Материалы

А.И.Мартынов:«В управлении архитектурной деятельностью главное – не навредить»

ImageНа протяжении всей своей профессиональной деятельности начальник управления архитектуры и организации проектных работ Комитета архитектуры и градостроительства Мингорисполкома Алексей Игоревич Мартынов работает над городом Минском...

«Для меня он как живой организм – со своими особенностями, болезнями, проблемами, - который развивается, растет. Считаю, что наша главная профессиональная задача, как в медицине, – не навредить».

Круг основных задач возглавляемого им управления включает организацию рассмотрения и согласования проектной документации на строительство всех объектов столицы, жилищного строительства, проведение архитектурно-градостроительных советов при главном архитекторе г. Минска.

Подробности – в интервью А.И.Мартынова, для которого этот год ознаменован двумя круглыми датами – личным юбилеем и четвертью века работы в области управления архитектурной деятельностью.

От штучного размещения к комплексной застройке }

- Сегодня город интенсивно занимается вопросами жилищного строительства. Минску доводятся достаточно высокие показатели по его объемам, в частности, в текущем году должно быть построено более 1 млн. м2. В Комитете идет очень плотная работа во исполнение этой стратегической задачи - прежде всего, в части разработки проектной документации (от градостроительных проектов до конкретных домов, систем инженерного и транспортного обслуживания). В напряженном режиме работают проектировщики, строительный комплекс столицы. Важная роль здесь отводится домостроительным комбинатам, ежегодно увеличивающим показатели по выпуску массовой жилищной продукции. Следует отметить, что вопросы модернизации серий КПД в Минске также находятся в компетенции управления.

Если говорить более конкретно, то это застройка новых жилых районов - Дружба, Михалово, Масюковщина, квартала улиц Горецкого - Янковского, Каменная Горка, других. Это территории массового строительства в столице, обеспечивающие основной объем жилья.

Кроме того, идет реконструкция освоенных территорий центральной части города со сносом малоценной (частной) малоэтажной застройки. При этом следует подчеркнуть, что мы стремимся отойти от штучного размещения отдельных домов в виде уплотнения сложившихся территорий без комплексной реконструкции застройки всего квартала. Застройщики порой берут наиболее «лакомые» участки, требующие минимального количества затрат на их освоение, и методом «втискивания» размещают на них жилой дом. На этом, как правило, реконструкция квартала завершается, что вызывает справедливое негодование жителей прилегающих домов. В то же время, после такого уплотнения квартала, он перестает быть привлекательным другим инвесторам для последующего освоения. Так не должно быть. Это не по-государственному. Среди положительных примеров масштабной комплексной застройки можно назвать освоение территорий в районе проспекта Дзержинского – улиц Железнодорожная и Щорса (заказчик - «Лада ОМС-холдинг»). В квартале в границах ул. Богдановича – ул. Некрасова сегодня появляются мощные жилые образования с комплексным сносом морально устаревшего жилья.

Хочу, чтобы меня поняли правильно: я за штучность – но только в смысле качества, индивидуальности, в соподчинении главным градостроительным задачам по формированию удобной, привлекательной среды (можно ведь и на основе комплексного подхода застроить территорию «бараками»).

Объекты, формирующие город

- Наиболее сложные и значимые объекты, имеющие принципиальное значение для формирования облика города, рассматриваются на заседаниях архитектурно-градостроительного совета при главном архитекторе г. Минска. В зависимости от конкретного объекта в заседаниях участвуют специалисты различного профиля работы. Например, если это объекты историко-культурного наследия, рассмотрение вопроса производится совместно с представителями органов охраны историко-культурного наследия. Остановимся подробнее на проектах, рассмотренных в этом году.

Сегодня в Минске разворачивается реализация интересной задачи, равной которой по масштабу еще не ставилось: комплексное благоустройство и застройка одного из важнейших транспортных направлений – западного въезда в город - пр. Дзержинского. Руководством города поставлено уникальное задание – придать этой магистрали до 2011г. первостепенное значение в структуре столицы (в настоящее время проспект носит скорее провинциальный характер – там достаточно развит частный сектор, который уступит место современным градостроительным ансамблям). Мингорисполкомом утвержден соответствующий план мероприятий, над которым напряженно работал Комитет архитектуры и градостроительства, включающий строительство улично-дорожной сети, транспортных развязок, продление первой линии метрополитена до жилого района Малиновка, реконструкцию и приведение в надлежащее техническое и эстетическое состояние существующей застройки, обустройство парковых и водно-зеленых зон, возведение новой застройки на саамов высоком архитектурном уровне. Даже те объекты, которые были ранее согласованы на данных территориях, будут пересматриваться, с тем чтобы придать им новое качество в рамках общей, очень глобальной и системной, задачи, требующей участия всех структур, занимающихся формированием города и обеспечением его жизни. Советом рассмотрено эскизное решение застройки квартала в границах улиц Кальварийская – Скрыганова – Бирюзова – железная дорога «Минск – Молодечно» с выносом зданий и сооружений уголовной исполнительной системы МВД. Этот участок, расположенный в центральной части города, с привлечением инвестора будет комплексно решен на новом градостроительном уровне. Работа включит жилой комплекс с объектами обслуживания, административные и общественные здания, многоуровневые паркинги. Кроме того, в этой зоне на новом качественном уровне будет развиваться транспортная система, появятся новые развязки.

Сегодня актуально проектирование и строительство т.н. гипермаркетов. Такие объекты появятся практически в каждом районе города. В том числе в районе станции метрополитена «Могилевская», улиц Кижеватова - Корженевского планируется сооружение крупного торгового центра с многоуровневой автостоянкой.

В развитие спортивной темы в Минске сейчас проектируется несколько крупных теннисных комплексов. Один из них планируется построить по ул. Орловской, второй - на ул. Красноармейской. Проектируется велодорожка вдоль водно-зеленого диаметра столицы.

Формирование ул. Немиги в границах улиц Комсомольской – Городской Вал дополнит общественный комплекс с объектами культурно-бытового обслуживания.

В настоящее время активно обсуждаются перспективы высотного строительства. В Минске в качестве визуальных композиционных акцентов будут построены отдельные высотки. Несколько таких точек (административных зданий, гостиниц) уже намечено: в районе ул. Интернациональной, по ул. Кирова возле стадиона «Динамо», на пр. Победителей на месте бывшего кафе «Реченька», на пр. Независимости напротив БНТУ. И, конечно же, объект №1 – многофункциональный комплекс «Минск-арена». Среди других интересных проектов - офисно-торговый сервисный комплекс с автосалонами, автосервисом и многоуровневым гаражом-стоянкой по ул. Свердлова, 23; многофункциональный торгово-развлекательный центр с гостиницей по ул. Притыцкого возле Ледового дворца.

Первые этажи – под общественные функции

- В настоящее время достаточно активно идет вывод части жилого фонда, а точнее, квартир первых этажей, под общественно полезные функции. Как правило, это производится вдоль главных городских магистралей. Очень активно – в центре города.

Надо сказать, что город достаточно долго шел к правовому решению этого вопроса. Сейчас он решается на основе результатов санитарных и инженерных обследований, определяющих, что такие помещения по конкретным критериям непригодны для проживания.

В то же время возникает проблема, поскольку для каждой квартиры, выведенной из жилого фонда, требуется отдельный наружный вход, а то и два. Порой это делается недостаточно профессионально, и новые входные группы диссонируют с архитектурным решением всего здания. Особенно это болезненно для исторической застройки. Было бы правильно решать реконструкцию 1-го этажа с приспособлением под новые функции комплексно по всему зданию. На практике так не всегда получается. Приходится искать компромиссы. Но в отдельных случаях надо быть категоричным и не допускать диссонирующих внедрений в архитектуру особо ценных зданий в угоду сиюминутным бизнес-интересам.

От серости – к кичу?

- По долгу службы я много занимаюсь массовой жилой застройкой. В последнее время нас настораживает ситуация с палитрой – слишком активно стал внедряться цвет в решения фасадов. Недавно в институте «Минскпроект» состоялось совещание, где эта тема была обсуждена на конкретных примерах и профессиональном опыте. В результате была выработана позиция по дальнейшим действиям: нельзя внедрять цвет столь массово, порой доходя до безвкусицы, кича. Более правильным в профессиональном плане будет все же сдерживать цветовую палитру. Это очень тонкие творческие вопросы. Поворот к активному использованию цвета наблюдается последние 5-7 лет. Очевидно, что мода в архитектурной деятельности присутствует так же, как в одежде или автомобильном дизайне. В мою бытность главным художником города Минска, было принято решение о покраске домов на пр. Независимости. Дело в том, что тогда по проспекту наблюдалась потеря изначального качества отделки (сложной каменной штукатурки). Долгое время ее латали, в результате чего дома стали выглядеть неопрятно, а специалистов, способных воссоздать эту технологию, уже не оказалось. Неизменным осталось здание ГУМа – очень ценное по отделке и архитектурной деталировке, почти все остальные перекрашены. Тогда нас за это критиковали. Наверное, сегодня я и сам бы не рискнул на главной столичной магистрали вводить цвет так активно. К счастью, при необходимости в будущем это можно исправить, и с появлением новых приемлемых технологий мы, возможно, вернемся к этому вопросу, учитывая ценность застройки проспекта.

Надо сказать, что когда-то, во время учебы в институте, мы, молодые, относились к стилистике застройки проспекта, да и не только к ней, с достаточной долей скепсиса. Такое было время. Ходило, например, мнение, что Верхний город нужно снести, и уже разрабатывались соответствующие проектные предложения… Это происходило не потому, что то поколение было глупее или хуже сегодняшнего, – так диктовала мода, мировоззрение, формируемое конкретным временем.

Пришло время, и все - или почти все - стали поборниками историко-культурного наследия, причем не только в архитектуре (сегодня ретро-стиль повсеместен). Как всегда, здесь нужна золотая середина, чтобы город не превратился в антикварную лавку.

Действительно, все находится в развитии, в движении, в т.ч. и архитектура. Но здесь ошибка стоит дорого, потому что здания стоят столетиями – дольше, чем их создатели и чиновники от архитектуры.

Двойной юбилей

- Я родился в Литве, там же закончил школу. Узнал, что в Минске есть архитектурный факультет, проездом увидел прекрасный главный корпус БПИ (теперь - БНТУ) и решил, что буду учиться здесь. С тех пор живу и работаю в Минске. Первые пять лет - архитектором-проектировщиком в институте «Белбыттехпроект». Потом рядовым работником пришел в ГлавАПУ (ныне - Комитет архитектуры и градостроительства). Здесь я старожил – стаж работы в области управления архитектурной деятельностью в этом году составил 25 лет. С юности занимаюсь музыкой, поэзией, бардовской песней. Становился лауреатом республиканских и союзных конкурсов.

Люблю хорошую книгу разного жанра.

Ольга Брянцева, «Республиканская строительная газета»