Материалы

Экспертное сопровождение разработки проектов

yastremski septemberЭкспертное сопровождение разработки проектов - это оценка этапов (частей) проектной документации, позволяющая избежать бросовых затрат, связанных с корректировкой разработанного проекта в процессе его экспертизы по замечаниям экспертов.

Такая форма сотрудничества практиковалась на отдельных значительных проектах и зарекомендовала себя в условиях ограниченности времени в связи с необходимостью сокращения сроков строительства.

В то же время по подавляющему большинству проектов имеет место корректировка их в процессе экспертизы. Так, 860 млрд. руб. в текущих ценах - таков результат снижения заявленной проектами сметной стоимости строительства по итогам экспертизы проектов в 2007 году в результате совместного творческого поиска экспертов и проектировщиков в процессе проведения экспертизы проектов, благодаря применению более рациональных и более экономичных проектных решений, а также устранению излишеств и просчетов, выявленных в разработанной документации.

При этом в результате корректировки в процессе экспертизы по замечаниям экспертов свыше 22 тыс. проектов предотвращен необоснованный перерасход:

1475 тонн металла;

3900 тонн цемента;

887 м3 лесоматериалов;

1059 тонн условного топлива;

1191 тыс. кВт/час электроэнергии;

на 455 тыс. чел./дн. сокращены трудозатраты.

Также снижена заявленная проектами сметная стоимость строительства жилых домов на 36,6 млрд. руб., что равноценно строительству социальных жилых домов общей площадью более 30 тыс. м2 из расчета 500 долларов США за один квадратный метр.

В соответствии с поручением Президента Республики Беларусь от 12 июля 2007 года №09/111-224 контролировалась стоимость разработки проектов и за второе полугодие 2007 года была снижена стоимость рассмотренных проектов на 3,31 млрд. руб. в текущих ценах.

За I полугодие 2008 года по результатам рассмотрения 12617 проектов снижена заявленная проектами сметная стоимость строительства на 659,6 млрд. руб., в том числе снижена стоимость проектно-изыскательских работ на 9,6 млрд. руб. Стоимость экспертизы (включая налоговые платежи в бюджет) по указанным проектам составила 14,5 млрд. руб., что не превышает 2,2% от суммы достигнутого снижения стоимости строительства. Во избежание значительных экономических потерь также тщательной экспертной оценке подвергались проекты ремонта.

При рассмотрении в I полугодии т.г. 2970 проектов в результате устранения выявленных просчетов и недоработок и применения по предложению экспертов более рациональных проектных решений достигнуто снижение заявленной сметной стоимости по рассмотренным проектам ремонта на 244,8 млрд. руб. в текущих ценах.

Особенно тщательному контролю подвергались проекты Государственной инвестиционной программы, когда по отдельным из них заявленная проектами стоимость строительства снижалась на 30 и более процентов.

За I полугодие т.г. рассмотрено 1426 проектов жилых домов. При этом снижена заявленная проектами стоимость строительства на 27,9 млрд. руб., что равнозначно строительству 15,8 тыс. м2 из расчета 800 долларов США за один квадратный метр. Рассмотрены и выданы заключения более чем по 150 проектам технических нормативных правовых актов и изменений и дополнений к ним.

В связи с возросшим объемом работ продолжена работа по доукомплектованию органов государственной экспертизы высококвалифицированными специалистами, численность которых на 01.01.2008 составила 496 человек, из них 373 специалиста-эксперта. При этом к экспертной оценке проектов в отчетном году было привлечено 553 нештатных эксперта из числа ученых и высококвалифицированных специалистов НИИ Академии наук, проектных институтов, учебных заведений, министерств, ведомств и предприятий.

Однако требования к качеству проектов и к работе экспертов возрастают. В этой связи постоянное повышение технического уровня работников органов государственной экспертизы проектов строительства - непреложное условие их качественной деятельности по экспертной оценке проектов.

Согласно приказу Госстандарта от 24.01.2007 №17 "Об обучении руководителей и специалистов органов государственной экспертизы" руководители и все специалисты-эксперты республиканского и территориальных органов государственной экспертизы прошли обучение по 5-дневной программе. Следует отметить, что такой массовый характер учеба специалистов получила впервые за 20-летний период деятельности органов государственной экспертизы.

Как свидетельствует анализ результатов государственной экспертизы проектов строительства, устойчиво высоким является процент проектов, требующих доработки в процессе проведения экспертизы.

Так, в 2007 году свыше 22 тыс. проектов, или более 80% (как и в предыдущие годы) от числа поступивших на рассмотрение проектов, корректировалось в процессе проведения экспертизы, что позволило:

- исключить при реализации проектов аварийные и пожаровзрывоопасные ситуации, а также не допустить загрязнения окружающей среды в связи с невыполнением по многим проектам экологических условий;

- не допустить по разработанным проектам необоснованный перерасход материальных, топливно-энергетических, сырьевых и природных ресурсов, а также бюджетных средств. Одной из важнейших причин некачественной разработки проектов является некачественная предпроектная подготовка объектов к проектированию, включая:

- неполноту или необоснованность полученных технических условий на проектирование, в том числе неопределенность и неконкретность экологических условий, предписаний служб МЧС, санитарного надзора;

- небрежно и наспех составленная исходно-разрешительная документация, когда наименование проекта является пространным и неконкретным, в то время как решение исполкома на производство проектно-изыскательских работ должно ложиться в основу наименования будущего проекта;

- отсутствие четкой регламентации в выдаче необходимой исходно-разрешительной документации и технических условий на проектирование, что ведет к затягиванию процесса предпроектной подготовки.

В связи с этим напрашиваются рекомендации заказчикам, разработчикам и строителям, направленные на взаимную поддержку в процессе создания строительной продукции на всех ее этапах.

Рекомендации заказчикам.

- Осмотрительно и тщательно подбирать будущего партнера по объекту строительства - разработчика проекта. В этом поможет ежегодно издаваемый Сборник обобщенных результатов деятельности органов государственной экспертизы Республики Беларусь, являющийся носителем системной аналитической информации. Наличие в Сборнике многочисленных характерных примеров как по достигнутому передовому опыту, так и по допущенным ошибкам, просчетам и недоработкам в проектировании по каждому разделу рассмотренных проектов, а также текстовой аналитической информации, диаграмм и системных показателей по эффективности качества разработанных проектов, выводов и предложений, подготовленных на основе анализа экспертизы более 27 тыс. проектов, делает информацию особенно ценной:

- для специалистов-проектировщиков;

- служб заказчика при выборе проектной организации и подготовке исходно-разрешительной документации на проектирование.

Сборник обобщенных результатов деятельности органов государственной экспертизы Республики Беларусь за 2007 год стоимостью 88,5 тыс. руб. (с НДС) на 315 страницах издан ограниченным тиражом, и заявки на его приобретение (с указанием всех реквизитов: наименование организации, адрес, р/с, адрес банка, УНН) следует направлять по адресу: 220004, г. Минск, пр. Победителей, 23, факс: (017) 306-45-69.

- Тщательно готовить исходные данные на проектирование, особенно задание на проектирование и договор на проектирование.

- Не прибегать к корректировке проекта в процессе строительства.

- Не провоцироваться на утвержденную архитектурную часть строительного проекта.

Рекомендации разработчикам.

- Участвовать в анализе и подготовке исходных данных на проектирование.

- Ответственно подходить к подготовке исходно-разрешительных документов на проектирование.

- Учиться на чужих ошибках, а для этого изучить Сборник обобщенных результатов деятельности органов государственной экспертизы.

- Прибегать к предварительным консультациям и технической помощи экспертизы.

Рекомендации строителям.

- Строить строго по проекту.

- Любые изменения в процессе строительства должны быть отражены в соответствующей корректировке проекта с его последующей экспертизой.

- Изменения к расценкам - только через согласование с РНТЦ.

- Не процентовать невыполненные виды и объемы работ.

Всем участникам строительного процесса рекомендуется ознакомиться с результатами экспертизы проектов за 2007 год.

Н.Н.Ястремский, заместитель директора ГП "Главгосстройэкспертиза"