Материалы

Что такое мультипаркинг?

Image

В Минске в 2008 году могут быть реализованы первые проекты по строительству мультипаркингов. Задача начинания - решить проблему хранения автомобилей с помощью автоматизированных технологий парковки.

В настоящее время разработано несколько соответствующих концептуальных решений, которые уже прошли предварительное рассмотрение в соответствующих службах Мингорисполкома.

Градостроительная ситуация современных крупных городов во всем мире находится под значительным давлением проблемы дефицита парковок. Ее острота требует поиска новых эффективных решений, обладающих инвестиционной привлекательностью, и в этом случае одним из возможных и перспективных путей может стать применение современных парковочных технологий.

Стоит отметить, что в Европе механизированные гаражи-стоянки используются уже более 50 лет. В Москве к настоящему времени построено и введено в эксплуатацию четыре таких объекта. Что касается положения с парковочными местами в нашей столице, то большинство "спальных" районов современного Минска начали застраиваться в середине 1970-х годов. Основной отличительной чертой этих микрорайонов является то, что основную часть застройки составляют типовые панельные дома, обладающие рядом сходных параметров. Так, их дворы проектировались с узкими проездами и минимальным местом для хранения автомобилей. Изменение социально-экономической ситуации в стране привело к многократному ежегодному приросту количества личных автомобилей и, в свою очередь, перегруженности жилых кварталов автотранспортом.

Какие же требования предъявляются к современным парковочным местам? С точки зрения функциональности, парковки в жилых районах должны обеспечивать, в первую очередь, долговременное упорядоченное и безопасное хранение автомобилей жителей. При этом наибольшую привлекательность для владельцев автомобилей представляют места для их хранения, расположенные в пешеходной доступности от места жительства и обеспечивающие безопасное и сухое хранение автомобилей в течение всего года.

Стандартные и общепринятые парковочные решения - плоскостные стоянки, боксовые гаражи и многоэтажные паркинги - не справляются с решением проблемы по ряду причин. Среди них – низкая инвестиционная привлекательность таких проектов, большие масштабы строительства, неэффективное использование земли и строительного объема. В среднем на одно машино-место в многоэтажном паркинге приходится 25-30 м2.

К внедрению в Беларуси (и в первую очередь – Минске) предлагаются иные методы организации современных компактных парковочных мест. Один из них – зависимый метод - обеспечивает размещение на одном парковочном месте при помощи лифтов-подъемников от 2 до 4 автомобилей один над другим. Его особенность заключается в том, что верхний автомобиль может покинуть стоянку только после освобождения нижнего парковочного места. Для монтажа и установки подъемников не требуется специально подготовленной площадки. Независимый метод обеспечивает размещение на одном парковочном месте при помощи лифтов-подъемников 2-3 автомобилей один над другим и дает возможность выезда любого из них с любого яруса независимо от прочих. В этом случае требуется обустройство технологических приямков.

Метод мобильных платформ позволяет максимально использовать для размещения автомобилей площадки крытых паркингов, в т.ч. площади, предназначенные для проездов и разворотов. Автомобили в данном случае устанавливаются на подвижные платформы, которые перемещаются в горизонтальной плоскости и освобождают по необходимости выезд машин с других парковочных мест. Если ширина гаражного бокса не позволяет открыть дверцу автомобиля, применяются специальные подтягивающие устройства, втягивающие машину в бокс без участия водителя.

Полуавтоматический метод основан на использовании одноименных систем для многоярусного размещения автомобилей. В этом случае водитель самостоятельно въезжает на нижнюю свободную платформу, а после того как он покидает автомобиль, система автоматически помещает машину на хранение в свободную ячейку. При этом автомобили могут перемещаться мозаичным либо карусельным способом.

Название автоматического метода говорит за себя: процесс парковки автомобиля от начала до конца находится под управлением автоматической системы: она как доставляет машину в индивидуальную ячейку, так и извлекает ее оттуда для передачи владельцу. Для этого могут применяться различные комбинации лифтов, челноков, лазерных и оптических датчиков контроля. Автоматический метод может реализовываться в разном конструктивном исполнении и объемно-пространственном виде. Приведем несколько примеров. Особенностью советского панельного домостроения является то, что 80% домов имеют стандартную глубину здания 12 м и глухую торцевую стену, граничащую, как правило, с проезжей частью либо зеленой зоной. У глухой торцевой стены панельного дома предлагается разместить компактный, но вместительный автоматизированный паркинг (мультипаркинг) емкостью 30-50 машино-мест (в зависимости от потребностей микрорайона и конструкции механизма системы). Площадь земельного участка, занимаемого мультипаркингом, составляет от 45 до 78 м2 (в зависимости от конструкции и вместимости) и обеспечивает соотношение 1,4 м2 на одно машино-место.

Мультипаркинг представляет собой многоярусную металлическую конструкцию с центрально расположенным лифтом, перемещающим автомобиль на паллете в вертикальной плоскости до заданного яруса, а затем в горизонтальной плоскости в свободную ячейку. Паркинг устанавливается на фундаменте, обеспечивающем надежность и жесткость конструкции, и физически не сопряжен со зданием. Привязка к торцу дома является скорее эстетической, нежели функциональной. Внешний облик мультипаркинга предполагается выполнять в стиле и цветовой гамме окружающей его архитектуры, но с современным подходом, обеспечивающим улучшение визуального восприятия всего окружающего мультипаркинг пространства. Въезд в паркинг может быть организован как с фронтальной части, так и с торцевой, в зависимости от условий привязки к конкретному месту.

Принцип работы здесь следующий: автомобиль подъезжает к воротам, водитель идентифицирует себя посредством электронного ключа либо вводом кода с панели управления и въезжает во входную группу на паллету. Выключив двигатель и установив автомобиль на ручной тормоз, водитель покидает лифт и вводом кода на панели управления подтверждает свой выход из отсека. Лифт забирает паллету с установленным на ней автомобилем и поднимает на ярус к свободной или закрепленной за автомобилем ячейке (в зависимости от алгоритма работы). После фиксации на ярусе включается механизм горизонтального перемещения, который размещает паллету в ячейку для хранения. Возврат автомобиля с парковки происходит в обратной последовательности: опустившись на нижний этаж, паллета размещается на поворотной платформе, которая разворачивает автомобиль по направлению к выездным воротам. Конструкция мультипаркинга дает возможность размещать его, не привязывая к существующим зданиям, а как отдельно стоящее сооружение.

Так, если вспомнить, например, о полуавтоматическом методе, на небольших открытых территориях предлагается возводить компактные, но масштабные по количеству машино-мест типовые двух-трехъярусные механизированные гаражи-стоянки боксового типа (МГБ) любой емкости в зависимости от потребностей микрорайона и размеров выделенного участка. Механизированный гаражный бокс представляет собой конструкцию, состоящую из отдельных секций со смонтированными внутри каждой электрогидравлическим лифтом, позволяющим размещать на его ярусах 2-3 автомобиля. Конструкция лифта обеспечивает въезд и выезд автомобилей с любого яруса независимо от наличия или отсутствия других автомобилей в секции.

Управление лифтом в секции может происходить как централизованно, так и индивидуально в каждой из них (что зависит от алгоритма организации управления). Двухъярусные лифты могут быть одиночными и спаренными, трехъярусные – только одиночными.

Для обеспечения работы конструкции нужен технологический приямок, который служит для временного перемещения в него нижних ярусов, что позволит нужному ярусу выровняться с уровнем въезда.

Габаритные размеры одной секции – 260х540 см. Площадь земельного участка, занимаемого одной секцией, составляет примерно 14 м2 при трехъярусном размещении автомобилей обеспечивается следующее соотношение: 4,6 м2 земли на одно машино-место.

Принцип работы МГБ заключается в том, что автомобиль подъезжает к воротам, водитель открывает ворота вручную или дистанционно (в зависимости от конструкции ворот). Используя блок управления, водитель опускает или поднимает лифт до момента, когда свободный ярус выравнивается с уровнем въезда, после чего въезжает на автомобиле на платформу. Что касается предполагаемой реализации мест в мультпаркингах и МГБ, то при выборе бизнес-модели применимы три подхода, а именно:

* продажа машино-места на условиях владения частью коллективной собственности как объекта недвижимости;

* аренда машино-места на временной основе;

* смешанная функция, при которой часть машино-мест в паркинге продается в собственность, другая сдается в аренду.

Реализация проекта может осуществляться в рамках организованного гаражно-строительного кооператива. Цена будет зависеть от конструкции, потребительских свойств и технической оснащенности паркинга. Срок реализации одного проекта ориентировочно составляет 6 месяцев.

Ф.И.Журавлев, начальник отдела согласования проектов Комитета архитектуры и градостроительства Мингорисполкома