Материалы

Анна Аксенова: «Ландшафтный архитектор — удивительная профессия»

 land

Стать архитектором Анна Аксенова решила еще будучи школьницей, а воплотив свою мечту, ни разу не засомневалась в правильности своего выбора. Сегодня она — главный архитектор проектов мастерской ландшафтной архитектуры РУП «Минскпроект», а за ее плечами — десятки различных объектов, украшающих столицу республики, в том числе и открывшаяся недавно площадь Государственного флага Республики Беларусь.

С самого раннего детства Анна обожала рисовать. Этот талант ей передался от дедушки, который был художником. Сидор Аксенов погиб во время блокады Ленинграда и похоронен на Пискаревском кладбище. «Профессии моих родителей не были творческими. Папа — военный, участник Великой Отечественной войны, после демобилизации в 1963 году он работал экономистом, мама занималась домашним хозяйством, — рассказывает Анна Алексеевна. — Они тесно общались с семьей известного архитектора Александра Петровича Воинова, стоявшего у истоков белорусской советской архитектуры. Мы жили по соседству, и мне приходилось бывать дома в этой семье, слушать разговоры взрослых. Слова «архитектурный проект», «панорамная композиция», «облик здания» меня завораживали, а сама творческая атмосфера очень притягивала».
В школе Анна была редактором стенгазеты, а еще у нее проявились отличные математические способности, что также было необходимо для будущей профессии. Девушка серьезно готовилась к поступлению на архитектурный факультет, занимаясь на кафедре рисунка Белорусского политехнического института. В 1972 году она стала студенткой, выдержав шесть вступительных экзаменов.
«Учиться мне нравилось, — признается она. — Именно в студенческие годы мы чувствовали себя настоящими архитекторами. У нас была хорошая, дружная группа, мы ездили в Санкт-Петербург, Вильнюс рисовать и изучать памятники архитектуры, много рисовали в историческом центре Минска. На распределении у меня было право выбора, и я предпочла Минскпроект. Попала в мастерскую, которую возглавлял Виктор Владимирович Крамаренко. Тогда здесь занимались одним серьезным объектом — разработкой проекта Дворца Республики. И хотя наш проект не был принят, мы прошли отличную школу, получив хороший опыт. Многие из тех, с кем довелось вместе начинать творческий путь, выросли в интересных, талантливых профессионалов. Например, Виктор Никитин, бывший главный архитектор города, Анатолий Шабалин, который сейчас является главным архитектором РУП «Институт Белгоспроект», Юрий Чентурия, профессор кафедры архитектуры БНТУ, и другие».
В 1977 году Анну Аксенову перевели в мастерскую, которая занималась проектированием Минского метрополитена, в группу дизайнеров под руководством Николая Николаевича Грибова. Известная и привычная сегодня эмблема метрополитена в виде красной буквы «М», цветовое кодирование линий (синяя, красная и проектируемая сейчас зеленая), указатели, скамьи, ограждения, кабины дежурных — все это разрабатывалось начинающими дизайнерами в начале 1980-х. «Стеклянное ограждение, примененное на второй линии метро, — тоже наше предложение, — уточняет Анна Алексеевна. — Сейчас это не кажется чем-то необычным, а в те годы такое ограждение было своеобразным ноу-хау, и внедрялось оно непросто. Нам говорили, что это опасно, что стекло будет часто разбиваться. Я ездила в Гомель на стекольный завод, мы провели массу различных испытаний закаленного стекла, и в итоге наше новаторское предложение было принято».
Проект дизайна и визуальных коммуникаций для 1-й очереди Минского метро был номинирован на премию Ленинского комсомола, а в 1985 году отмечен дипломом Национального фестиваля архитектуры. В 1991 году информационный дизайн и малые архитектурные формы для станций 2-й линии метрополитена отмечены дипломом ВДНХ.
«Комплексное решение газосветной рекламы, впервые появившееся в столице республики к 60-летию образования БССР, также разрабатывалось нашей группой, — добавляет Анна Алексеевна. — На сегодняшний день сохранилась и функционирует одна из установок, размещенная на здании Главпочтамта».
В начале 1980-х в РУП «Минскпроект» появилась мастерская ландшафтной архитектуры, созданная Борисом Олеговичем Юртиным. Работая здесь с 1991 года, Анна Аксенова занималась проектированием благоустройства внутридворовой территории Дома Правительства, площади перед универмагом «Беларусь», Привокзальной площади, скверов по ул. Бобруйской и ул. Кальварийской. Сквер перед театром Музыкальной комедии, позже названный Сендайским в честь японского города-побратима Минска, также создавался Анной Аксеновой, как и парк, прилегающий к жилому микрорайону Уручье-6 (оба — с участием архитектора А. А. Голякова).
В 2002 г. Анна Аксенова перешла в отдел научно-проектных работ Департамента по охране историко-культурного наследия и реставрации Министерства культуры Республики Беларусь. «Это был своеобразный «период познания», — говорит она. — Там я получила много ценной, новой для меня информации, изучила все нюансы методики проведения работ на исторических объектах».
Вернувшись в Минскпроект в конце 2003 года, Анна Аксенова возглавила творческий коллектив мастерской ландшафтной архитектуры. Под ее руководством была проведена реконструкция территории захоронений Военного кладбища по ул. Козлова, реконструкция архитектурно-скульптурного ансамбля «Минск — город-герой».
С 2005 года коллектив архитекторов во главе с Анной Аксеновой занимается разработкой территории, прилегающей к пр. Победителей в районе водохранилища «Комсомольское озеро». В 2008 году их работа «Парк Победы» отмечена дипломом лауреата международного конкурса «Ландшафтная архитектура» (г. Москва) в номинации «Проект», а в 2011 году заняла первое место на этом же конкурсе в номинации «Построенные объекты». Кроме того, в 2010 году после сдачи в эксплуатацию 1-й и 2-й очередей парка Победы архитектору Анне Аксеновой вручен нагрудный знак «Ганаровы будаўнiк».
Разработанная концепция территории, примыкающей к зданию «БелЭКСПО», также является плодом творческих усилий коллектива под руководством Анны Аксеновой. Один проект уже успешно реализован — в День Независимости Глава Государства торжественно открыл площадь Государственного флага. Полным ходом идут строительные работы на территории, прилегающей к административному зданию, названному Дворцом Независимости. Завершается прохождение экспертизы интересного и необычного проекта «Парк "Беларусь"», который планируется построить на территории вдоль реки Свислочь в районе ул. Орловской. К слову, весной этого года данный проект занял 2-е место на международном конкурсе «Ландшафтная архитектура».
Как и у любого архитектора, у Анны Аксеновой есть проекты, которые реализовать не удалось. Это парк развлечений «Тиволи» на месте исторической усадьбы (вместо него, к сожалению, «вырос» очередной торгово-офисный центр), а также экологический парк в микрорайоне Сухарево (в данном случае надежда на то, что проект воплотится, пока остается).

land2


Ну а лучшей наградой, по ее мнению, является возможность архитектора спустя годы и десятилетия видеть, что созданные им объекты радуют людей и находятся в ухоженном состоянии. «Часто приходится бывать в парке в Уручье, поскольку живу неподалеку, — признается она. — Посаженные в начале века деревца стали большими. Открою секрет: необычный рельеф с холмами был продиктован экономическими соображениями. Чтобы не тратить деньги на вывоз скоплений строительного мусора, мы «превратили» их в холмы. Также с целью экономии в проект закладывалось так называемое «сухое русло» искусственного ручья. Но мэр города Михаил Яковлевич Павлов дал команду выделить деньги на его обводнение, что и было сделано. В этом году довелось видеть там цветущие розовые и желтые лилии и плавающих уток… К чести эксплуатирующей организации, уход за парком осуществляется на достойном уровне».
В настоящее время творческий коллектив под руководством Анны Аксеновой работает над такими интересными проектами, как мемориальный комплекс «Тростенец», восстановление и благоустройство парка в Несвиже, воссоздание «итальянского парка» (созданного в XVI веке) в составе замкового комплекса в г. п. Мир. Анна Алексеевна является научным руководителем перечисленных и ряда других объектов, относящихся к историческому наследию: Лошицкий усадебно-парковый комплекс, Восточное и Военное кладбища, бульвары по ул. Комсомольской и ул. Ленина, Центральный сквер.
С 2006 года Анна Аксенова возглавляет секцию ландшафтных архитекторов БСА, с ноября 2010 г. представляет Республику Беларусь в Европейской федерации ландшафтных архитекторов (ЕFLA) и Международной федерации ландшафтных архитекторов (IFLA), часто выступает на международных конференциях. На вопрос, сколько же времени приходится отдавать работе, она не задумываясь, отвечает: «24 часа в сутки. Уверена, что любой архитектор подтвердит это. В процессе работы над проектами разные идеи и способы технических решений постоянно прокручиваются в голове. Иногда даже ночью просыпаешься, и тебе приходит ответ на вопрос, который ты «вынашивал» неделями. Искусство ландшафтной архитектуры служит обществу и эмоционально воздействует на человека, а дерево, посаженное сегодня, формирует образ города годы, десятилетия и даже столетия».

Людмила ЗАХАРОВА, РЕСПУБЛИКАНСКАЯ СТРОИТЕЛЬНАЯ ГАЗЕТА