Материалы

Бесконечное богатство творчества

28012010_shteinСвой 60-летний юбилей известный гродненский архитектор Александр Адамович Штен ознаменовал персональной выставкой  творческих работ в  галерее «Тизенгауз», г. Гродно.

Здесь можно было увидеть макеты и фотографии построенных объектов, эскизы проектируемых зданий.  Выставка вызвала большой интерес у коллег по творческому цеху и горожан.   С разговора об экспозиции и началась наша беседа с архитектором:

-  Выставка интересна тем, что отражает не только результаты творческого поиска, но и сам процесс…

- Собственно, она так и была задумана. Если оставить «за скобками» рациональную составляющую архитектуры, то мы занимаемся формотворчеством. Так что создание формы, в том числе организация пространства, и есть содержание  архитектурной профессии. Именно форма в сочетании с окружающей средой  несет в себе информационный заряд культуры, времени и технического прогресса. Возможно, эта выставка на первый взгляд напоминала перетасованную колоду карт, потому что была составлена из работ разного времени и разной тематики - словно сплошной хаос разновеликих фотографий и графических изображений. Но первое впечатление должно было постепенно смениться ощущением внутренней закономерности общей композиции и каждого изобразительного поля. Так своеобразное единство хаоса и порядка, случайности и закономерности утверждается как гармония форм во времени и пространстве.

- Все говорит о том, что архитектура для Вас – любимое дело. А как Вы пришли в профессию?

-  Мне еще в десятилетнем возрасте пророчили, что я стану архитектором.  Любил рисовать, занимался в  кружке Дома пионеров.  Потом это увлечение куда-то ушло. Однако после восьмого класса - совершенно случайно! -  попал  в Минский архитектурно-строительный техникум, после окончания которого  получил направление на работу в институт «Гродногражданпроект». Затем  была служба в армии. После демобилизации возвратился на прежнее место работы и стал целенаправленно готовиться к поступлению в высшее учебное заведение. Выбрал для себя Московский архитектурный институт - единственный тогда в стране специализированный вуз.  Несмотря на внушительный  конкурс, стал студентом  и успешно учился, был даже ленинским стипендиатом.

На распределении шел первым, мог выбирать любой регион Советского Союза. Кроме того, меня рекомендовали для поступления в аспирантуру. Однако в итоге выбрал родной город и возвратился в институт «Гродногражданпроект»,  чтобы  именно здесь реализовывать свои  творческие идеи. Насколько это мне удалось, судить другим…

- Вы родились и выросли в Гродно. Как оцениваете перемены, которые произошли здесь за последние десятилетия?

- Хочу сказать, что каждая вещь, существующая в нашем городе, является частью истории, которую необходимо беречь. В принципе,  сейчас наблюдается  положительная тенденция: вкладывается много сил и средств в  благоустройство улиц, реконструкцию зданий.  Так что перемены, которые произошли, например,  в центральной части Гродно на улице Советской и  площади Ленина очевидны.

- Каким видится исторический центр города?

- Так и надо все время в него «вживаться». При этом необходимо решать  инженерные вопросы, поскольку транспортные связи – кровеносные сосуды города. Это обойти нельзя.

Хочу сказать также о том, что сейчас из центра города «выбивают» жилье. И напрасно. Зарубежный опыт свидетельствует, что его все же надо там сохранять.

- Вы принимали участие в подготовке проекта реконструкции городского парка имени Жилибера, Швейцарской долины…

- Это было двадцать лет назад, когда для работы над проектом сформировалась творческая  группа из трех  человек.  Мы довели  все до рабочей стадии, прошли экспертизу, однако денег на реализацию проекта тогда не нашлось. И он пролежал в готовом виде больше пяти лет. Когда потребовалось, проект  откорректировали,  и он  был реализован.

Отвлекаясь от начатой темы,  хочу сказать, что некоторые архитекторы чувствуют себя несколько «ущербными» - мол, профессионального успеха можно добиться  только в Москве или каком-либо другом мегаполисе. На мой взгляд, мастерство проектировщика, его значимость может проявиться  повсюду, независимо от масштабов  того или иного населенного пункта.

- Вы побывали во многих  странах мира. Какие из архитектурных сооружений произвели наибольшее впечатление?

- Еще во время учебы в Московском архитектурном институте мы подробно изучали историю градостроительства.  Многие  из замечательных зарубежных памятников зодчества, о которых тогда нам рассказывали преподаватели, позже удалось увидеть наяву во время  поездок  в Италию, Францию, Чехию и другие страны дальнего зарубежья.  Путешествуя по Аппенинам, побывал, например,  во Флоренции и Пизе.  К сожалению, на ознакомление с этой замечательной архитектурой было очень  мало времени…

- Десять лет Вы возглавляли областную организацию Союза архитекторов. В чем, на Ваш взгляд, нынешняя значимость  творческого  общественного объединения?

- Союз архитекторов  дает возможность поддерживать творческих людей, «обкатывать» новые идеи. В конечном итоге всем это будет полезно. Все зависит от конкретных людей, от их инициативы.

- Что могли бы пожелать молодым архитекторам?

- У человека должно быть желание чего-то добиться в этой  жизни.   Хотел бы пожелать молодежи постоянно учиться. Стремиться к самостоятельности. Постигать суть нашей профессии.

Подготовил Михаил Дубравин, г. Гродно

(«Республиканская строительная газета»)

 

Визитная карточка

Александр Адамович Штен родился 21ноября 1949 года в городе Гродно. В 1968 году окончил  Минский архитектурно-строительный техникум, в 1978-м – Московский архитектурный институт. Около 30 лет  проработал в институте  «Гродногражданпроект».

В настоящее время  - главный специалист проектного бюро Управления архитектуры и градостроительства  Гродненского горисполкома.

С 1994 по 2004 годы возглавлял Гродненскую  областную организацию Белорусского союза архитекторов. Награжден медалью «За преданность архитектуре и творческие достижения».

Основные творческие работы:

* Районный дом культуры в г. Щучине (построен в 1987 г.)

* Христианский благотворительный центр по ул. Щорса в г. Гродно                (построен в 1997 г.)

* Костел Матери Божьей Милосердия по ул. Репина в г. Гродно (незаконченное строительство, проект 2001г.)

* Костел Милосердия Божьего по ул. Кабяка в г. Гродно (незаконченное строительство, проект 1999 г.)

* Здание общественно-торгового назначения по ул. К.Маркса в г. Гродно (построено в 2008г.)