Материалы

Архитектор-дизайнер

1_2"Архитектор-дизайнер — это не дань моде, — прокомментировала первый выпуск по данной специальности, состоявшийся нынешним летом, заведующая кафедрой "Дизайн архитектурной среды" БНТУ, доцент, лауреат специальной премии Президента Республики Беларусь "За духовное возрождение" Анна Андреевна Литвинова. — Это нормальная реакция на возникающие задачи в современной архитектурной профессиональной деятельности, отвечающая государственной стратегии развития архитектуры и строительства,  связанной с качественным улучшением существующей предметно-пространственной среды дома, села, города, пространства республики".

 

— В связи с чем было принято решение об обучении по новой специальности?

— Открытию специальности "Архитектурный дизайн" предшествовала длительная подготовительная работа. Ведущие преподаватели теперь уже более 9 лет существующей кафедры "Дизайн архитектурной среды" давно работали в данной области, разрабатывая теорию и методологию этого направления, подтверждая ее личной практикой. Еще в 1997 г. творческим коллективом в составе: Литвинова А. А., Полянская Г. В., Агранович-Пономарева Е. С. был составлен пакет документов для открытия специальности по подготовке "архитектора-дизайнера", разработана квалификационная характеристика специалиста, проведены предварительные обсуждения в ректорате БНТУ. Но по объективным обстоятельствам эта работа была приостановлена. В 2001 г. она возобновилась, и в 2002 г. в БНТУ была создана кафедра "Дизайн архитектурной среды", задачей которой стала подготовка специалистов (пока, правда, по специализации "Урбодизайн" специальности "Архитектура" 1-69 01 01). В 2007 г. состоялся первый выпуск архитекторов по специализации "Урбодизайн".

Опыт подготовки специалистов по данной специализации (с 2007 г. по 2010 г. было 4 выпуска), их востребованность, положительные отзывы потенциальных работодателей стали теоретической и практической базой для открытия специальности "Архитектурный дизайн" с квалификацией "архитектор-дизайнер".

Поддержку в открытии новой для республики специальности высказали Минстройархитектуры, Белорусский союз архитекторов, Белорусский союз дизайнеров, Комитет архитектуры и строительства Мингорисполкома, ведущие проектные институты, творческие мастерские, известные в республике и за рубежом архитекторы и дизайнеры. Проведенный анализ показал, что во многих архитектурных вузах ближнего и дальнего зарубежья уже давно ведется подготовка специалистов в области дизайна архитектурной среды.

— Кто и на какой базе обучал ребят?

1_1— С 2006 г. кафедра "Дизайн архитектурной среды" начала вести подготовку специалистов очной формы обучения по специальности 1-69 01 02 "Архитектурный дизайн", квалификация "архитектор-дизайнер". А с 2003 г. она готовит магистров и аспирантов в области архитектурного дизайна по специальности "Архитектура". В декабре 2009 г. кафедра успешно прошла государственную аккредитацию по специальности подготовки кадров с высшим образованием 1-69 01 02 "Архитектурный дизайн".

Исходным и важнейшим моментом образовательной концепции архитектурно-дизайнерского образования является представление об архитектурном дизайне как о новом виде пластического искусства, основанном на традициях архитектуры с использованием возможностей современного дизайна эстетически обогатить архитектурную среду и экологически оптимизировать урбанизированные пространства. Главная концепция архитектурно-дизайнерского образования базируется на развитии традиций белорусской архитектурной школы — это теория комплексного художественно-композиционного и научно-технического образования на общей широкой гуманитарной основе. Стержнем профессиональной подготовки архитекторов-дизайнеров является постоянная учебная проектная работа в рамках профилирующей дисциплины "Архитектурно-дизайнерское проектирование", изучение которой начинается с 1-го семестра 1-го курса и заканчивается выполнением дипломного проекта (в т. ч. с развитой научно-исследовательской частью).

За время учебы студент овладевает основными принципами и практическими навыками проектирования не только традиционных для архитектора объектов профессиональной деятельности, но и таких архитектурно-дизайнерских объектов как: оборудование и предметное наполнение, средства визуальных коммуникаций, система искусственного света внутренних и открытых урбанизированных пространств; архитектурная колористика; малые ландшафтно-архитектурные формы; монументально-декоративные элементы оформления среды (произведения монументального и декоративного искусства, арт-дизайна).

Все остальные дисциплины "прикреплены" к этому стержню, обеспечивая студентов не просто информацией, которая соответствует общекультурным и профессиональным требованиям, но и таким объемом теоретических знаний, практических умений и навыков (расчетных, графических, художественных, презентативных, речевых и т. д.), которые способствуют успешному решению архитектурно-дизайнерских проектных задач.

Учебный процесс и, в первую очередь, учебное архитектурно-дизайнерское проектирование в максимально возможной степени связываются: с реальным проектированием — путем привлечения студентов в рамках учебного процесса к выполнению заказов проектных фирм, органов территориального управления, Минстройархитектуры, светских и конфессиональных общественных организаций; с участием в различных творческих конкурсах в рамках курсового и дипломного проектирования; с научными исследованиями путем освоения всеми студентами стандартных исследовательских методик в рамках обязательных проектных исследований, привлечения студентов к плановым научным работам кафедр, выполнения студентами заказных исследований в рамках дипломных работ; с воспитанием социальной активности студентов их широким привлечением к участию на общественных началах в гуманитарных акциях, проводимых на территории Беларуси и за рубежом благотворительными светскими и церковными организациями; с широкими международными контактами студентов и преподавателей.

— Сколько человек составил первый выпуск и где они могут работать?

— В июне 2011 г. состоялся первый выпуск, и 25 выпускников архитектурного факультета получили диплом архитектора-дизайнера.

Выпускникам университета выдается диплом с присвоением квалификации "архитектор-дизайнер", и они получают право заниматься творческой деятельностью в области архитектуры и дизайна. После получения диплома у выпускников, имеющих способности и склонности к научной деятельности, есть возможность поступить в магистратуру. После успешной защиты магистерской диссертации выпускнику присваивается ученая степень "магистр архитектуры".

Ведущее направление творческих усилий архитекторов-дизайнеров — комплексное формирование архитектурно-пространственной среды, художественное формирование культурного ландшафта, освоение природно-экологических связей, привязка предметного комплекса к пространственным ситуациям, формирование свето-цветовых предметно-пространственных ситуаций интерьеров зданий и поселений ("городских интерьеров").

Подготовленность к проектной работе является базисной, определяющей принципиальную возможность профессиональной деятельности в научно-исследовательской, административно-управленческой и педагогической деятельности.

Выпускники, подготовленные по специальности "Архитектурный дизайн", могут работать архитекторами-дизайнерами в проектных и научно-проектных организациях различных форм собственности; в области ландшафтного дизайна, садово-паркового искусства; на предприятиях стройиндустрии; в организациях, ведущих капитальное строительство, озеленение, обводнение, благоустройство территорий; в научно-исследовательских институтах; на кафедрах вузов; в фирмах, занимающихся разработкой и изготовлением интерьеров, мебели и оборудования различного профиля; в области проектирования и изготовления визуальной информации; в архитектурно-дизайнерских предприятиях по разработке и изготовлению оборудования различных систем обслуживания города; в системе образования (преподавателями изобразительных и пространственных искусств в средних школах, архитектурно-художественных школах, гимназиях и колледжах); в органах государственного управления и местного самоуправления административно-территориальных образований; вести собственную проектно-художественную практику.

— Каков уровень первых выпускников? Как прошла защита дипломов?

— Немного цифр. Все 25 дипломных проектов выполнены по реальной тематике, для конкретной градостроительной ситуации. 15 студентов защитили дипломный проект на "отлично" (десять, девять). Один студент стал обладателем диплома с отличием — Д. В. Дегтярев. 14 студентов получили рекомендации для поступления в магистратуру.

Во всех дипломных проектах решались задачи создания эстетически полноценной, экологически сбалансированной архитектурной среды, восстановления экологического равновесия, охраны и изучения ландшафтов. Наиболее детально эти аспекты проработаны в 11 проектах. Среди них — "Архитектурно-ландшафтная концепция экологического парка в г. Минске", дипл. Е. Муравлева (рук. О. В. Белова), "Архитектурный дизайн центра современного искусства", дипл. А. Тананко (рук. А. А. Литвинова, П. В. Войницкий), "Архитектурно-дизайнерская концепция международного кинофестиваля в г. Логойске", дипл. О. Волчек (рук. А. В. Новиков).

Вопросы организации архитектурной среды городов Беларуси с учетом сохранения историко-культурного наследия и развития туризма нашли наиболее полное отражение в 7 проектах. Среди них — "Архитектурно-дизайнерская реконструкция привокзальной среды в г. Бресте", дипл. Е. Король (рук. О. В. Белова, М. Г. Степура), "Дизайн архитектурной среды туристического поселения с развитой инфраструктурой в п. Городище", дипл. М. Латышонок (рук. О. В. Белова, П. В. Войницкий), "Экологический дизайн реабилитационного центра", дипл. Р. Стефанович (рук. А. Г. Трусов).

Выполнили дипломные проекты по научно-исследовательской тематике 16 студентов. Среди них — "Архитектурный дизайн центра аккомодации для пожилых людей в г. Минске", дипл. И. Кравцов (рук. А. А. Литвинова), "Архитектурно-дизайнерская концепция репрезентативных пространств въездов в город Минск", дипл. Д. Леонова (рук. А. А. Литвинова).

Государственная экзаменационная комиссия по результатам защиты рекомендовала: к внедрению 15 дипломных проектов; на международный смотр-конкурс лучших дипломных проектов архитектурных школ в области архитектуры и дизайна, который будет проходить в Ереване, Армения, — 7 проектов (в соответствии с выделенной квотой будут окончательно отобраны факультетской комиссией 2 проекта); на республиканский конкурс дипломных проектов выпускников высших и средних специальных архитектурных школ Беларуси в рамках Национального фестиваля архитектуры в Минске — 15 проектов.

Тематика дипломных проектов разнообразна и в большой степени отражает интересы и возможности профессиональной подготовки специалистов в области архитектурно-дизайнерского проектирования, а также специфику кафедры "Дизайн архитектурной среды". Очень сложно выбрать наиболее интересные проекты. В каждом есть своя особенность, оригинальность, отражающая творческие способности автора. Что-то получилось, что-то нет. Это ведь студенческие проекты, и это первая серьезная квалификационная работа. В целом можно говорить о достаточно высоком уровне, о подготовленности выпускников к самостоятельной профессиональной работе.

Ряд дипломных проектов выполнен по конкретным заказам.

Одна из тем предложена руководством олимпийского спорткомплекса — "Архитектурно-дизайнерская концепция реконструкции олимпийского спорткомплекса по ул. Калиновского" (рис. 3), дипл. М. Авилова, Л. Рулинская (рук. А. А. Литвинова, В. Р. Рондель). Диплом интересен многогранностью затрагиваемых задач: это и учет при реконструкции особенностей структурной организации и функционирования спортивных объектов, и создание полноценной, экологически безопасной, высокохудожественно организованной прилегающей к комплексу городской среды. Одним из достоинств этого проекта является работа с ландшафтом, которая направлена на разработку запоминающегося эмоционально-художественного образа — "духа места", и подчеркивающая все выгодные открывающиеся ракурсы на территорию.

Тема "Архитектурно-дизайнерская реконструкция городского квартала под "Пространство моды" (рис. 4), дипл. Д. Дегтярев (рук. А. А. Литвинова, Л. Ю. Еременко) — это ответ на задачи, поставленные концерном "Беллегпром" и ведущими дизайнерами Беларуси в области моды. Архитектурно-дизайнерская концепция строится на основе образно-ассоциативного ряда, связанного с композиционно-декоративными, цветовыми, текстурными особенностями выбранных тканей. Конечно, профессиональное внимание уделено не только художественному образу реконструируемого квартала, но и созданию всех необходимых условий как для мастеров моды, так и для тех, кто будет пользоваться их услугами и произведениями их труда.

Будет воплощен в жизнь проект "Архитектурный дизайн приходского православного храмового комплекса в п. Колодищи" (рис. 2), дипл. Д. Остроумов (рук. А. А. Литвинова, Н. М. Дятко). Это одна из больших и сложных дипломных работ, потребовавшая от автора знания специфики проектирования не только отдельных православных объектов, но и всей архитектурной среды храмового комплекса. Своими архитектурно-дизайнерскими решениями он создает своеобразный интерьер дворового пространства храмового комплекса, стилистически в меру выдержанного и в то же время насыщенного интересными деталями.

Были и поисковые темы, связанные с научными и творческими интересами кафедры и отражающие новые направления в архитектурно-дизайнерском проектировании.

"Архитектурно-дизайнерская концепция урбанизированного переходного пространства в г. Минске" (рис. 5), дипл. А. Поломанный (рук. А. А. Литвинова) — эта тема отражает тенденции современного архитектурного проектирования в области урбодизайна и говорит о том, что дипломанту не безразлично, каким образом будет развиваться современный Минск. Автор успешно справился с многоаспектными градостроительными, архитектурными, дизайнерскими задачами.

В проекте "Дизайн-концепция приспособления защитных сооружений в системе г. Минска под общественные функции", дипл. А. Воробьева (рук. А. В. Новиков, П. В. Войницкий) автор предлагает решение задач приспособления объектов гражданской обороны с позиции максимального использования возможностей архитектурного дизайна. Опираясь на его современные тенденции, она превращает сугубо функциональную, аскетичную архитектуру и архитектурную среду защитных сооружений в среду, насыщенную цветом, светом, великолепными авторскими росписями и мозаикой, где появляются новые жизнеутверждающие функции для детей и взрослых.

Интересна "Архитектурно-дизайнерская концепция репрезентативных пространств въездов в город Минск", дипл. Д. Леонова (рук. А. А. Литвинова). На базе разработанного алгоритма архитектурно-дизайнерского проектирования транспортной среды с учетом особенностей требований, предъявляемых к ее функционированию, используя зарубежный опыт, дипломантка предлагает достаточно интересную архитектурно-дизайнерскую концепцию репрезентативных пространств въездов в город Минск со стороны ст. Колядичей. Перед проезжающими предстают покадоровые фрагменты городской среды со своими образами, функциями, запоминающимися акцентами. Этот диплом отличает еще отличная графика и тонкое чувство цвета.

В "Реконструкции городского торгового пространства с формированием системы визуальных коммуникаций в пешеходной среде (район Комаровского рынка, г. Минск)" (рис. 1), дипл. А. Сницаренко (рук. Л. Ю. Еременко) объектом архитектурно-дизайнерского проектирования становится система визуальных коммуникаций, которая, с одной стороны, формирует художественный образ пешеходного пространства, с другой — повышает его экологическую устойчивость и информационную насыщенность.

Продолжается тематика дипломного проектирования, связанная с созданием комфортной, информационно насыщенной, экологически-безопасной, эстетически полноценной среды подземных пространств. Это два дипломных проекта, выполненные под руководством О. В. Телепневой: "Архитектурный дизайн подземного пространства (станция метро "Вокзальная")", дипл. А. Кузьмич и "Архитектурный дизайн подземного пространства", дипл. А. Усик. Их отличают творческий подход к решению поставленных задач, профессиональное использование современных отделочных и декоративных материалов, возможностей цвета и света, оригинальность и своеобразие в выборе композиционного, цветового, тематического решения проектируемых интерьеров.

— Каковы перспективы развития обучения по данному направлению?

— Видим ли дальнейшую перспективу развития обучения по данному направлению? Мы оптимисты, и поэтому видим будущее, подтвержденное настоящим. Конкурс среди абитуриентов на специальность "Архитектурный дизайн" на протяжении этих лет держится на хорошем уровне. В этом году план набора остался прежним —15 человек на бюджет и 13 студентов на платную форму обучения. У кафедры есть определенные успехи в научной, творческой, учебно-методической работе. Профессорско-преподавательский состав стабилен и достаточно профессионален и молод, пополняется научными кадрами. Почти все сотрудники кафедры — члены республиканских или международных творческих союзов архитекторов, художников или дизайнеров. Среди них есть лауреаты международных, республиканских конкурсов, выставок.

С кафедрой активно поддерживает сотрудничество бывший профессор кафедры, доктор архитектуры, профессор Е. С. Агранович-Пономарева. На кафедре работает профессором по совместительству кандидат архитектуры Г. В. Полянская, депутат Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, председатель комиссии. С нами сотрудничают известные высокопрофессиональные архитекторы и дизайнеры (О. Воробьев, В. Рондель, В. Сокол, Д. Сурский, А. Трусов, Г. Штейнман и др.). Это и благодаря им мы можем быть уверены в необходимости подготовки архитекторов-дизайнеров и в высоком ее уровне.

Наши многие студенты являются лауреатами и дипломантами различного рода республиканских, международных конкурсов и выставок. Четвертый год подряд выпускники кафедры получают Гран-при на Республиканском конкурсе лучших дипломных проектов; ни один год (если, конечно, мы участвуем) не обходится без дипломов 1-й степени на международных смотрах-конкурсах лучших дипломных проектов в области архитектуры и дизайна.

Конечно, архитектурный дизайн — относительно молодая сфера проектной деятельности, и, как все новое, не сразу воспринимается. А становление требует определенных творческих, научных усилий и терпения. Идет теоретическое осмысление архитектурного дизайна, методологическое обоснование. На это направлена тематика кандидатских и магистерских исследований, проводимых в рамках научных исследований кафедры "Дизайн архитектурной среды". Новое направление развивается. В нем уже успешно работают выпускники архитектурного факультета по специализации "Урбодизайн". В 2011 году к ним присоединяется первый выпуск архитекторов-дизайнеров. На них надежда. Мы верим в хорошее будущее архитектурного дизайна.

 

Ольга Брянцева, «Республиканская строительная газета»