Материалы

Марат Гродников: «Когда архитектура — образ жизни»

 

Марат Гродников: «Когда архитектура — образ жизни»

 

Марат Гродников: «Когда архитектура — образ жизни»

 

25.01.2016 - 13:30 / Татьяна Савич

Республиканская строительная газета № 3 (648)

Рубрика: Личность

 

Президент Беларуси Александр Лукашенко во время официального приема на старый Новый год вручил государственные награды представителям разных отраслей за высокий профессионализм, активную общественную деятельность, значительный личный вклад в реализацию социально-экономической политики, заслуги в развитии строительной сферы, охраны здоровья, культуры и спорта. Среди награжденных Орденом Почета — главный архитектор РУП «Белпромпроект», руководитель персональной творческой мастерской, автор десятков уникальных проектов Марат Гродников.

Корреспондент «РСГ» встретилась с мастером архитектуры и узнала, как рождались знаковые для республики объекты («Чижовка-Арена», ледовые дворцы в Бобруйске, Могилеве, Центр управления воздушным движением (Белаэронавигация), административно-деловой комплекс по ул. Тимирязева и др.) и каково это быть удостоенным такой высокой награды.

— Марат Никитович, с чего начался ваш путь в архитектуре? Это была детская мечта или взрослый осознанный выбор?

— Вкус к творчеству у меня появился еще в раннем детстве. Я всегда любил рисовать, лепить, вырезать из дерева или картона. И для меня это было не просто самоцелью, а некой каждодневной потребностью. Конечно, что такое живопись и архитектура, я тогда не понимал, просто мне нравилось этим заниматься. Помню, в 5 классе я уже выступал со своими работами на различных республиканских конкурсах, в школе по инициативе завуча даже организовывали мои небольшие выставки. Хотя не только архитектура была моим увлечением в юношеские годы. Я любил музыку, занимался в музыкальной школе по классу духовых инструментов, часто выступал. Но когда встал вопрос «Кем быть?», я отчетливо понимал, чем хочу заниматься в жизни. Мечтал стать студентом театрально-художественного института, поскольку там обучали скульптуре и живописи. Но когда приехал поступать, узнал, что в институте не предоставляют общежитие, не выплачивается стипендия. Мне это не подходило. Тогда я решил попробовать силы в Минском архитектурно-строительном техникуме, зацепившись в названии учреждения за слово «архитектура», т. е. возможность рисовать. Когда попал в стены этой кузницы кадров — сделал свой выбор раз и навсегда.

— Чем запомнились годы учебы?

— Это время незабываемых мгновений, неутомимой жажды к познаниям. Мы с жадностью слушали педагогов-мэтров архитектуры, много занимались самостоятельно. За счастье было украдкой полистать зарубежные журналы по архитектуре: в те годы эта литература была запрещена. Еще тогда, будучи мальчишкой, я осознал, что наша советская — а теперь уже белорусская — архитектура лучше западной. Самые передовые технологии (конструктивизм, функционализм и т. д.) — все наше. Техникум стал для меня академией, передо мной открылись горизонты архитектурного мира.

Марат Гродников: «Когда архитектура — образ жизни»

 --Как судьба связала вас с легендарным проектным институтом «Белпромпроект»?

— В Белпромпроект я попал на практику, за что сегодня очень благодарен судьбе. Именно здесь я почувствовал настоящий вкус к профессии. Мне нравился процесс рождения объекта, прогнозирование градостроительных, объемно-планировочных решений, увязывание воедино таких понятий, как объем, функция, технология и инженерия. Уже в первые годы работы я вывел для себя профессиональную формулу успеха, которой следую всю жизнь: от функций — к архитектуре. Первый мой серьезный опыт, где данный метод сработал на отлично, гараж Совета Министров БССР, запроектированный в 1982 году. Передо мной была поставлена задача — сделать самый лучший гараж в Советском союзе. Это сейчас многое можно узнать в интернете, а в те времена мне пришлось поколесить по стране, чтобы изучить всесоюзный опыт. В результате все получилось. Это было уникальное сооружение, которое во многом и предопределило мою дальнейшую творческую судьбу как архитектора-промышленника. Тема «от функции — к идее» также вышла на первый план и при проектировании второго гаража — Минздрава. Кстати сказать, работая в институте, я увлекся патентным делом и запатентовал собственные изобретения в объемно-планировочных решениях гаражей. По ним в Минске построено немало объектов.

— Знаю, что в вашей трудовой биографии есть небольшой опыт работы в административной должности…

— После техникума я был распределен в Круглянский райисполком на должность главного архитектора города. И до ухода в армию проработал там год. После службы понял, что мне нужно двигаться дальше: я вернулся в Минск, поступил в Белорусский политехнический институт (сейчас БНТУ) и устроился на работу техником-архитектором в родной Белпромпроект. И на протяжении всего трудового пути (с 1970 по 2013 год работал ведущим архитектором, затем главным архитектором проектов) ни разу не променял институт на другую организацию, хотя предложений было много. Сегодня с благодарностью вспоминаю годы работы и тех, у кого учился мастерству — Ивана Бовта, Станислава Смирнова, Алексея Каца, а также коллег, с которыми сделал не один проект.

 Марат Гродников: «Когда архитектура — образ жизни»

— Помимо ваших промышленных объектов, которые без преувеличения стали наглядными пособиями по промышленной архитектуре, вы немало проектировали спортивных сооружений: открытые и крытые катки, ледовые дворцы и т. д. Известно, что первую награду от Президента вы получили за серию малых катков…

— Это интересная и в то же время очень сложная работа. Но нашему коллективу, который, как показало время, не боится никакой работы, она была под силу. Вспомнить даже 1990-е годы, когда мы брались за все — жилье, административные здания: главным было выстоять. Поэтому, когда перед Белпромпроектом была поставлена задача — проектировать ледовые дворцы, мы это восприняли как почетную миссию. Первый самостоятельный крупный объект — «Бобруйск-Арена». Увлекательной была работы по «Чижовка-Арене», где применены уникальные архитектурные и конструктивные решения. А когда молодежь потянулась на ледовые площадки, сам собою встал вопрос о проектировании и строительстве малых арен в небольших городах страны, областных центрах — Гомеле, Могилеве, Бресте и т. д. Мы успешно преодолели и этот этап. Просто, думаю, что у белпромовцев слишком уникальное направление. Недаром же архитектор-новатор Фрэнк Ллойд Райт говорил, что когда через много сотен лет будут судить о человечестве, то в первую очередь будут делать это по обломкам промышленной архитектуры.

 Спортивный комплекс «Чижовка-Арена»

— Архитектор — это для вас профессия или образ жизни?

— Для меня это образ жизни. Архитектура меня преследовала, как говорится, без перерыва на обед. Я всегда отдавал отчет, что работа должна быть сдана вовремя, качественно и приносить пользу всем. Частенько приходилось трудиться по 12 часов в сутки, включая выходные. К сожалению, от этого страдала моя семья. И это происходило не только потому, что я такой уникальный. Если человек профессионал (будь он токарем, слесарем и т. д.), у него появляется вкус к делу, ответственность и желание сделать все на отлично. Однако с годами я начал понимать, что в этой гонке за временем, сроками нужно не забывать, что ты сам существуешь не только для того, чтобы работать и уделять больше внимания своим родным.

— Марат Никитович, 15 января вы получили из рук Президента высокую награду — Орден Почета. Поделитесь впечатлениями…

— Честно признаться, данная награда — неожиданность для меня. В такие моменты понимаешь, что ничто не забыто, никто не забыт. Это окрыляет. Приятно быть в списке награжденных, среди которых люди, так много сделавшие на благо республики. О том, что достигну сегодняшних высот и успехов, даже и не мечтал, просто всю жизнь стремился хорошо делать свое дело, не подводить. Уверен, каждый человек выполняет свое предназначение и должен оставить что-то после себя. Я благодарю судьбу за то, что она связала меня с архитектурой!

— Марат Никитович, примите искренние поздравления от коллектива Государственного предприятия «СтройМедиаПроект» с заслуженной наградой. Мы желаем вам крепкого здоровья и творческого вдохновения. Пусть люди получают радость от созданных вами шедевров, а ваши необыкновенные гениальные замыслы всегда воплощаются в жизнь!

Фото: Константин СЕРЕГИН