Материалы

"Архитектура" или "Дизайн архитектурной среды"?

ImageПо данным Министерства образования, в 2012 году на предприятия республики архитектурно-строительной направленности придут выпускники по специальности «Архитектура», специализация «Архитектурный дизайн».

Кто они, эти архитекторы-дизайнеры? Чего от них ждать? Каково отличие таких молодых специалистов от всем понятного и привычного выпускника белорусской архитектурной школы? Каким образом такие специалисты смогут повлиять на качество архитектуры? Именно на такие вопросы хотелось бы получить ответы уже сегодня, так как архитекторы в определенной степени формируют наш образ жизни! Мы живем в домах спроектированных ими, работаем в административных зданиях и учреждениях, на заводах, фабриках, проводим свой досуг в парках и культурно-развлекательных заведениях, задуманных все теми же архитекторами.

Поможет нам прояснить тему синтеза архитектуры и дизайна выпускник архитектурного факультета Белорусского национального технического университета Александр Кучерявый, получивший в 2007 году диплом БНТУ с отличием по специальности «Архитектура», специализация «Урбодизайн».

Ведущий специалист РУП "Белстройцентр" А.Ф.Жевняк

"АРХИТЕКТУРА" ИЛИ "ДИЗАЙН АРХИТЕКТУРНОЙ СРЕДЫ"? А МОЖЕТ, "АРХИТЕКТУРНЫЙ ДИЗАЙН"...

Архитектура – это такая сфера деятельности, где много вещать о своем творчестве не имеет смысла. Архитектура должна говорить сама за себя. И если этот диалог происходит между тем, что создал архитектор, и теми, для кого это создано, без непосредственного словесно сопровождения автора, – цель достигнута!

Но все же хотелось бы внести ясность в обсуждаемую тему, т.к. сам термин "дизайн архитектурной среды" создает некоторые проблемы для понимания в связи с тем, что является синтезом понятий "архитектура" и "дизайн". И удобнее всего это будет сделать, рассказав о некоторых своих работах. Итак, дипломный проект «Дизайн архитектурной среды комплекса посольства Французской Республики в г. Минске».

Цель работы - сформировать образ посольства, который наиболее полно выразит дух Франции (из пояснительной записки: "…Вы сразу должны понять, что перед Вами - посольство именно ФРАНЦИИ и никакой иной страны более…").

Задача - выработка и обоснование архитектурно-дизайнерской концепции ("…существует мнение, что иностранец яснее и четче чувствует ту незнакомую культуру, с которой соприкасается. Он видит ее «чистой», не путаясь в мелочах…").

Шаг 1: выработка тезиса – основы, на которой строится дальнейший процесс творческого поиска ("Посольство Французской Республики в цитатах").

Шаг 2: "вычленение" наиболее ярких образов французской культуры ("… вино, сыр, плющ, Лувр, Эйфелева башня, замки Луары, донжон, мансарда, площади и монументы, готическая архитектура, контрфорсы и аркбутаны, окно-роза, галерея королей, собор Парижской Богоматери, Виктор Гюго, Роден, Ле Корбюзье, акведуки, Триумфальная арка, Версаль, французские улочки и кафе, импрессионисты…").

Шаг 2: цитирование ("…Qu'est-ce que nous ferions bien? demanda Forestier. On prétend qu'à Paris …"). P.S.: экспериментальное проектирование (данную часть дипломного проекта консультировали Жуков Д.Д. (к.т.н. профессор Российской академии естествознания) и Лаврентьев Н.А. (к.т.н., член-корреспондент Международной академии экологии)). В проекте решается архитектурно-дизайнерская адаптация ветро- и гелиосистем к зданию посольства и оптимизация его архитектурно-технических решений. Ее цель: создание единой независимой и относительно автономной энергосистемы – энергоактивного комплекса зданий посольства".

По результатам защиты дипломных проектов государственная экзаменационная комиссия рекомендовала 9 выпускников для вступления в Белорусский Союз архитекторов и 4 – в Белорусский союз дизайнеров. Когда я узнал, что рекомендован ГЭКом в оба союза, понял, что цель диплома – показать образ мышления архитектора-дизайнера – достигнута.

На мой взгляд, достигнуты и цели кафедры «Дизайн архитектурной среды»: "формировать такую культуру мышления, которая позволяла бы будущему специалисту самостоятельно ориентироваться в изменяющихся условиях научно-технического прогресса и социально-культурной, политической и экономической динамики общества, самостоятельно ставить проблемы, без длительного адаптационного периода активно включаться в решение нетривиальных проблем". Именно такую задачу ставила перед собой Ульмская школа дизайна еще в 1950-х годах.

Я очень благодарен всем преподавателям кафедры «Дизайн архитектурной среды», у которых получилось сформировать в нас – архитекторах-дизайнерах – именно такой образ мышления, который наиболее адекватно выражает образ существования сегодняшнего человека, вынужденного непрерывно видеть, чувствовать, реагировать, прогнозировать свои действия, оставаясь открытым живой, непредсказуемой, требующей каждый раз нового понимания реальности.

И на самом деле, по большому счету, для нас нет разницы, чем конкретно заниматься: проектировать завод или офисное здание, рисовать интерьер или агрогородок, разрабатывать какую-либо рекреационную территорию или корпоративный стиль. Нас сформировали как междисциплинарных универсалов. Везде смысл один и главное - выявить суть, придать материальную форму самой сущности идеи…

Конечно же, самое непосредственное влияние на меня оказал руководитель дипломного проекта Валентин Александрович Сокол. Воздействие преподавателя на становление творческой личности невозможно не переоценить. Не сочтите эти слова за лесть, т.к. под ними подпишутся все, кто сделал диплом под его руководством. Это тот архитектор, который не навязывает свое "мэтровское" "я", а, видя в каждом из нас индивидуальное, помогает нашему творческому "я" раскрыться в полной мере.

На сегодняшний момент я являюсь молодым специалистом и по распределению работаю архитектором в УП «Творческая мастерская архитектора Асташенка С.В.». Изо дня в день постигаю тонкости профессии. Зная, что работа – это совсем не то, что учеба в университете, был приятно удивлен, когда мне сразу предоставили достаточно широкое поле для творчества. И вот уже по истечении года службы готов согласованный в Комитете архитектуры и градостроительства комплект архитектурных решений «СТО с административными помещениями по ул. Гурского в г. Минске» для представления в экспертизу, в коем я принял самое непосредственное участие.

Если работа позволяет расти как профессионалу «вверх», то участие в разнообразных архитектурно-дизайнерских конкурсах (желательно международных) дает возможность расти «вширь», выходить в какой-то степени за рамки, что очень полезно в нашей сфере деятельности. Таким образом, творческим коллективом в составе Сокол В. + Кучерявый А. + Усова А. + Асташенок С. был разработан проект для Международного архитектурного конкурса на башню-символ в Cheongna (Южная Корея). В творческом процессе родилась идея «Башня-бамбук» («BAMBOOTOWER»). Даже логотип разработали, что очень немаловажно для башни-символа (по окончании конкурса такое ощущение создалось, что магистратур пять закончил).

Из всего вышесказанного и показанного, мне кажется, становится понятным, что архитектор-дизайнер – это не профессия, а образ жизни.

Александр Кучерявый, архитектор