Материалы

Ансамбль улицы Кирова в Витебске: памятник градостроительства 1950-х годов

Image«В начале ХХ столетия в Витебске, как и в других городах Беларуси, выявилась противоположность между ростом города и возможностями его планомерной застройки в соответствии с расселением, функциональными зонами, новыми законами градостроительной композиционной и архитектурно-художественной организацией поселений»,

 

- писал в статье «Современная архитектура Витебска» архитектор А.А.Бельский. Далее автор утверждает, что преодолеть все эти противоположности, несомненно, возможно было только при одном условии – проведении крупных строительных мероприятий.

Так оно и было. Старожилы помнят витебские улицы шириной 10-15 м, где было невозможно проложить никакие коммуникации. Трамвай, патриарх городского пассажирского транспорта, кстати, был пущен в губернском Витебске 110 лет назад, 18 июня 1898 года. Таким образом, тот стал первым в Беларуси, где появился этот вид транспорта - скрежещущий на крутых поворотах и едва не цепляющийся за углы домов. В существующей застройке центра города было просто невозможно отыскать место для строительства значительных объектов. И только с середины 1950-х гг. Витебск начал строиться с перспективой дальнейшего развития…

Главная композиционная ось в структуре города «Камертоном для застройки центральной части города в 1947- 58гг., - продолжил свою мысль А.А.Бельский, - служили планировка и строительство улицы Кирова с Привокзальной площадью, бульваром и Кировским мостом. Тот, кто бывал в этой части Витебска, наверняка обратил внимание на то, что все вышеназванные элементы связаны в единую композицию, объединены единым стилем. Здесь видны и мастерство архитекторов, и градостроительный размах, и взгляд в будущее города. Но в то время, когда областной центр постепенно вставал из руин, не так-то просто было убедить оппонентов в необходимости расширения 10-12 метровой улицы до 66 метров! А главное - каждому дому придать индивидуальный вид и вдоль бульвара в толщу щебня посадить деревья…».

В 1954г. построили новый железнодорожный вокзал, стоящий в начале улицы Кирова и поныне являющийся едва ли зданием номер один Витебска. Наверное, не многие знают, что его автор, московский архитектор Б.Мезенцев, был одним из шести первых народных архитекторов СССР. И проектировать, и строить рядом с величественным зданием вокзала что-то обыкновенное, было бы непростительным промахом.

В одной из статей ("Сборник памятников истории и культуры Беларуси. Витебская область". Изд. 1985г.), посвященных новой магистрали, доктор архитектуры А.А.Воинов и В.Б.Короткевич, пишут: «…ул.Кирова создана заново в 1947 – 58гг., магистральный архитектор В.И.Гусев, авторы проекта - А.Ю.Данилова и В.А.Данилов. Улица и ее продолжение - важный городской диаметр, перпендикулярный ул.Ленина и р.Западная Двина, главная композиционная ось в структуре города. Кирова тянется от Западной Двины до Вокзальной площади. Перед Кировским мостом ее завершают величественные объемы зданий гостиницы «Двина» и интерната электротехникума связи. Они играют важную роль в силуэте города. На перекрестке с ул.Ленина формируется новая Центральная площадь. В строительстве преобладают 4-х и 5-ти этажные жилые дома с почтой, магазинами, рестораном, столовой и другими предприятиями культурно-бытового обслуживания. Композиция улицы основана на стилевом единстве пластичного решения фасадов с использованием элементов классики.

Целостный характер застройке придают примерно одинаковые в длину и высоту здания, похожесть горизонтальных и вертикальных соединений (карнизы, тяги, пилястры и др.), единый характер озеленения. Фасадные плоскости украшают балконы, эркеры, и другие архитектурные элементы. При строительстве жилых домов использованы 2- и 3-квартирные секции… Ансамбль ул.Кирова – памятник градостроительства 1950-х годов».

«Генеральный проект планировки, возрождения и реконструкции Витебска», разработанный в Харьковском областном проектном институте под руководством арх.Касьянова, был утвержден в 1946г. Спустя 10 лет выполнена его корректура. Над проблемами восстановления города работали архитекторы витебского филиала Белгоспроекта (ныне «Витебскгражданпроект») В.П.Чернышев, А.Ю.Данилова, В.А.Данилов, Л.М.Эйнгорн). Понятно, что в послевоенное время, в период восстановления разрушенного города, огромное внимание уделялось реконструкции центра и его главной магистрали - бывшей Вокзальной, а с 1934 года ул.Кирова. В воспоминаниях, начатых Виталием Александровичем Даниловым (когда его не стало, их продолжила Александра Юрьевна), читаем: «За год до окончания института мы уже знали, что будем направлены на работу в сильно пострадавшую в годы войны Белоруссию. Были ошарашены от увиденного, Витебск все еще продолжал лежать в руинах… эти впечатления, а затем беседа с начальником управления по делам строительства и архитектуры Совмина БССР В.А.Королем, оказавшемся в день нашего приезда в Витебске, убедили нас в том что предстоит огромный ответственный напряженный труд.

От первых разрозненных заказов на проектирование – к 4-5-этажных жилых домов, на пересечении ул.ул. Кирова и Димитрова (проектные задания были выполнены в 1950-55гг. арх. Г.В.Афанасьевым и Л.П.Шаповаловой), по инициативе В.А.Короля в 1952г. перешли к проектированию единого ансамбля улицы. Для контроля и общего руководства проектированием застройки улицы был назначен магистральный архитектор В.И.Гусев. После небольших объектов нам поручили первую большую работу – проект планировки и застройки ул.Кирова.

Сначала мы с Валентином Ивановичем (Гусевым – ред.) выполнили первоначальные развертки, определившие принципы застройки улицы, затем уже вели конкретную разработку каждого квартала, дома. Частично сохранившиеся многочисленные варианты общих разверток фасадов застройки кварталов, отдельных фасадов, деталей их – напоминание о большом объеме проделанной творческой работе. В.И.Гусев периодически приезжал в Витебск, согласовывал выполненную нами работу, что-то предлагал поправить, совместно обсуждалось направление дальнейшего проектирования…

Небольшой, но дружный коллектив проектировщиков, активная помощь руководства города, создавали благоприятный климат для проектирования. Над объектами трудились инженеры В.В.Катакин, Л.Б.Офенгейм, Н.Ф.Родионов, Н.К.Климков, А.А.Мирзабекян и многие инженеры-смежники по инженерному оборудованию. Полный контакт был и со строителями. Строительство вели СМУ станкостроительных заводов - начальник П.Ф.Пацей, старший прораб М.И.Фридман; СМУ легкой промышленности - начальник И.С.Ойстрах, старший прораб Тизенгаузен. Даже незначительные нарушения проекта немедленно исправлялись. Все делали одно общее дело. Это окрыляло, заставляло более требовательно относиться к своей работе, чтобы не уронить высокий авторитет архитектора, инженера».

С годами архитектурный ансамбль не потерял своего значения. Эта улица – парадный вход в город, олицетворение строгости, индивидуальности каждого здания.

В творческой биографии Даниловых были и другие, не менее значимые объекты. В содружестве с коллегами они разработали занявший 1-е место конкурсный проект детальной планировки центральной части города, в результате чего центр стал законченной гармоничной композицией. Особая гордость витеблян – пл.Победы, архитектурный комплекс которой впечатляет гармонией и функциональной многоплановостью. Оформление сквера, газонов, декоративной водной стены, которую создают двести вертикальных струй, «альпийские горки» - все это с любовью и тонким вкусом решено заслуженным архитектором БССР, кавалером ордена Трудового Красного Знамени А.Ю.Даниловой.

Александра Юрьевна – автор и участник разработки многих других проектов зданий и застроек. Под ее непосредственным руководством выполнены генеральные планы застроек Витебска, Орши, Новополоцка, Полоцкого промышленного узла, жилых микрорайонов «Восточный» и «Юг-1» в Витебске и другие.

Большинство проектов с ее участием получили высокую оценку. В составе авторского коллектива за разработку проекта Витебского промышленного района архитектор была удостоена премией Совета Министров СССР. А проект застройки жилого микрорайона в Новополоцке был отмечен бронзовой медалью ВДНХ СССР.

А.А.Бельский, в то время главный архитектор Витебскгражданпроекта, писал о ней: «…Человек редкого трудолюбия, творческого беспокойства, она одинаково требовательна к себе и к своим подчиненным. Потому иной раз с ней не так-то просто работать. В том смысле, что равнодушные люди, без творческого горения и фантазии для Александры Юрьевны не существуют. Она – образец добросовестного отношения к любому делу и этого же требует от других. А еще Александра Юрьевна – большой патриот своего города. ради его красоты она работает с полной отдачей многие годы».

Эти же слова можно сказать и в адрес Виталия Александровича Данилова. Так, с 1963 по 1974гг. он руководил разработкой и реализацией генерального плана Новолукомля. В 1973г. было закончено строительство гостиницы «Витебск» (одного из красивейших зданий областного центра), над проектом гостиницы работал архитектор.

В мае прошлого года на доме №4 по улице Кирова установлена мемориальная доска в память трех архитекторов - А.Ю.Даниловой, В.А.Данилова и В.И.Гусев (скульптор А.Н.Гвоздиков).

Завершить статью хотелось бы словами первого заместителя председателя Витебского горисполкома В.С.Каташука: «Неоценим вклад архитекторов Даниловых в решении градостроительных проблем не только в Витебске, но и в других городах нашего региона. Александра Юрьевна и Виталий Александрович были участливыми, отзывчивыми, заботливыми и неравнодушными. Они являют собой образец служения делу для наших молодых архитекторов. Есть популярная в народе житейская мудрость: нельзя подняться на вершину лестницы, не преодолев нижних ступеней. Архитекторы Александра Юрьевна и Виталий Александрович Даниловы прошли все эти трудные ступени, поскольку крепко полюбили наш город, как свой родной дом – страну, народ, частью которого они и стали».

P.S. Завершение строительства ул.Кирова связано с еще одним событием в личной жизни авторов проекта А.Ю и В.А.Даниловых: 4 октября 1958г. у них родился сын – Сергей, который пошел по стопам родителей, избрав профессию архитектора. Он в течение 20 лет успешно работал в Витебскгражданпроекте. А сейчас является руководителем архитектурного отдела ООО "Сити-Арх плюс". Поздравляем Сергея Витальевича Данилова с юбилеем!

Петр Тузков, г. Витебск