Материалы

"Белорусская хатка" возрождается

ImageВ центре Минска, в окружении традиционной городской застройки, по улице Рабкоровской 19 расположился памятник белорусского деревянного зодчества начала XIX века.

Это одноэтажное здание с белыми ставнями и резными карнизами - филиал музея Максима Богдановича «Белорусская хатка». Именно в этом доме классик белорусской литературы прожил с октября 1916 по февраль 1917 годов.

Казалось бы, внешне не примечательное здание имеет богатую историю. Первоначально оно располагалось по адресу ул. Толстого, 14 а, ранее называвшейся Мало-Георгиевской. Деревянный дом, состоящий из двух жилых частей, был построен в 1904 году, о чем свидетельствовали даты на кованых решетках над крыльцами. Согласно архивным документам, это здание изначально было флигелем - пристройкой к жилому зданию, возведенному в 1980 году, которое, к сожалению, было разрушено.

Сохранившийся деревянный флигель сдавался внаем, и за время своего существования приютил в своих стенах многих известных деятелей белорусской культуры. С 1916 года в правой половине строения снимал квартиру Змитрок Бядуля с двумя сестрами. Когда осенью 1916 года Максим Богданович приехал в Минск, тот предложил поэту поселиться в одной из комнат своей квартиры, где Богданович и прожил до самого своего отъезда на лечение в Ялту в феврале 1917 года.

Однако несмотря на историческую ценность, в середине 1980-х, согласно плану застройки микрорайона, памятник белорусской культуры собирались снести. Но благодаря вмешательству людей, небезразличных к судьбе духовного достояния Беларуси, здание было демонтировано и перенесено в Рабкоровский переулок. В 1991 году в этом доме был открыт филиал Литературного музея М.Богдановича - «Белорусская хатка». Свое название филиал получил в честь одноименного клуба интеллигенции, активным участником которого был поэт и его друзья.

Экспозиция, представленная в музее, гармонично продолжает собой стилистику выставочной линии музея М.Богдановича, расположенного в Троицком предместье. Художественная концепция экспозиции принадлежит Эдуарду Агуновичу и представляет собой гармоничный синтез музея и театра.

С годами деревянное строение стало ветхим – значительная часть сруба и стропильной системы была в неудовлетворительном состоянии, конструкция пола потеряла первоначальную жесткость, отделка помещений не соответствовала художественному оформлению экспозиционных залов. К реконструкции столь значимых архитектурных объектов необходимо подходить с особой тщательностью и профессионализмом, поэтому перед началом проектных работ был выполнен ряд исследований. В первую очередь были проведены историко-архивные и библиографические исследования, после чего было произведено изучение памятника в натуре - инженерно-исследовательские работы с выдачей заключения, инженерно-геодезические изыскания, фотофиксация существующего состояния здания. Все это позволило выделить основные направления, в которых должны производиться последующие проектные разработки, основная цель которых – обеспечить необходимые эксплуатационные характеристики здания, сохранив при этом его исторический облик и экспозиционную концепцию.

В связи с этим проект реконструкции не затрагивает планировочную систему помещений, размеры помещений сохраняются в первоначальном виде. Несущие конструкции здания также практически не затронуты, проектом предусмотрено исключительно их усиление, а также в нескольких местах был восстановлен существующий сруб, пришедший в негодность. Кроме того, мероприятия по усилению затронули стропильную систему крыши, перекрытие и конструкцию пола. В существующем перекрытии был снят слой утеплителя, демонтирована обрезная доска и дранка, после чего состав перекрытия был восстановлен с использованием современных высококачественных материалов в следующем составе: доска обрезная, воздушная прослойка, утеплитель, 2 слоя толя, доска обрезная, гипсокартон. Существующее покрытие пола, состоящее из двухкатных брусьев и шпунтованных досок, было полностью заменено. Перетяжка полов выполнялась после устройства дополнительных кирпичных столбиков, придающих конструкции пола необходимую жесткость, и выравнивания лаг. Согласно нормативным документам, в новый состав пола входят гидроизоляция и утеплитель.

Внутренние перегородки, не влияющие на несущую способность, были демонтированы. На их месте возведены новые перегородки из листов влагостойкого гипсокартона по металлическому профилю. Для того чтобы продлить срок службы деревянных конструкций, все элементы были покрыты антисептическим и огнезащитным составами.

Учитывая ежедневное количество посетителей музея, возникла необходимость разработки мероприятий по обеспечению воздухообмена в помещениях. Кроме того, каждое помещение, в котором постоянно находятся люди, должно иметь естественное и искусственное освещение, что также было предусмотрено проектом.

Внешний облик здания тоже потребовал тщательного восстановления: замены дверных и оконных блоков, восстановления декоративных элементов карниза, ремонта металлических элементов козырьков. Для того чтобы запроектировать новые оконные и дверные блоки, внешне максимально приближенные к существующим, архитекторы обратились к архивным строительным документам. В результате уникальный узор дверных филенок и оконных переплетов был полностью воссоздан в новых изделиях. Окна и двери были изготовлены в соответствии с применяемыми в начале прошлого века технологиями, но при этом полностью соответствуют современным требованиям. Цветовая гамма фасадов и декоративных элементов подобрана в полном соответствии с историческим обликом здания.

Таким образом, в результате кропотливых ремонтных работ, выполненных с использованием современных строительных технологий и материалов, здание начала XIX века обрело свой первозданный облик. Архивные документы помогли архитекторам воссоздать утраченные со временем элементы декора фасадов и внутренних помещений, создающие черты эпохи. Теперь не только экспонаты и интерьерные узлы, но и само здание полностью соответствуют названию музея – «Белорусская хатка».

Ирина Сушко, архитектор "Республиканская строительная газета"