Материалы

Будущее памятника с великим прошлым

churchВ 15 километрах от Слонима, возле деревеньки Сынковичи, прямо в чистом поле стоит уникальный памятник архитектуры – древний храм оборонного типа. Вот уже более пятисот лет он возвышается на этом месте, наблюдая за тем, как меняются времена года, исторические эпохи, столетия. Сейчас храм со всех сторон окружили строительные леса – исторический объект реставрируется…

 

Это место словно паутиной опутано легендами, что неудивительно, если учесть, что возраст храма перевалил за пять столетий...

Так, согласно одному преданию, церковь в Сынковичах основал великий князь Витовт. Он, сбежав из плена князя Ягайло, спасался в местных лесах от вражеской погони. Князь дал обет –  при благополучном исходе побега отблагодарить небеса за помощь. Так в пустынном месте появился Свято-Михайловский храм.

Еще одна легенда гласит, что на строительство храма в это местечко съехались самые именитые мастера по камню. Были среди них и двое местных – отец и сын. Работа шла дружно, а здание росло как на дрожжах. Через два года оно уже возвышалось среди полей. Однако приключилась беда: во время выкладки самого высокого фронтона сын сорвался вниз и разбился насмерть. В память о нем отец выложил прямо на фронтоне символическое подобие гроба. Местные жители уверены, что именно поэтому их деревенька получила название Сынковичи.

reconstrТрехапсидный храм в плане напоминает перекошенный прямоугольник, фланкированный по углам 4 оборонительными башнями, восьмигранными на главном фасаде и круглыми на тыльном. В каждую из них из церкви ведут отдельные ходы со специальными каменными лестницами.

В карнизной части проходит пояс круглых бойниц и арочная машикуля. Высокая двухскатная крыша на торцах закрыта могучими остроугольными щитами, украшенными ярусами оштукатуренных аркатур.

Зал храма четырьмя восьмигранными столпами расчленен на три нефа, перекрытых крестовыми сводами с декоративными готическими нервюрами. Оштукатуренные стены расчленены лопатками, которые объединены со столбами арками. Внутри башен витые лестницы соединяют зал с чердаком, на котором размещался оборонительный ярус церкви.

Граненые столбы, на которые опираются крестовые своды с нервюрами, занимают малую часть внутреннего пространства. Поэтому интерьер церкви получил зальный характер. Это чувствуется и во внешнем объеме сооружения, представляющем собой параллелепипед, покрытый высокой щипцовой крышей.

Оригинальный прием использован при перекрытии апсид. Если обычно каждая апсида храма имела отдельную крышу, то в Сынковичах все три  находятся под одним покрытием. Это стало возможным за счет введения системы ступенчатых арочек, расположенных между верхними частями апсидных полукружий. Такой прием, по существу, превращает крышу постройки с трехапсидным планом в одноапсидный ее вариант, упрощая конструкцию и сохраняя целостность объемного построения. Аналогичная конструкция отмечается в Троицкой церкви начала XVI веке в Вильнюсе, подтверждая гипотезу о единстве архитектуры православных храмов в Великом Княжестве Литовском.

В архитектуре Свято-Михайловского храма имеются детали древнерусского и готического зодчества. К первым можно отнести архитектурный поясок, охватывающий апсиды, и две восточные круглые башни на уровне нижнего яруса. Стрельчатые арки проемов, крутая крыша, звездчатые своды в правой апсиде – это элементы готики.

Ученые-историки так и не могут определиться,  когда был построен Свято-Михайловский храм. Одни исследователи относят его к концу XVII века, другие считают, что памятник архитектуры появился на свет в XV веке, а может быть, и ранее.

«Мы постоянно проводим исследования этого объекта и сейчас можем говорить о том, что храм был построен не в XV или XVII веках, а значительно раньше, – рассказал кандидат искусствоведения, доцент архитектурного факультета БНТУ Г. А. Лаврецкий. – На южном фасаде видны ярко выраженные буквы из пережженного красного кирпича. «Т» с точкой означает «300», прибавляем  «десятку», расположенную рядом и получаем 1310 год. Согласно летописям, именно в это время князь Гедемин разделил свои владения между сыновьями. Возможно, отсюда пошло и название селения Сынковичи».

Архитектура Сынковичской церкви свидетельствует, что она не только предназначалась для молитвы, но и служила убежищем местному населению во время опустошительных войн и грабежей. Массивные стены, башни и помещения над сводами с бойницами сближают его с небольшим замком.

«Восточные башни и апсидная часть храма относятся к одному временному периоду, из чего можно предположить, что изначально здание было замком, а уже позже его приспособили под храм. Во время последних исследований здесь обнаружили бойницы, которые по предварительным данным были заложены где-то в XVII-XIX веках. Сейчас мы занимаемся расчисткой и открытием этих бойниц».

В храме уже сделана замена кровли, произведен ремонт лестниц, поставлены новые двери. В настоящий момент идут натурные исследования: зондажи, расчистки. Сейчас в работе находятся северный и южный фасады здания.

«Мы очень надеялись, что историки найдут материалы по притвору, но, к сожалению, пока никаких новых данных нет.  Притвор будет восстанавливаться в том виде, в котором он был запечатлен на гравюрах в конце XIX - начале XX веков. Когда проводили зондажи штукатурного слоя, удалось обнаружить фрагменты росписей.   Одна из них представляет собой начало сочинения Иоанна Богослова. Надпись сделана на греческом языке. Сейчас мы работает над изучением этих фрагментов».

Пока рано говорить о том, когда будет завершена реконструкция этого уникального архитектурного памятника мирового значения.  Но работы там ведутся без передышки. Пока в великом прошлом этого исторического объекта слишком много «белых» пятен. Но ученые не сдаются, а строители продолжают восстанавливать и преображать Сынковичский храм.

Ольга Зимина, «Республиканская строительная газета»