Материалы

Ностальгия о Минске 1950-х годов

r1

Музей истории города Минска и Белорусский государственный архив научно-технической документации организовали в Минской городской ратуше выставку графики Ивана Медведева «Ностальгия о Минске 1950-х годов», посвященную 100-летию со дня рождения архитектора-художника.
На выставке представлено более 30 графических работ Ивана Медведева, который работал главным художником Минска в конце 1950-х — 1960-е годы. Эта должность была введена в крупных городах страны, эстетике которых тогда не уделялось должного внимания, с целью упорядочения их архитектурно-художественного оформления.

Творческая жизнь Ивана Медведева в Минске началась с участия в художественной выставке и декорировании в театре оперы и балета музыкального спектакля Л. Планкета «Корневильские колокола». Он был приглашен также для оформления интерьеров и театрализованного новогоднего представления в только что открытом здании госцирка. Дирекция цирка отметила своеобразие и оригинальность его иллюминации.
В течение 9-ти лет архитектор-художник осуществлял творческую работу по оформлению столицы. Менялся внешний облик города, появлялась современная архитектура малых форм, декоративные комплексы в парках, новые элементы декора в интерьерах торговых и общественных зданий. Памятным стал для Ивана Васильевича диплом ВДНХ, полученный в Москве «за оригинально решенное оформление Дней культуры и искусства БССР».
В это же время он занимался архитектурой и живописью. Пейзажные зарисовки, запечатлевшие белорусскую столицу в этот период, — часть коллекции его семьи. Акварельные этюды и рисунки являются, по сути, художественно-документальными историческими источниками. Ивана Медведев запечатлел архитектурные ансамбли площадей бывшего Ленинского проспекта — Дом Правительства на пл. Ленина (Независимости), Дворец профсоюзов и Дом офицеров на Центральной площади (Октябрьская), площадь Якуба Коласа. Почти неузнаваема современная площадь 8 Марта, где в 1960-е годы находилась автобусная станция, и лишь строящееся здание института «Белпромпроект» служит надежным ориентиром в пространстве рисунка.
Работы Ивана Медведева — это не сухие зарисовки, а живые иллюстрации картин жизни Минска послевоенных десятилетий. Центральные улицы заполнены людьми, по тихим переулкам гуляют одинокие прохожие, по дорогам столицы курсируют редкие автомобили и автобусы. Удивительной теплотой наполнены зимние пейзажи — тихие уголки парка Горького и набережная Свислочи.

 

r

 

На выставке также представлены фотографии, документальные материалы о жизни и творчестве Ивана Медведева из фондов Белорусского государственного архива научно-технической документации (БГАНТД).
«Сложилась хорошая традиция проводить выставки архитекторов и художников, творческим трудом создававших облик белорусской столицы, в этом символичном здании — Минской городской ратуше», — обратила внимание директор музея Галина Ладисова.
Надо сказать, что зародилась эта традиция не случайно, а благодаря людям, неравнодушным к истории и культуре своей родины. Среди них можно назвать и саму Галину Ладисову. К примеру, как отметила дочь художника Ирина Медведева (по мужу — Кузнецова), при ее непосредственном содействии работы Ивана Медведева были обрамлены, благодаря чему стали восприниматься по-новому. Напомним, что нынешней весной по уже полюбившемуся творческой общественности адресу (Минск, площадь Свободы, 2А) также состоялась выставка работ народного архитектора СССР Владимира Короля. Правда, художественное наследие этого замечательного сына белорусской земли настолько масштабно, что достойно экспонироваться в самых просторных музейных залах — уютный, но небольшой холл Минской городской ратуши вместил тогда лишь малую часть сохранившихся материалов. Однако, как с грустью сказала ведущий научный сотрудник БГАНТД Галина Шостак, инициатива специалистов-подвижников порой натыкается на бюрократические препоны и недопонимание значимости вклада ярких личностей в развитие Минска и республики.
На открытии выставки собрались «стар и млад». Друг и коллега И. В. Медведева Алексей Ковальчук отметил: «И сам Иван Васильевич, и вся его семья, и созданный им «клан единомышленников», в который входили историки, филологи, инженеры и пр., заслуживают большого внимания. Мы часто собирались вместе, чтобы обсудить достижения города и страны, положить наши наблюдения и предложения на бумагу». Впрочем, сам Алексей Ковальчук и сегодня не отложил перо, а трудится над книгой, посвященной семье и близким Ивана Медведева. «Здесь есть на что посмотреть и что вспомнить, — обратился он к собравшимся. — Годы идут, а на выставке мы видим историю нашего города».
Приятно, что среди участников открытия была и студенческая молодежь. Положа «руку на сердце», скажем, что аудитория могла быть и многолюднее. В основном, она состояла из ставших знакомыми лиц истинных поклонников искусства. Впрочем, кто не успел побывать в Минской городской ратуше до 3-го ноября, еще сможет ознакомиться с работами архитектора-художника — 8 ноября в Брестской крепости откроется выставка Ивана Медведева, посвященная цитадели и городу над Бугом.

Ольга БРЯНЦЕВА

 

Иван Васильевич Медведев

И. В. Медведев (15.02.1913 — 26.01.1998) родился в городе Сатка Челябинской области. Участник Великой Отечественной войны. В 1946 году окончил Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина в Санкт-Петербурге. Учился у Л. Руднева, И. Лангбарда, С. Абугаева, К. Рудакова.
Работал архитектором в архитектурном проектировании, графике, театрально-декорационном и оформительском искусстве. Основные работы: эскизы художественного оформления Минска к его 900-летнему юбилею; Москвы и Ульяновска — к празднику 1 Мая; серии акварельных и пастельных пейзажей «Ленинград», «Самарканд», «Вильнюс», «Рига», «Минск», «По родной стране».
Преподавал в Вильнюсском художественном институте в 1946-1958 гг. Работал главным художником Минска в 1959-1967 гг. В 1968-1974 гг. — в Министерстве культуры Беларуси специалистом по охране памятников.
Член Белорусского союза архитекторов с 1947-го, Белорусского союза художников — с 1966 годов.
Работы находятся в Национальном художественном музее Республики Беларусь, Государственном музее истории театральной и музыкальной культуры Республики Беларусь, фондах Белорусского союза художников.