглядел ужасно, центр – сплошные руины из кирпича и щебня. Из-под куч битого кирпича и щебня  кое-где торчат трубы времянок, из которых идет дым. Вновь выстроенные дома и некоторые сохранившиеся странно выделяются на фоне общего разрушения».
М.О. Барща назначили руководителем одной из проектных мастерских института «Белгоспроект». Он приглашает в Минск своих студентов-дипломников Л. И Г. Аранаускасов, Н. Немчинову, О. Ладыгину. Барщ считал их талантливыми архитекторами и хорошими организаторами. Все были увлечены возможностью создавать новые городские ансамбли, жилые дома с комфортными квартирами. В мастерской создаются проекты жилых домов украсивших центр столицы – дом с башней на углу проспекта и ул. Долгобродской (ул. Козлова), дом для работников радиозавода на продолжении проспекта, комплекс домов между р. Свислочью и пл. Победы (1949-1956). К сожалению, к 1955 году левая часть комплекса была еще не достроена и в начавшейся борьбе с излишествами в архитектуре от соединительной колоннады отказались. Позже, когда строительство было завершено, оценивая композицию застройки этого участка магистрали, Михаил Осипович считал «ритм, конечно, был нарушен, но, может быть это не так плохо – абсолютное повторение правой и левой половины привело бы к некоторой сухости. Вынужденная ассиметрия внесла некоторую живость». В начале 50-х годов М.Барщем и Л. Аранаускасом впервые в республике разрабатывается серия типовых проектов жилых зданий для массового строительства. В ее состав входили проекты четырех 4-этажных жилых домов, один из которых был угловой.
Михаил Осипович много времени проводит в Минске, он консультирует проектировщиков институтов «Белгоспроект» и «Военпроект», входит в состав градостроительного совета города. На одном из заседаний совета, где рассматривался эскизный проект жилого дома со «шпилем» по ул. Коммунистической, разработанный архитекторами «Военпроекта» М.Н. Лившицем и Э.М. Гольдштейном, Барщ дает высокую оценку проекту, отметив архитектуру здания и создание единого интересного комплекса рядом со штабом военного округа.
В 1953 году по проекту архитектора строится арка главного входа на стадион «Динамо», которая замыкает улицу Комсомольскую.
В 1968 году Михаил Осипович Барщ вместе с другими архитекторами за архитектуру Ленинского проспекта г. Минска удостоен Государственной премии БССР.

barsch 1

barsch 2
В 1950-е годы М.О.Барщ работает в мастерской Гипрогора. Он участвует в архитектурных конкурсах на проект дворца Советов на Ленинских горах (1957,1958), создает вместе со скульптором Файдыш-Крандиевским и соавтором А.Н. Колчиным памятники героям гражданской войны в Хабаровске (1956), ученому К.Э. Циалковскому в Калуге (1958), памятники Победы на озере Хасан (1961), советским воинам и партизанам в г. Брянске (1964).
Не обошла стороной архитектора и космическая тема, 60-е годы это время триумфа советской космонавтики. В 1964 году зодчий создает конкурсный проект обелиска покорителям космоса. Памятник «В ознаменование выдающихся достижений советского народа в освоении космического пространства» открыт в Москве 4 октября 1964 года. Еще один монумент в честь успехов человечества в освоении космоса воздвигнут в Женеве в парке наций (Швейцария) в 1971 году.
Михаил Осипович Барщ умер 8 ноября 1976 года. О зодчем помнят минские улицы, на домах, построенных по его проектам, устанавливаются памятные доски, его творчество изучают будущие архитекторы.

Ведущий научный сотрудник БГАНТД                                       
Шостак Г.И.

Вспоминают о Барще :
1.    К.Н. Афанасьев, студент Вхутеина 1925-30 гг., преподаватель МАРХИ-1936-98 гг.

Барщ любил работать с кем-нибудь, он был сильный архитектор, но он любил обсудить что-нибудь, любил, чтобы с ним работал кто-то одновременно, с ним работали и его студенты, удачные такие, талантливые. Барщ был очень такой открытый, к нему всегда можно было прийти. Он был интеллектуал, думающий зодчий, глубоко профессионален, талантлив.

2.    М.Н. Лившиц, заслуженный архитектор БССР

Барщ был невысокого роста, подтянут с совершенно седой головой, серо-голубыми глазами и всегда как-то  по доброму улыбающимся. Я никогда не слышал от него грубоватых и обидных слов. Из всех людей, с которыми мне приходилось встречаться, это был, пожалуй самый воспитанный и приятный в общении человек.

3.    Л.Д. Усова, студентка МАРХИ (1940-1947), белорусский архитектор

Я училась у М.О. Барща. Он был моим руководителем дипломной работы. На нашем курсе, в нашей группе это был наш «бог», наш «кумир». Это был наш «Михалос». Сколько соли пришлось нам вместе съесть. Мы были в эвакуации, в Ташкенте. Барщ считал себя учеником архитектора И.В. Желтовского. Он старался ему подражать. Его присказка – «а как бы сделал Иван Владиславович, как бы он подумал».