Материалы

Г.В.Полянская: «Слышать человека, делать для человека»

Image

Галину Владимировну Полянскую хорошо знают как декана архитектурного факультета БНТУ. Но возможно, не все знакомы с ее обширной общественной деятельностью.

Она – член правления Белорусского Союза архитекторов, член градостроительного совета при Мингорисполкоме, консультант детского реабилитационно-оздоровительного центра «Надежда», член Европейского общества культуры, руководитель и участник ряда крупных отечественных и международных архитектурных и социальных проектов в том числе, в г.Минске. А с недавнего времени Г.В.Полянская – депутат Палаты представителей.

 

Архитектор
Идея стать архитектором появилась еще в детстве. Я тогда жила в Бресте, ходила в студию изобразительного искусства и неплохо рисовала. Однажды, во время одной из передач на телевидении, ведущий спросил, кем бы я хотела стать в будущем. И я сказала то, о чем всегда думала: «Хочу создавать красивые города!» Наверное, это был по-детски наивный ответ, но эта линия легла в основу нескольких десятилетий моего жизненного пути. Я поступила на архитектурный факультет политехнического института в Бресте. Потом моего отца – он был военным – перевели работать в Минск. Я стала учиться в БПИ (ныне БНТУ). Вся моя жизнь оказалась связанной с ним – институтом, академией, теперь - университетом.
Закончив учебу, несколько лет по распределению работала в мастерской генерального плана и пригородной зоны ин-та «Минскпроект». Эти годы я вспоминаю как самые веселые, самые интересные. У меня не было ощущения, что я уже закончила высшее учебное заведение – такая по-студенчески искристая была жизнь.
Коллектив тоже сложился очень хороший. Вспоминается интересный эпизод: мы работали над выпуском объекта, а через несколько недель я должна была выходить замуж. И Василиса Павловна Шильниковская, рубанув воздух своей решительной рукой, сказала: «Хотя свадьбы еще не было, запишем тебя Полянской. Пускай твоя творческая жизнь начинается с новой фамилии». Вообще, работать с В.П.Шильниковской было потрясающе интересно. Она сильно повлияла на меня, причем не только в профессиональном плане, но и на мою жизненную позицию. Василиса Павловна была суперпрофессионалом и никого не боялась, добиваясь своей цели. Сегодня мы любуемся зеленым ожерельем г.Минска, Слепянской и Вилейской системами, порой забывая, что это она стояла у их истоков. С удовольствием вспоминаю также работу с Я.Л.Линевичем, Н.Ф.Жлобо, Б.О.Юртиным.

Педагог
Потом мне предложили работать на кафедре градостроительства архитектурного факультета БПИ. Я страшно трепетала, боялась, меня отговаривали. Б.О.Юртин говорил: «Зачем это, ты неплохой профессионал, и у тебя есть перспективы». Но сработало, наверное, то, что еще в школьные годы я с удовольствием занималась общественной работой, была пионервожатой, вокруг меня всегда много было детей и молодежи.
И вот, несмотря на то, что у меня не было специального образования, я резко поменяла направление своей деятельности. Вообще надо сказать, что у нас на факультете работают профессионалы-архитекторы, одновременно осваивая педагогику. В этом плане раньше было несколько проще – можно было подучиться, пройти курсы повышения квалификации, посетить ораторские и педагогические занятия. Сегодня этого нет. А ведь можно быть средним архитектором и великим педагогом, при том, что не каждый гениальный архитектор может донести свои знания до студентов. Но я это теперь понимаю, а тогда все это было для меня внове.
Новым было и многое другое. В 1985г. я уехала на три года в аспирантуру г.Братиславы. За это время выучила словацкий язык, защитила кандидатскую диссертацию. Этот опыт интеграции в международное пространство впоследствии мне очень помог. Став деканом, я стала активно развивать направление международного сотрудничества, и считаю, что у меня это получилось.

Управленец
Защитив кандидатскую диссертацию, я вернулась на родной факультет. И снова моя жизнь пошла по новому пути – мне предложили стать заместителем декана. На этот раз я не особенно колебалась, потому что работа со студентами мне всегда нравилась, я была куратором групп. Правда деканатской, организационной работы я не знала – ведь это была уже управленческая деятельность, но мне помогал коллектив. На этой должности я проработала четыре года.
А вот когда мне предложили стать деканом факультета, сомнения, конечно были. У каждого человека всегда есть множество вопросов к самому себе, и первый из них: «А справлюсь ли я?». С одной стороны, помогал опыт работы заместителем. С другой – невозможно было стать просто преемником прежнего декана, потому что наступил очень сложный для всей страны период – распался Советский Союз. А вместе с ним распалась и система союзного образования, когда все стандарты, учебные планы, программы «спускались» из Москвы. Конечно, мы говорили о традициях национальной архитектурной школы, но в то же время, и это не секрет, повторяемость в архитектуре была тогда просто ужасная, индустриальная строительная база не давала поля для творчества, тем более – при подготовке будущих специалистов.
Нужно было заново создавать белорусскую архитектурную школу. А финансирование было слабое, материально-техническая база – просто в плачевном состоянии. Это сегодня на планерках и совещаниях мы можем обсуждать глобальные проблемы, а тогда попросту не хватало стульев в аудиториях.
Были, конечно, не только материальные трудности. Создавать систему архитектурного образования тоже приходилось с начала. Поначалу были иллюзии: еще пару лет, и мы выйдем на «ноль» (я считаю, что эта отметка показывает, что созданы все необходимые предпосылки, что есть база, и это позволяет продвигаться вперед). Но только в 2002г., в год празднования 50-летия национальной архитектурной школы, я смогла назвать наше положение стабильным. Стабилизировалась материальная база факультета, завязались многочисленные международные контакты, появились стандарт по архитектурному образованию и типовые программы, стала формироваться система доВУЗовской подготовки. И в этом большая заслуга нашего замечательного коллектива, в котором каждый, несмотря на экономические трудности, готов отдать самого себя делу образования.
Изменились и сами студенты. С 1996г. мы стали проводить многочисленные международные акции, и у тех учащихся, кто принимал в них участие, завязались тесные контакты с коллегами из других стран. Сегодня наш студент не боится заграницы (а я считаю, архитектор должен много ездить и видеть), к его услугам вся мировая информационная база.
При этом надо отметить, что и раньше уровень подготовки студентов был достаточно высоким. Когда меня впервые спросили, как при отсутствии необходимой соответствующей информационной базы это удается достичь, я ответила: «За счет профессиональных педагогических кадров». И их сохранение – одна из важнейших задач.

Политик
В этом году я для себя подвела некоторые итоги своей 10-летней деятельности в должности декана. Наступил момент, когда я поняла, что есть проблемы, которые невозможно решить в рамках факультета.
Например, мы уже давно говорим о необходимости открытия архитектурного института. Почему? Сегодня у нас на факультете есть большие проблемы с финансированием (и не только). Т.к. мы находимся в составе технического высшего заведения, то соотношение штатов «преподаватель – студент» «спускается» соответственное. А ведь архитектура идет на стыке инженерии и творчества, и в других странах СНГ это соотношение совсем иное! Как я уже говорила, мы должны сохранить качество подготовки специалистов, а в нашем контексте это, прежде всего, индивидуальная работа. Если же придерживаться нормативов, то по творческим дисциплинам (архитектурное проектирование, рисунок, композиция и др.) на 30 студентов должен приходиться один преподаватель. Как он может «пропустить» одновременно столько творчески мыслящих личностей? У одного идея пошла сразу, с другим нужно подольше посидеть, поработать… Статус института позволил бы добиться индивидуального финансирования с учетом специфики подготовки специалистов-архитекторов, кроме того, расширить материальную базу (сегодня нам элементарно не хватает площадей: три подгруппы с тремя преподавателями в одной аудитории – это, согласитесь, напоминает селедок в бочке).
Вопрос о создании архитектурного института можно решить только на высоком уровне. И это - не единственная проблема, требующая такого подхода. Если вспомнить, например, проект закона о высшем образовании, то создается ощущение, что его разработчики преследуют цель интегрирования в международное образовательное пространство, забывая о том, что наше образование по праву считалось и считается одним из лучших! Почему же мы сегодня должны терять традиции «советской» образовательной школы, а не развивать их с учетом требований времени? Я считаю, что такие документы не должны разрабатываться группой чиновников - к их обсуждению необходимо привлекаться широкие профессиональные круги.
Это - только малая толика соображений, заставивших меня принять решение стать депутатом Парламента. Девизом своей избирательной компании я сделала слоган «Слышать человека, делать для человека», потому что считаю, что за каждым законом политик должен видеть людей, для которых они написаны. И когда меня спрашивают, не жалко ли мне бросать работу с молодежью и студентами, я отвечаю, что обязательно буду ее продолжать, но теперь – уже с другими возможностями.


Беседовала Ольга Брянцева