Материалы

Архитектор с душой художника

pot2В кабинете заслуженного архитектора Беларуси Юрия Федоровича Потапова атмосфера творческая и в то же время рабочая. Стены украшают авторские картины. На столе — мольберт с незаконченной работой, рядом  палитра с красками и кисти. Здесь же можно увидеть чертежи, проекты, макеты...
В сентябре этого года Юрий Федорович отметил 80-летний юбилей, но на заслуженный отдых пока не собирается. Он и сегодня в строю: работает над проектами, а в свободное время пишет стихи и свои любимые пейзажи.

Человек, влюбленный в профессию
"Архитектуру я полюбил еще в школе, в 9-м классе, — рассказывает Юрий Федорович. — Тогда и решил полностью посвятить себя этой профессии. Окончив школу в 1948 г. с золотой медалью, поступил в Московский архитектурный институт. Радость мою невозможно было описать, ведь тогда это было престижное учебное заведение, куда многие высокопоставленные родители стремились устроить своих детей, настоящий храм культуры и искусства широкого профиля. Институт не только учил архитектуре, но и приобщал к другим видам искусства. В этом "бульоне", настоенном на принципах классической культуры и высоком мастерстве, я сперва оказался маленьким сорняком без роду и племени.
Не будет преувеличением сказать, что учился я, как и все студенты, самозабвенно и с энтузиазмом.
Когда окончил институт, понял, что мой интеллектуальный багаж стал намного увесистее и богаче. Это радовало, но интуитивно я чувствовал, что образование наше одностороннее, неполное: нас отлучали от опыта и достижений зарубежной архитектуры".
В 1954 году Юрий Федорович приехал в Свердловск. Работая в одном из ведущих институтов города, "Свердоблпроекте", приступил к проектированию жилых домов, зрелищных зданий, реконструкции центра города.
pot1"В стране как раз закончился период культа личности, и началась "оттепель". Приоткрылись внешние границы, появилась техническая и архитектурная литература. Многие стали понимать, что монументализм и украшательство в советской архитектуре — это анахронизм, показатель отсталости. Мы увидели новые формы, композиции, новые конструкции и поняли — нас учили, мягко говоря, неправильно".
Во второй половине пятидесятых приостановилось возведение зрелищных сооружений. Курс поменялся на развитие массового жилищного строительства. Многие проекты Ю. Ф. Потапова, например, театр и кинотеатр, остались незаконченными. В это время самого архитектора пригласили преподавать архитектурное проектирование в Уральский политехнический институт. Студенты постоянно окружали Юрия Федоровича, ведь он все показывал на практике, с карандашом в руке рисовал, чего не делали другие преподаватели.
"В этот период бешеными темпами развивалось крупнопанельное домостроение. Архитекторы занимались "привязкой" типовых проектов, разрабатываемых в центральных институтах страны. Все делали очень быстро и экономно, некрасиво и однообразно, и тем самым "хоронили" архитектуру. Мне жаль, что в условиях того периода я ничем не обогатил родной город".
В Беларусь на ПМЖ
В 1963 году Ю. Ф. Потапов вместе с женой и сыном переехал в Минск. Его назначили главным архитектором проекта в планировочной мастерской института "Белгоспроект". По словам Юрия Федоровича, здесь он впервые столкнулся с работой по планировке городов. Занимался разработкой генплана северного района Бобруйска и части Кричева.
"Когда работал над планом Кричева, был у меня интересный момент, — рассказывает архитектор. — Не имея опыта в области планировки, я всегда старался делать так, чтобы людям было удобно жить в этом месте. Город стремительно развивался, нужно было расширять его территорию. Но на его пути стояло кладбище. Что делать, я не знал и обратился к более опытному товарищу. "На этой территории должен быть город!" — сказал он мне. А потом, в ответ на мое недоумение, добавил: "Через 10 лет кладбище мы закроем, через 20 — снесем!". Так я научился делать города по-советски".
Архитектор занимался застройкой улицы Ленина, микрорайонов №№ 1 и 2 г. Солигорска. Среди его работ в этом городе также 9-этажный жилой дом и административное здание.
В 1970-е годы Потапов "прописался" в Гродно, где ему предложили участие в экспериментальном проекте.
"В Гродно находилось несколько крупных предприятий.  Важно, чтобы люди были заинтересованы в работе на этих промышленных гигантах. А что может удержать человека сильнее, чем хорошие условия для жизни. Нужно было запроектировать микрорайон с мощной современной инфраструктурой. Предполагалось, что это место станет показательным для всей республики. Идея проекта принадлежала самому Петру Мироновичу Машерову".
Юрий Федорович с энтузиазмом взялся за эту работу, собрав отличную команду специалистов со всего Советского Союза. В итоге получился новаторский для того времени проект застройки микрорайона Румлево-85. Им предусматривалось строительство двух жилых домов, общежития, а также небольших домов для многодетных семей. По проекту, на первых этажах жилых домов располагались парикмахерские, магазины, различные службы быта и даже ясли. В подвалах предусматривались автомобильные стоянки. Особенность микрорайона заключалась в том, что вся инфраструктура находилась у жителей "под рукой". Он должен был строиться в очень живописном месте — на высоком берегу Немана.
Однако комплексу с самыми современными условиями проживания не было суждено появиться на свет. После гибели П. М. Машерова проект приостановили: слишком много сложностей несло в себе его воплощение. Во-первых, необходим был монолитный каркас, который в то время в Беларуси не использовался. Во-вторых, проект требовал значительных капиталовложений.
Из работ Ю. Ф. Потапова в Гродно можно увидеть 16-этажное здание гостиницы.
В 1984 году по заказу Совета Министров архитектор работал над  проектом водолечебницы санатория "Беларусь" в Друскининкае.
С улыбкой вспоминает Юрий Федорович, как проектировал в образцово-показательном колхозе "Советская Белоруссия" административное здание. Сельский совет в итоге получился удачный: выразительный, со стеклянным куполом. Правда, предприимчивые сельчане вскоре переделали его в музей хлеба.
В 1980–1990-е годы Ю. Ф. Потапов занимал должность главного архитектора  института "Белгоспроект".  В тот период его выбрали председателем Союза архитекторов БССР, наградили орденом Трудового Красного Знамени. Казалось бы, можно спокойно почивать на лаврах. Но не тут-то было!
"Эти десять лет я считаю выброшенными из жизни, — заявляет Юрий Федорович. — Должность главного архитектора подразумевала руководящую работу. Мне же больше по душе собственноручно делать проекты. Не сидеть за доской я не мог!"  
"Я начинаю новую жизнь!"
В конце 1989 года Юрий Федорович принес директору института "Белгоспроект" заявление об уходе. На вопросы ответил одной фразой: "Я начинаю новую жизнь!". В это время он как раз получил помещение под мастерскую от Союза архитекторов.
Идея иметь свою мастерскую была для Ю. Ф. Потапова глотком свежего воздуха. Первым заказом стал проект заправочной станции. Следует отметить, что заправок тогда не хватало, и это направление на долгие годы стало неплохим источником доходов для архитектора.
В начале девяностых Юрий Федорович перерабатывал финский проект хоккейного зала, который предполагалось построить на ул. Притыцкого. Проект был готов, фундамент залит, но из-за отсутствия средств строительство приостановили. А через некоторое время в республике началось активное возведение ледовых арен. Так в кратчайшие сроки появился Минский ледовый дворец спорта.
В 1994 году Юрий Федорович занимался проектом католического центра "Базилика Минорис" — временной резиденции Папы Римского в Будславе.  Там находится  знаменитый костел в стиле барокко, вокруг которого в будущем развернется резиденция. На макете все выглядит очень красиво. Главное здание для приема высоких гостей, гостиница, трибуна для выступлений и два здания женского монастыря размещаются полукругом, а перед ними располагается огромная площадка для зрителей. Новый комплекс сможет принять около 30 тыс. человек. Проект был согласован в Ватикане. Пока построены только два здания женского монастыря.
Сейчас Ю. Ф. Потапов работает над проектом здания торгового центра на ул. Гамарника и административно-бытового объекта на ул. Левкова.
Большое место в жизни Юрия Федоровича занимает живопись. Даже биографию архитектора можно составить по его картинам, ведь на них — места, где он работал и путешествовал. Экспозиция на стенах квартиры — лишь малая часть всей коллекции. Даже не верится, что человек, создающий огромные здания, может писать такие проникновенные пейзажи. Рассматривая его работы, понимаешь, что в них отражается его душа — тонкая душа художника.
К слову, в семье Потаповых можно говорить о целой династии архитекторов. Супруга Юрия Федоровича, Ася Ивановна, всю жизнь отдала этой профессии. Старший сын Илья пошел по стопам родителей. Он возглавляет мастерскую отца. Архитектором стал и внук Антон, который работает в институте "Белгоспроект". Сейчас Юрий Федорович с нетерпением ожидает радостного события, появления на свет правнука. Кто знает, может быть, это новый продолжатель династии?..
Ольга Зимина, Республиканская строительная газета

Редакция "Республиканской строительной газеты" поздравляет Юрия Федоровича