Материалы

Архитектор Сергей Степанович Мусинский

musinski2Ушел из жизни архитектор Сергей Степанович Мусинский. Кажется, совсем недавно я писал статью о его творчестве к 85-летию зодчего, а сегодня, с глубоким прискорбием, мы подводим итоги его профессиональной творческой деятельности, с грустью осознавая, что новых объектов этого мастера уже не будет.

Сергей Степанович принадлежит к поколению зодчих Беларуси, чей расцвет творчества пришелся на 60-80-е годы ХХ века.

В работах этого поколения зодчих сконцентрировались все противоречия этого периода советского градостроительства.

Сергей Степанович Мусинский родился в 1920 году в Вологодской области. После окончания в 1952 году Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры работает в Беларуси и только для Беларуси.

ImageНесколько лет Сергей Степанович работал в Белгоспроекте, но свои основные работы он выполнял в институте Минскпроект. В это время рядом с Мусинским работали мастера и коллеги одного поколения, получившие дипломы архитекторов в различных вузах СССР: В.Афанасьев, С.Ботковский, Г.Сысоев, Н.Шпигельман в Минскпроекте; Г.Бенедиктов, М.Бакланов, Е.Заславский, О.Ладыгина, Ю.Шпит в Белгоспроекте.

В раннем периоде своего творчества молодой зодчий отдал дань господствующему в советской архитектуре неоклассическому стилю. Его общежитие Белорусского политехнического института на Ленинском проспекте (ныне проспект Независимости) имеет хорошие пропорции, красиво нарисованные детали фасадов - во всем чувствуется рука мастера. Здание органично вошло в ансамбль зданий Белорусского политехнического института.

В конце 50-х – начале 60-х годов (эпоха «борьбы с архитектурными излишествами») главным архитектором проектов Мусинским созданы жилые дома в застройке второй очереди Ленинского проспекта. Это 6-9-этажные дома со встроенными магазинами от ул. Сурганова до площади Калинина, жилой дом с кафе «Бульбяная» и учебный корпус института физкультуры. Большинство этих работ выполнено в соавторстве с архитектором Георгием Васильевичем Сысоевым.

Для жилых домов Мусинского и Сысоева этого периода характерны крупный ритм эркеров или остекленных лоджий на фасадах, ленточное остекление первых этажей, индивидуальное силуэтное завершение. Главное во всех работах – создание лаконичными архитектурными средствами крупномасштабного градостроительного ансамбля. Все здания имеют узнаваемые черты и детали советской архитектуры своего времени. Но именно эти здания давно стали знаковыми для города Минска, а Сергей Степанович вместе с другими авторами застройки Ленинского проспекта получил в 1968 году первую Государственную премию БССР в области архитектуры, а в 1973 году – звание заслуженного архитектора БССР.

В те же годы по проектам Мусинского строится Дворец культуры текстильщиков по ул. Маяковского в Минске (в соавторстве с Л.Каджар). Здание имеет четкое симметричное решение, хорошие пропорции фасадов, сочетание крупных витражей и глухих стен с художественными рельефами. Комплекс зданий Мингорисполкома (в соавторстве с Г.Сысоевым) и вторая очередь гостиницы «Минск» (в соавторстве с Г.Сысоевым и Д.Кудрявцевым) - наиболее яркие представители общественных зданий Минска своего периода. Оставленные ЦК КПСС в распоряжение архитекторов небольшие возможности использованы максимально. Здания лаконичны и выразительны, но, как признавался сам Сергей Степанович, здание Мингорисполкома не проектировалось для гигантской площади, которая была сформирована позднее, и автор в 70-90 годы разрабатывал варианты надстройки здания, которые, к сожалению, не воплощены.

За несколько лет работы в Белгоспроекте Мусинским созданы санаторий «Белоруссия» в Сочи, здание Гомельского облисполкома и другие.

Затем - опять работа руководителем комплексной мастерской в Минскпроекте. Здесь под руководством Мусинского трудятся более ста проектировщиков различных специальностей, разрабатываются проекты крупных комплексов 12-этажных общежитий с предприятиями обслуживания в первых этажах на улицах Кульман, Карбышева, Цнянской и многие другие объекты в городе Минске.

Комплекс НИИ средств автоматизации на Ленинском проспекте в Минске (в соавторстве с Д.Кудрявцевым) отличается контрастным сочетанием различных корпусов, остекленных и глухих плоскостей. Правильно найденный градостроительный масштаб выгодно отличает комплекс от других аналогичных объектов.

Здания Дворца искусств по ул. Козлова (в соавторстве с Н.Кравковой) также стало символом архитектуры общественных зданий Минска начала 70-х годов. Здесь, как и в других сооружениях Мусинского, сочетание крупных остекленных и глухих объемов дополняется насыщенным голубым цветом фасадов, контрастирующих с архитектурой соседних зданий. Интересны лаконичные интерьеры этого крупного выставочного комплекса.

Все работы в БССР 60-70-х годов ХХ века создавались в условиях дефицита строительных материалов, изделий, повсеместного применения типовых и повторных проектов, нехватки специалистов-проектировщиков, тотального диктата строителей и идеологических работников, постоянных оглядок на Москву с разбором для последующего применения господствующих там вкусовых и стилевых предпочтений. В этих условиях каждая новая индивидуальная работа Мусинского и его коллег-мэтров становилась явлением отечественной архитектуры.

Крупнейшей работой С.Мусинского стал комплекс жилых и общественных зданий по улице Немига. Это был белорусский отклик на строительство проспекта Калинина (Нового Арбата) в Москве. Создание проекта Мусинский начал после победы в Минскпроектовском конкурсе. По предложению автора, с двух сторон улицы Немига, от улицы Республиканской (Городской Вал) до Парковой магистрали (проспект Победителей), предлагалось соорудить крупнейший и современнейший градостроительный ансамбль Минска. В него входили, кроме трехэтажного стилобата с крупнейшими магазинами, 9-12-этажный жилой комплекс и 3 точечных 18-20-этажных административных здания на противоположной стороне улицы. Главным связующим элементом комплекса по проекту становилась пешеходная платформа длиной более 300 метров, поднятая над тротуарами Немиги.

За почти тридцатилетнюю историю проектирования и строительства была воздвигнута только половина комплекса, и то с большими отклонениями от проекта Мусинского. Масштаб задуманного автором виден только в ширине лестницы у торгового дома «На Немиге». Лестница со стороны ул. Городской Вал, застройка с противоположной стороны Немиги и здание ресторана "Макдональдс" уже осуществляются по проектам других авторов, не имеющих общего замысла и размаха проекта Мусинского.

Главная причина, по которой полностью не осуществлен грандиозный проект С.С.Мусинского – это игнорирование исторической градостроительной ткани девятисотлетнего города. Транспортная схема, по которой древнейшая улица города Немига была расширена, а историческая застройка прилегающих кварталов снесена, была заложена во все послевоенные генпланы Минска и выполнена до проектирования комплекса.

Неудовлетворенность и понимание этого противоречия генплана города пришло архитектурной общественности уже после начала строительства комплекса. Время выявило такие недостатки проекта, как отсутствие автостоянок, несоответствие гидрогеологическим условиям участка, затрудненный доступ пешеходов на платформу – «изюминку» комплекса. Заказчики и строители не смогли справиться с таким объектом. Это происходило из-за отсутствия должного внимания властей, неразвитости строительной базы, экономии и псевдоэкономии на всем, включая отделочные материалы, эскалаторы. Все это привело к долгострою и к многочисленным корректурам первоначального замысла.

На всем протяжении проектирования и строительства комплекса Мусинский показывал свои удивительные бойцовские качества в борьбе за проект и небывалые творческие возможности, однако обстоятельства оказались сильнее.

Еще и сегодня Минск имеет не только разрезанный транспортной артерией исторический центр, но и незавершенный за 30 лет крупнейший градостроительный ансамбль второй половины ХХ века, который уже стал памятником эпохи.

Одной из важнейших задач городских властей и архитектурной общественности является достойное завершение ансамбля уже без основного автора. На мой взгляд, при любых вариантах дальнейшего строительства необходимо связать пешеходную платформу Мусинского с аналогичной платформой на противоположной стороне улицы несколькими пешеходными мостиками, как это было предусмотрено проектом мастера. Сегодня необходимо модернизировать комплекс, установить необходимое число лифтов и эскалаторов для связи пешеходной платформы с основными направлениями движения пешеходов; отреставрировать весь ансамбль и вдохнуть в него новую жизнь при помощи современных строительных отделочных материалов и оборудования.

В мире есть много удачных примеров контрастного сочетания исторической застройки разных эпох с модернистской архитектурой ХХ века. Архитектура исторического центра Минска должна стать одним из таких ансамблей вместе с обновленным и заверенным комплексом на улице Немига.

Это станет лучшим памятником зодчему Сергею Мусинскому.

Мы, младшие коллеги и ученики, всегда будем помнить Сергея Степановича Мусинского - талантливого архитектора и художника, опытного руководителя и наставника больших коллективов, бескомпромиссного борца за Архитектуру, мастера, оставившего крупные вехи в застройке Минска. По его объектам изучают историю белорусской архитектуры уже несколько поколений архитекторов. Давайте все вместе сбережем его творческое наследие и наследие его современников для будущих поколений.

Михаил Гаухфельд, архитектор