Материалы

Брестские колонии архитектора Юлиана Лисецкого

DSC 8413

Среди старинных улиц в центре г. Бреста особо выделяется небольшая, но уютная ул. Леваневского. В отношении тишины, спокойного ритма и благоустройства ей вполне может уступить даже центральная пешеходная ул. Советская. Протяженность улицы всего 500 метров; весной она утопает в аромате первоцветов, летом отдыхает в тени зеленых аллей, а осенью полыхает яркими красками кленов и лип.

Но характерной ее особенностью являются оригинальные строения, выполненные в необычном архитектурном решении, которые после реставрации в последние годы приобрели весьма привлекательный вид. И не удивительно, что ул. Леваневского все больше и больше притягивает внимание туристов. Она становится достопримечательностью пограничного города.

Листая страницы истории…
История появления ул. Леваневского на карте г. Бреста тоже представляет интерес. Сама она относительно молодая: существует менее 100 лет, т. к. застройка велась в начале 20-х годов прошлого века. В то время пограничный г. Брест принадлежал Польше.
После Первой мировой войны Брест-над-Бугом (такое название городу дали поляки) имел удручающее положение: он лежал в руинах. Отступая под натиском кайзеровской Германии, войска царской России не только взорвали некоторые форты Брест-Литовской крепости, но и сожгли город. Большинство его жителей бежало на восток. Оставшиеся 7 тыс. горожан к началу 20-х годов ХХ в. прозябали в жутких условиях.

Польские власти приступили к возрождению Бреста, тем более что положение в городе усугублялось возвращением беженцев обратно. В апреле 1920 г. было уже зарегистрировано 26 тыс. 430 жителей. Поляки приступили к созданию органов самоуправления: была избрана городская рада и образован магистрат. В 1921 г. образовано Полесское воеводство, центром которого определен Брест-над-Бугом.
Для возрождения города в 1921 г. Международным банком был выделен кредит, который начал активно осваиваться. Инспектором строительного департамента в Брест-над-Бугом был направлен варшавский архитектор Юлиан Лисецкий — активный деятель Общества охраны памятников истории и культуры. К тому времени он имел уже определенный опыт проектирования и строительства.
Ответственная миссия архитектора Ю. Лисецкого

Архитектор Юлиан Лисецкий (1881-1944) — выпускник Политехнического института немецкого города Карлсруэ, член Союза архитекторов Польши, победитель многочисленных конкурсов, один из основателей журнала «Архитектура и строительство». Удостоен высокой польской награды — Золотого Креста Заслуги.

Довольно плодотворным в творчестве Ю. Лисецкого стал брестский период. Именно в Бресте-над-Бугом он нарабатывал опыт, шлифовал профессиональное мастерство. Если первые свои архитектурные проекты жилых домов и костела св. Станислава он выполнял в соавторстве с другими архитекторами, то после работы в Бресте удачно проектировал уже разнофункциональные строения: жилой дом на 12 семей и Народный дом в Лодзи, военный госпиталь в Варшаве.
Наиболее ярким проявлением творчества архитектора Ю. Лисецкого стала застройка жилых кварталов, так называемых колоний в Бресте-над-Бугом. Он прибыл в город в период активной его застройки. Было начато освоение буферной зоны между городской окраиной и Брестской крепостью в юго-западном направлении вдоль ул. Унии Любельской (теперь ул. Ленина). Первоначально в XIX в. она назвалась Бульварным проспектом, хотя далеко не соответствовала этому названию. Здесь не было ничего примечательного. Весьма скромные строения располагались только на восточной стороне улицы. Единственным значимым сооружением был каменный католический костел Воздвижения Святого Креста, построенный в 1856 г. Справа от дороги до самой крепости простиралась зеленая зона, на которой были вырублены все деревья и кустарники. Стояли межевые столбы да лишь кое-где размещались интендантские пакгаузы.

Поляки решили на месте буферной зоны возвести административный центр с респектабельными и значимыми строениями: управой Полесского воеводства, филиалом Центрального банка Польши, Контрольно-ревизионной палаты и др.
Польские власти активно строили не только административные здания, но и ведомственное жилье для своих граждан, что переселялись из западных районов Польши для работы в новых административных центрах. Специально для польских специалистов в белорусских городах и местечках строились так называемые колонии переселенцев: кварталы с типовыми малоэтажными домами на одну или две семьи. Такие домики усадебного типа предназначались для юристов, врачей, учителей, управленцев. Спроектировать и построить несколько таких колоний предстояло и Юлиану Лисецкому.


Колонии не строгого режима
Разрабатывая проект новой жилой застройки в Бресте-над-Бугом, архитектор Ю. Лисецкий предложил оригинальное архитектурно-планировочное решение. В его основу была положена получившая в те годы широкое распространение концепция города-сада.
По проекту Ю. Лисецкого на западной стороне ул. Унии Любельской размещались административные здания, а за ними — жилой поселок для семей чиновников и городской интеллигенции. Он разделялся на три части, или колонии. Самая крупная — колония с первоначальным названием «Колеева» предназначалась для наиболее важных граждан Бреста-над-Бугом. После трагической смерти в 1923 г. первого президента Польши, она была переименована в колонию им. Нарутовича.

Вторая колония называлась «Тартак» и была спроектирована южнее первой. Расположилась она на месте лесопильного завода в границах улиц Звенжинского (теперь ул. Воровского), Промышленной (ул. Веры Хоружей) и Уланской (нынче не существует). Две эти колонии отделялись друг от друга зеленой зоной. Теперь на ее месте располагается спортивный комплекс «Брестский».

Третья колония — «Схрониско» — располагалась на узкой территории между ул. Каштановой (ул. Героев обороны Брестской крепости) и парком им. 3 мая (сейчас парк им. 1-е Мая).
Застройка всех трех колоний велась каменными и деревянными жилыми домами. В своем проекте Юлиан Лисецкий использовал так называемый «национальный стиль» (stylnarodowy). Его характерные особенности — высокие крыши или аттики, колоннады и пилястры, порталы и оригинальное обрамление окон. Это в значительной степени присуще каменным строениям усадебного типа.

Проектируя деревянные жилые дома, Ю. Лисецкий использовал элементы архитектурного стиля, который в Польше получил название «закопанского». Считалось, что он наиболее близко передает национальные черты польской архитектуры.
Своеобразная архитектура таких домов возникла в польских Татрах в начале ХХ века в окрестностях небольшого городка Закопане. «Закопанский стиль» — это сочетание принципов городского строительства с фольклорными региональными мотивами. Его основатель — польский художник Станислав Виткевич.
Дома в «закопанском стиле» было принято строить на высоком фундаменте из колотого камня, с крутыми крышами, покрытыми гонтом. В двухэтажных домах второй этаж устанавливался поперек первого. Под навесом с южной стороны обычно располагалась открытая веранда, в скатках крыши находился мезонин.

Наследие польского архитектора
В целом в «национальном стиле» Юлиана Лисецкого прослеживаются мотивы эпохи Возрождения, готики и барокко. В брестских проектах архитектор, используя определенные элементы и детали, применяя в композиции фасадов барочные щиты, колонны, имитируя контрфорсы, импровизировал с общим объемом дома.

Внутренняя планировка — традиционная для польской шляхетской усадьбы: на первом этаже размещаются гостиная, кабинет, кухня и столовая, а в мансарде — спальня.
В сегодняшнем Бресте из трех колоний архитектора Юлиана Лисецкого лучше всего сохранилась колония им. Нарутовича. Правую сторону ул. Леваневского украшает целая вереница строений талантливого польского архитектора. Часть из них утратила свое главное предназначение. Так, за высотным каменным зданием на углу ул. Ленина и Леваневского, в котором находятся судебные учреждения г. Бреста, в д. № 3 располагается Музей истории города. По соседству в оригинальном особняке обосновалось областное управление департамента «Охрана» при МВД Республики Беларусь. 

Особо выделяется здание бывшей военной прокуратуры, располагавшейся здесь в советские времена. При поляках в нем было казино. Нынче оригинальное сооружение на ул. Леваневского, 7 арендует футбольный клуб «Динамо-Брест». Из деревянных построек хорошо сохранился дом № 6. Он привлекает внимание своим величием и элегантностью. Брестчане это строение прозвали домом с львом. На его фасаде сохранилась оригинальная металлическая табличка для нумерации в виде льва. Такие таблички, выполненные в стиле металлопластики, придумал художник Вацлав Гусарский. Отдельные дома колонии им. Нарутовича разбросаны по близлежащим улицам Чкалова, Крупской, Чапаева, Белова. Они до сих пор не утратили своего величия.
В бывшей колонии «Тартак» сохранилось значительно меньше построек. Одна из них — каменный усадебный дом на перекрестке ул. Ленина и пр. Машерова. В нем находится Музей спасенных ценностей.

В скверике Иконникова на ул. Коммунистической, 24 располагается еще один дом колонии «Тартак». В нем разместилось банковское учреждение. А небольшой домик с высокой покатой черепичной крышей за ажурным забором на ул. Ленина рядом с тихим уютным сквериком занимает милицейская служба.
Два оригинальных дома архитектора Ю. Лисецкого сохранились на ул. Веры Хоружей и один — по соседству, на ул. Воровского.
Все старые каменные строения в настоящее время отреставрированы и придают городу над Бугом особый колорит и своеобразный шарм.

DSC 8673

DSC 8705

DSC 8687

DSC 8553

DSC 8569

DSC 8695

DSC 8765

Василий КАРПИНЧИК,
Республиканская строительная газета (РУП «Белстройцентр»)