Материалы

Зодчие приглашают к критике

Зодчие приглашают к критике

Татьяна ХАРЕВИЧ,

фото: Станислав НИКИФОРОВ

 

О роли архитектуры в современном мире, тенденциях и вызовах белорусского и европейского рынков, применении архитектурных инноваций в реализации крупнейших строительных проектов говорили в Минске в рамках международной научно-практической конференции «Архитектурные инновации и синтез искусств в пространстве города». Мероприятие проходило 14 апреля в Белорусском союзе архитекторов. В нем приняли участие известные белорусские архитекторы, градостроители, скульпторы, а также эксперты из Польши, России.

 

Проблемы, которые волнуют сегодня зодчих республики, затронул доктор архитектуры, профессор, декан архитектурного факультета БНТУ Армен САРДАРОВ. По его мнению, наблюдается потеря престижа профессии архитектора и снижение значимости архитектуры в строительном процессе в целом. Причину этих негативных тенденций он видит в отсутствии должной связи архитектурной науки с теми процессами, которые сегодня происходят в обществе.

— Урбанизация привела к повсеместному уплотнению застройки, ее хаотичности, отсутствию ансамблей. Сегодня архитектурные решения наших городов и населенных мест во многом определяются инвестиционными соображениями, что также порой несет плачевные последствия, — отметил Армен Сергеевич. — Диктат рынка не лучшим образом влияет на наше архитектурное пространство.

В свою очередь председатель Белорусского союза архитекторов Александр КОРБУТ указал на необходимость развития школы национальной архитектурной критики. Среди практикующих архитекторов лишь единицы выступают в печати с критикой. А ведь мнение коллег значит для архитектора больше, чем чье-либо еще. Причина, видимо, в том, что существуют неписаные, но обязательные для всех правила профессиональной этики — критиковать можно в частной беседе, но не на страницах специализированных изданий. Считается, что открытая, публичная критика может нанести вред имиджу профессии. Однако, как считает Александр Иосифович, замалчивание проблем, отказ обсуждать их публично наносят не меньший вред архитектуре, а значит, и архитекторам.

Волнующую многих архитекторов тему исторической и художественной значимости промышленных объектов республики, их сохранности подняла доктор архитектуры, профессор, заведующая кафедрой «Архитектура производственных объектов и архитектурные конструкции» БНТУ Елена МОРОЗОВА. Сегодня лишь 39 промышленных сооружений состоит на учете у государства и охраняется как памятники архитектуры, а ведь это уникальные материальные свидетельства нашей экономической истории. Однако объекты промышленной архитектуры интересуют общественность, как правило, гораздо меньше, чем архитектура гражданская. По мнению специалиста, обусловлено это непостоянством материальных форм промышленной архитектуры, чьи постройки часто утрачивают первоначальный облик, превращаясь в нагромождение объемов, которые в конечном итоге сносятся, чтобы на их месте воздвигнуть новые, экономически более целесообразные. С другой стороны, в связи со своей ярко выраженной утилитарностью промышленные объекты находятся как бы на втором плане предметно-пространственной среды, занимая в архитектурной иерархии нижние позиции. Споры о присутствии здесь «художественного» не утихают и по сей день. К тому же фабрично-заводская среда всегда ассоциируется с выбросами, загрязнениями, иначе говоря, с экологической опасностью, что тоже мешает массовому сознанию наделить такие объекты эстетической ценностью.

К тому же промышленная архитектура достаточно быстротечна. До сегодняшнего дня сохраняют свою «первозданность» лишь единичные постройки. Если есть добрая воля владельца, то объект может быть поставлен под охрану и существовать как памятник архитектуры. Но, к сожалению, постановка на учет влечет за собой ограничение действий по его реконструкции — ничего нельзя переделать. Поэтому никто не жаждет превращать свои промышленные здания в памятники архитектуры. Соответственно, в таком случае судьба здания предопределена.