Материалы

Доброе "знамение" духовного возрождения

4По доброй традиции каждый новый год Президент Беларуси А. Г. Лукашенко начинает с вручения премии "За духовное возрождение" людям, которые своим талантом заслужили общественное признание. В этом году среди лауреатов оказалась группа художников, работавших над созданием мозаичных панно в часовне мемориального комплекса на пересечении улиц Червякова и Старовиленского тракта в Минске.  Однако эти уникальные произведения искусства вряд ли увидели бы свет без труда архитекторов УП "Минскпроект", проектировавших объект в целом.

Как рассказал главный архитектор проектов УП "Минскпроект" Н. М. Дятко, история Минского братского военного кладбища начинается в 1914 г. Просуществовало оно до 1920 г., а после было закрыто и заброшено. В разное время на его территории были возведены две деревянных часовни. Поэтому, когда встал вопрос о благоустройстве с элементами мемориализации этого места, его главным элементом было решено сделать именно часовню.

"Поскольку по всей территории бывшего кладбища располагаются захоронения, мы запроектировали ограду, на которую нанесли элементы, поясняющие характер этого места, — рассказал Н. М. Дятко. — Так, ее украшают картуши с орденами времен Первой мировой войны, а входную арку образуют два ангела с покровом Пресвятой Богородицы в руках. Автор — скульптор Александр Лыщик.

Часовня, как главный элемент, венчает всю композицию. Она выполнена в классическом стиле. На ее фронтонах изображены святые воины: Александр Невский, Дмитрий Донской, Иоанн Воин и Архистратиг Михаил. Со всех сторон часовня закрыта декоративными решетками, а внутри находятся мозаики, получившие премию Президента. Над ними работали художники Александр Суша, Валерий Чайка и Сергей Бышнев".

Работа по созданию мозаик была очень сложная и кропотливая. Вначале художники исполняли в натуральную величину картоны в цвете, а непосредственно иконы из мозаики собирались уже в мастерских, по сегментам. Техника панно достаточно сложная, почти ювелирная: каждый камешек нужно было индивидуально отколоть и смонтировать. Следует отметить, что храм освящен в честь иконы Божией Матери "Знамение". Во времена Первой мировой войны русские солдаты всегда носили ее при себе. Именно эта икона является центральным элементом во внутреннем убранстве часовни. В подкупольных арках располагаются образ Спаса и лики архангелов. Купол часовни украшают декоративные элементы. Четко прослеживаются контуры Георгиевского креста. В декоративном убранстве мемориала все элементы выполнены в "питерской" стилистике: фонари, ограда, решетки, скульптуры и др. Такой подход, по мнению Н. М. Дятко, придает ему историческую атмосферу.

Над проектом благоустройства под началом Н. М. Дятко работали архитекторы Е. В. Колотончик и В. Г. Яскевич.

Первая мировая война была жестоким уроком для нашего народа. И этот объект — безмолвное свидетельство того страшного периода. Он создан для того, чтобы люди не забывали об этом трагическом эпизоде прошлого и больше никогда не допускали подобного в будущем.

 

Подготовила Ольга Зимина, «Республиканская строительная газета»