Материалы

Полет мысли и творчества

1-1История государственного предприятия «Минскреклама» своими корнями уходит в 1987 год. Именно тогда появился предшественник этой организации — «Минскгороформление». Сотрудники занимались художественно-декоративным украшением столицы, делали Минск нарядным по праздникам, во время культурных, спортивных и других событий. Долгое время работа велась только по оформлению города. В 2007 году после изменений в структуре организации появилось коммунальное производственное унитарное предприятие «Минскреклама». С этого времени в поле его деятельности попала наружная реклама.


Свет «одного окна»
Сегодня сфера деятельности государственного предприятия «Минскреклама», осуществляемой под руководством директора Михаила Титенкова, необычайно широка. Его специалисты занимаются изготовлением рекламной продукции, ее размещением и паспортизацией. Не забывают и про внешний вид любимой столицы.
Подробнее о деятельности «Минскрекламы» читателям «РСГ» рассказывает заместитель директора — главный художник предприятия Алексей Мартынов.
«Наше предприятие многофункциональное, — отмечает он. — Назову основные направления его деятельности. Во-первых, «Минскреклама» осуществляет прием заявления по принципу «одного окна» для оформления разрешений на размещение средств наружной рекламы. По желанию заявителя мы можем оказывать эту услугу в полном объеме либо частично. К сведению: сегодня можно оформить паспорт наружной рекламы, не выходя из собственного офиса! Наши специалисты возьмут на себя разрешение всех процедурных вопросов».
Наружная реклама, по словам нашего собеседника, складывается из нескольких принципиальных направлений. Это, к примеру, фасадные вывески и витрины магазинов, то есть оформление непосредственно объектов торговли и обслуживания.
Есть также реклама, не связанная непосредственно с конкретным объектом и размещаемая в стороне от него. «Мы ее называем «сетевой», — поясняет Алексей Мартынов. — В городе она представлена достаточно развитой сетью: на растяжках над проезжей частью улиц, крупноформатных щитовых конструкциях, билбордах и пр.».
Предприятие является крупнейшим оператором наружной рекламы: сеть принадлежащих ему рекламоносителей охватывает практически весь город, в том числе его центр, а также автомагистрали республиканского значения: Минскую кольцевую М9, автотрассу М2 (Минск — Национальный аэропорт).
Не жизнь, а праздник
Важнейшее направление деятельности «Минскрекламы» — оформление столицы к различным торжественным, праздничным, представительским, спортивным и прочим крупным мероприятиям. Надо сказать, что в этой области предприятием накоплен большой опыт.
«Есть несколько базовых праздничных мероприятий: Новый год, День Победы, День Независимости, День города Минска, — рассказывает главный художник предприятия (который, по сути, во многом определяет «лицо» каждого праздника). — И этот цикл непрерывный. Так, недавно столица вместе со всей республикой отметила День Независимости, и мы тут же начали подготовку ко Дню города. К каждому празднику делается соответствующий альбом эскизов, которые согласовываются в установленных инстанциях: Мингорисполкоме, Комитете архитектуры и градостроительства, а если мероприятие имеет республиканское значение (как, к примеру, 3 июля), то с Администрацией Президента Республики Беларусь. Затем утверждаются план и определенный бюджет, и мы приступаем к изготовлению и размещению этих элементов».
В этом году лето радует белорусов солнечной погодой, а для специалистов «Минскрекламы» оно и вовсе выдалось жарким. Празднование Дня Республики сопровождалось торжественным открытием площади Государственного флага и визитами высоких зарубежных гостей, в подготовке к которым предприятие также активно участвует. Кроме того, ежегодно «Минскреклама» вносит свою лепту в оформление такого важного события, как Республиканский бал выпускников, который также проводится в этот период...
При подготовке столицы ко Дню Независимости сотрудники «Минскрекламы» установили у архитектурно-скульптурного ансамбля «Минск — город-герой» трибуны и мобильный сценический комплекс. «Пользуясь случаем», Алексей Мартынов преподносит урок русского языка журналистам, с «легкой руки» которых это знаковое произведение называют «стелой»: «Стела — это каменный или деревянный столб, который устанавливается в качестве погребального или памятного знака. В данном же случае более уместно, конечно же, слово «обелиск»»…
Полет мысли и творчестваКоманда предприятия сравнительно небольшая — порядка 200 человек. Бывает, что в особо напряженные моменты не хватает рук, подводит техника. Но в итоге каждый раз столица встречает торжества нарядной и обновленной. Несмотря на то, что для экономии бюджетных средств большая часть оборудования многоразовая, каждый праздник требует индивидуального подхода. И в этом году можно было заметить в оформлении города определенные нестандартные решения.
Минчане и гости столицы, любуясь украшенным городом, возможно, не задумываются над тем, что специалисты «Минскрекламы» рачительно и вместе с тем эффективно используют каждый бюджетный рубль. Так, в этом году День города, который традиционно Минск отмечает в сентябре, станет, как всегда, красочным, при том что для его оформления будут применены в основном имеющиеся конструкции и элементы, правда, в новом сочетании. Особенностью нынешнего праздника станет активное его проведение, наряду с центральной частью, в районах столицы, чтобы жители смогли порадоваться ему невдалеке от своих домов.
К слову, «Минскреклама» приняло участие в проведении масштабного и значимого «внепланового» мероприятия. В конце июля празднования по случаю 1025-летия крещения Руси прошли на территории трех стран — России, Украины и Беларуси. В Минске в торжествах участвовали Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший экзарх всея Беларуси Филарет. Основные мероприятия праздника проходили в районе Дворца спорта на пр. Победителей и у Собора всех Святых по ул. Калиновского.
Совершенству нет предела
Итак, бюджет «Минскрекламы» наполняют две составляющие: городское финансирование и самостоятельно зарабатываемые средства. «При этом коммерческая составляющая у нас постоянно развивается и уже превалирует над бюджетной частью, — отмечает наш собеседник. — Для этого мы постоянно модернизируем наше производство, внедряя в рабочий процесс прогрессивные оборудование и технологии».
Так, интересной инновацией стали новые конструкции с рекламными баннерами на основных путепроводах. Первый такой объект со светодиодной внутренней подсветкой появился на улице Орловской и сразу привлек в себе внимание специалистов и горожан. «Аналогичные вещи мы поэтапно в течение года будем размещать на путепроводах пр. Победителей — МКАД (на выезде к Ждановичам), Логойский тракт — МКАД (на выезде на Логойское шоссе), по Брестскому шоссе и др.», — рассказывает он.
Предприятие освоило широкоформатную печать сольвентными и масляными чернилами на бумаге, самоклеящейся пленке, ткани, баннерной сетке и других материалах. «Минскреклама» — единственная в Беларуси, кто осуществляет экологичную латексную печать на носителях больших форматов.
Полет мысли и творчестваКак подчеркивает Алексей Мартынов, по его «субъективному мнению», динамику развития несколько тормозит несовершенная нормативная база в области порядка размещения наружной рекламы: «Сегодня существует множество различных инстанций, работающих  по своим специфическим направлениям и расположенных в различных частях города, но нет единого центра, который бы отвечал в целом за эту деятельность. Мы вносили предложения максимально полно сосредоточить их на нашем предприятии. Правда, кто-то отстаивал создание нового административного подразделения, однако на фоне современных процессов трансформации госаппарата и экономии бюджетных средств он выглядит не очень привлекательно».
«Необходимо также активизировать статус и функции главного художника города», — продолжает эксперт.
Порой приходится слышать нарекания от населения на безвкусную, а то и фривольную наружную рекламу. К примеру, обществом неоднозначно воспринимается изображения девушек в неглиже. И это, по словам нашего собеседника, следствие того, что графическая реклама по большому счету отдана на откуп свободного рынка. В принципе, сегодня буквально любой человек, без специального образования и навыков, может сесть за компьютер, набрать там какой-то текст, подобрать или нарисовать к нему картинку и вывесить это в качестве наружной рекламы на всеобщее обозрение.
«Считаю, что в области наружного оформления должна быть компетентная система согласования, — говорит Алексей Мартынов. — Это отнюдь не будет цензурой, но рекламно-художественный совет, дающий оценку публичной графический продукции, стоило бы возродить. Ведь наружная реклама — это объект, представленный для всеобщего обозрения. Если, к примеру, в газете неудачно сверстанную полосу можно перевернуть и забыть, то подобные изображения в качестве наружной рекламы находятся перед глазами граждан месяцами, формируя среду города. Их видят и взрослые, и дети».
Отвечая на вопрос о праздничном оформлении города, специалист поясняет, что приходится слышать мнение, что порой оно выглядит несколько старомодным, напоминая о тенденциях прошлых лет. «Анализируя ситуацию и обсуждая ее с коллегами, я прихожу к мнению, что, если угодно, именно в этой традиционности заключается свой особый узнаваемый почерк», — делится Алексей Мартынов.
Он вспоминает, что в его студенческие годы многие архитекторы вовсе не с нынешним пиететом относились к застройке главного проспекта нашей столицы: «Некоторыми так называемая «сталинская архитектура» подвергалась и вовсе уничижительной критике. Ее называли безвкусной и непрофессиональной. Однако с годами произошла ее переоценка. Мне кажется, что в некоторой степени этому помогли иностранцы, которые стали живо интересоваться этим самодостаточным явлением. И пусть не сразу — это мое личное мнение — мы пришли к выводу, что ничего лучше, собственно говоря, не создали в области ансамблевой архитектуры».
«Так и в праздничном оформлении нашего города, — продолжает главный художник «Минскрекламы». — Оно нравится и минчанам, и гостям, в том числе зарубежным. Другое дело, что — очень тактично — нужно внедрять новые технологии и материалы. Что мы и делаем». И это не остается незамеченным. Все больше крупных коммерческих фирм обращаются к специалистам предприятия за помощью в разработке и изготовлении рекламы. Так, один из банков разместил заказ на оформление своих филиалов, банкоматов и пр. по всей республике. Нередки заказчики из других регионов Беларуси. Например, «Минскреклама» приняла участие в оформлении ко Дню города-2012 Полоцка, отмечавшего свое 1150-летие.
Добавим, что работа предприятия за 2012 год отмечена бронзовой медалью в профессиональном конкурсе «Бренд года».
«Мир дизайна на предприятии «Минскреклама» — живой и красочный. Для наших специалистов не существует рамок и стандартов. Полет мысли и творчества — вот что первостепенно», — утверждают специалисты предприятия.
Ольга БРЯНЦЕВА, Республиканская строительная газета