Материалы

Гости ХI Национального фестиваля архитектуры «Минск-2015»

 Гости ХI Национального фестиваля архитектуры «Минск-2015»
   

Подготовила Наталья Нияковская

 
28.08.2015 - 02:15

http://arcp.by/ru/article/gosti-hi-nacionalnogo-festivalya-arhitektury-minsk-2015

 

«Потенциал мирового сообщества архитекторов огромен»

Гости ХI Национального фестиваля архитектуры «Минск-2015»

 Визит в нашу республику, в частности в Минск, генерального секретаря Международного союза архитекторов Томаса Воньера (США) придает XI Национальному фестивалю архитектуры особую значимость. Принимать гостя такого уровня — и честь, и ответственность для белорусской стороны.

В недавнем обращении к коллегам из разных стран мира Томас Воньер отметил:

Вызовы, стоящие сегодня перед нашей профессией и всем миром, выходят за пределы национальных границ. Вот почему роль Международного союза архитекторов — единственного мирового сообщества зодчих выходит сегодня на первый план. Наш потенциал огромен, но мы должны иметь четкое представление о том, какое воздействие способен оказывать МСА на общество, как может решать возникающие проблемы и какими возможностями для этого располагает. Peter Mould, новый член Совета МСА из Австралии, недавно подтвердил мнение о том, что наш союз может влиять на национальную политику и даже разрабатывать ее в области архитектуры, образования, градостроительства, использования ресурсов, защиты наследия и окружающей среды. Наши задачи на период до 2050 года, одобренные конгрессом в Дурбане, являются лишним тому подтверждением. Теперь все наши рабочие программы должны быть построены на этой базовой политике.


«…Заниматься самообразованием нужно всю жизнь»

Гости ХI Национального фестиваля архитектуры «Минск-2015»

 Один из мастер-классов в рамках XI Национального фестиваля архитектуры «Минск-2015» проведет наш гость из Москвы Сергей Кузнецов, который убежден: архитектор, чтобы работать в русле современных тенденций, должен сегодня обладать множеством качеств — помимо творческих, еще и управленческими, а также владеть техническими навыками, инженерными, конструкторскими.

Сергей Кузнецов — главный архитектор Москвы. Под его руководством было разработано более 50 проектов, многие из которых реализованы или строительство по которым уже началось.

В 2001 году Сергей Олегович окончил Московский архитектурный институт, получив специальность «Архитектор». Карьеру начал в 2000 году в качестве партнера и генерального директора архитектурной мастерской «СЛК-Проект». В 2003-м стал партнером и генеральным директором архитектурной мастерской «С.П.Проект». Спустя еще 3 года эта компания вошла в состав объединения «SPEECH Чобан & Кузнецов». Сергей Кузнецов является ее руководящим партнером.

С 2008 года является соучредителем архитектурного журнала Speech. В 2010-м принял участие в проекте «Фабрика Россия» для экспозиции российского павильона на XII Архитектурной биеннале в Венеции. В 2012 году стал сокуратором экспозиции i-city/i-land, посвященной проекту инновационного центра «Сколково».

В 2012 году Сергей Кузнецов назначен на должность главного архитектора Москвы.

От первого лица:

— Конечно, наследие нужно сохранять и беречь, но наряду с этим нужно неустанно поднимать уровень новой архитектуры и о нем заботиться. Этим архитектор должен заниматься, конечно же. И это касается не только того, как дом выглядит, но и мастер-планирования территорий: дома должны для начала правильно стоять, а потом уже правильно выглядеть.

В архитектурном образовании ничего катастрофически плохого я не вижу, с ним можно жить и работать, но надо понимать: каждый архитектор должен заниматься самообразованием всю свою жизнь — и об этом следует помнить.


Сочетание вековой каноничности и ненавязчивого новаторства

Гости ХI Национального фестиваля архитектуры «Минск-2015»

 Ежи Устинович — профессор, доктор архитектуры, руководитель отдела «Архитектура региональных культур» архитектурного факультета Белостокского технического университета, автор более 80 научных публикаций, посвященных проблематике храмовой архитектуры, православной церкви и архитектуре локальных культур приграничья. По его проектам построены десятки православных храмов в Европе, в том числе в Польше и Беларуси. В рамках XI Национального фестиваля архитектуры Ежи Устинович примет участие в работе жюри конкурса дипломных проектов выпускников высших и средних специальных архитектурных школ Беларуси.

…Живет и работает Устинович в приграничье — польских областях на границе с Беларусью и Литвой.

— Белосток — это место, где тесно переплелись православные и католические традиции, — говорит Ежи Устинович, сам принадлежащий к православной церкви, — поэтому в моих работах можно встретить мотивы разных культур.

Среди проектов Устиновича есть храмы как вполне традиционных для православного зодчества форм, так и варианты адаптации бывших католических или евангелических церквей для православных богослужений, а также новаторские проекты, которые стали возможны благодаря современным технологиям строительства. В его работах можно увидеть и отголоски византийской традиции, и намеки на архитектуру Древней Руси, и линии европейской романтики, готики и барокко. Это органичное сочетание вековой каноничности и спокойного ненавязчивого новаторства — визитная карточка Ежи Устиновича.

 — Уровень архитектора зависит от уровня его духовности и силы его молитв. Архитектура — это его богословие. И здесь, на мой взгляд, не так важна форма — традиция это или новация, — а важно то, что созданное — не ложь, — рассуждает мастер.

— Господин Устинович, а что вдохновляет лично вас? На какие образцы опираетесь вы?

— В работе я, скорее, опираюсь на символы, чем на какие-то образцы. В первую очередь думаю над тем, как передать богословский смысл архитектуры, а потом уже о ее форме. Один из моих последних заказов — от православного священника из Бремена в Германии. Он купил пустующий католический храм и обратился ко мне с вопросом: как за небольшие деньги сделать православную церковь? Видно, что это евангелический храм — там внутри нет иконописи, это совсем другой архитектурный стиль. И я предложил включить в этот интерьер отдельное пространство — апсиду с православной иконописью. Не важно, что снаружи: знаками на стенах, иконографией можно показать, что это православный храм.

— Какой из своих проектов вы считаете наиболее важным?

— Очень важный для меня проект — это часовня для иконографической школы. Он очень маленький: всего 4,5 на 4,5 метра, это такая маленькая комнатка, которая тем не менее получилась внутри очень монументальной. Маленькие храмы — вот что нам нужно!

 — На ваш взгляд, как нужно сочетать традицию и новацию? Есть предел применения инноваций в храмовом зодчестве?

— По-моему, нельзя отличать традиции и инновации. История — это новация. Традиция — это парадозис, то есть сохранение сущности вероучения, христианского смысла и перенесение его в будущее.