Материалы

Историческая память в граните и бронзе

21012010_41Значимым событием уходящего года в г. Бресте стало возведение памятника в честь 1000-летия основания города. Он стал настоящим украшением ул. Советской, которая по-праву считается одной из самых красивых пешеходных улиц в Беларуси (проект ее реконструкции на республиканском архитектурном конкурсе признан лучшим в номинации «Городской ландшафт»). Это первая и пока единственная монументальная скульптурная группа в областном центре. Авторы проекта – известный брестский архитектор Алексей Андреюк и скульптор Алексей Павлючук.
Рождение идеи
Воплощение замысла в жизнь авторам давалось с трудом. Сразу же после принятия Брестским горисполкомом решения об увековечении тысячелетней истории г. Бреста в монументальном изваянии возникло немало споров, каким быть памятнику и фигуры каких исторических деятелей нужно отлить в бронзе? Полтора года шла напряженная работа по усовершенствованию проекта, хотя первоначальная идея оставалась неизменной.
В 2006 г. на республиканском уровне было принято решение о благоустройстве г. Бреста, в частности центральной исторической его части. Руководство города обратилось к местным художникам с предложением украсить центр Бреста уличной скульптурой.
Скульптор Алексей Павлючук решил тоже включиться в этот процесс. Когда архитекторы вплотную подошли к реконструкции ул. Советской, он выступил с эскизным проектом обустройства фонтана рядом с кинотеатром «Беларусь». А. Павлючук предложил кардинально изменить его форму, сделав круглым. В центре планировалась скульптурная композиция с надписями у основания, отражающими многовековую историю г. Бреста. Размещались они по кругу и напоминали циферблат часов с римскими цифрами - столетиями. А между бронзовыми плитами с текстами должна была литься вода, символизирующая быстротечность времени. Кроме князя Владимира Васильковича и великого князя литовского Витовта в состав скульптурной группы были включены религиозный деятель Ипатий, великий князь литовский и польский король Ягайло, великомученик православной веры Афанасий Филиппович, национальный герой нескольких стран Тадеуш Костюшко и просветитель Юлиан Урсын Немцевич. Был даже один из разработчиков проекта строительства Брестской крепости Карл Опперман. Венчали изваяние образы героев легенды об основании древнего Берестья на слиянии рек Мухавец и Буг - коленопреклоненный купец и Матерь Божья.
- Впоследствии я сам отказался от этой идеи, - рассказывает А. Павлючук. - Такой памятник-фонтан дело хлопотное и затратное. Он «завязан» на городской инфраструктуре: нужно наладить подачу воды, необходимо вести постоянный уход, делать периодически профилактику.
Проект без реализации
Но отказываться от самой идеи скульптор не намеревался. Он предложил на том месте, где сейчас находится монумент в честь юбилея города, установить памятник выдающимся людям Берестейщины. Это весьма необычный проект. В нем предлагалось заглубление на несколько метров проезжей части ул. Гоголя, а пешеходная Советская на несколько метров поднималась вверх, чтобы пешеходы не создавали препятствий движущемуся транспорту. Вверху тоннеля должен был размещаться сам памятник. Поднимаясь по ступенькам лестницы, прохожие могли наблюдать за тем, как перед ними вырастает скульптурная композиция во всем ее величии, а внизу, в тоннеле, проносится городской транспорт.
Но, несмотря на всю оригинальность и уникальность проекта (в республике ничего подобного нет), от этой идеи пришлось отказаться. Строительство даже небольшого тоннеля - довольно дорогое удовольствие.
Летом 2007 г. Брестский горисполком объявил конкурс по увековечению грядущей юбилейной даты – 1000-летия со дня основания г. Бреста. Скульптор А. Павлючук решил в нем поучаствовать. Предложил брестскому архитектору Алексею Андреюку подключиться к работе.
- Алексей согласился, и дальше мы работали вместе. Он занимался разработкой архитектурного решения, я – скульптурой, воплощением идеи в образах. И у нас получился хороший творческий тандем, как мне кажется, весьма результативный.
Равноценные концепции
На конкурс подали две заявки. В первой осталась идея скульптурной группы известных исторических деятелей. А. Павлючук только подкорректировал проект – убрал водные потоки. Во второй предлагалось на перекрестке улиц Гоголя и Советской поставить композицию с символическим прудиком в центре, мостиком и целым рядом скульптур. Они тоже должны были символизировать разные эпохи из жизни г. Бреста. Мостик являлся как бы связующим звеном времен – настоящего и прошлого. Горожане, гуляя по ул. Советской, могли встретить на своем пути представителей разных исторических эпох.
Конкурс был открытым. Брестчанам предлагалось самим выбрать самый оригинальный на их взгляд проект. Имена авторов не обнародовались. Голосование показало, что победили оба проекта А. Павлючука и А. Андреюка. Голоса разделились приблизительно поровну. Но жюри сделало свой выбор - в городе должен быть монументальный памятник.
Его проект от первоначальной идеи до реального воплощения в гранит и бронзу пережил немало коллизий и целый ряд кардинальных изменений. Фигуры исторических личностей в 2,5 м высотой увеличены до 3,0 м, и они удачно вписались в композицию. Размер фигуры Ангела почти не изменился, и сегодня он с крестом составляет 3,8 м. В итоге высота памятника от основания до кончика креста – 15,1 м.
Изменения произошли в отношении «человеческих фигур». Из первоначально намеченных 10-ти осталось всего шесть (Ангел – седьмой). По разным мотивам были отвергнуты Ипатий, Карл Опперман, Тадеуш Костюшко, Юлиан Урсын Немцевич… Встал вопрос: кем их заменить?
Пока искали решение, со своим требованием выступила православная церковь. Оказывается, по православным канонам запрещено изображение в трехмерном измерении Христа и Матери Божьей.
В конечном итоге в состав памятника, помимо Ангела, вошли только три исторические личности – князья Витовт, Василькович и Радзивилл Черный, а также собирательные образы Летописца, Женщины-матери и Солдата-победителя.
Результаты аврала
Полтора года понадобилось для принятия окончательного решения по концепции памятника. Скульптор А. Павлючук никак не мог приступить к полноценной работе, и в конечном итоге под угрозой оказались сроки изготовления монумента. Но так как у населения были собраны деньги на его строительство, решили сроки не переносить. Спешка сыграла свою отрицательную роль. Когда фигуры и плиты с надписями были полностью отлиты в бронзе, выяснилось, что исторические тексты с ошибками.
В ноябре бронзовые плиты были сняты и отправлены на переплавку. Через месяц исправленные тексты снова установлены у подножья колонны памятника.
В проекте заложены и барельефы по окружности внизу колонны. Они по замыслу скульптора должны отражать многовековую историю г. Бреста. Но на памятнике рельефные изображения отсутствуют. При их разработке тоже возникли споры, не было единого мнения в отношении того, какие картины городской жизни следует отобразить.
Рельефы пока в разработке. Поставлена задача: установить их к празднику Дня победы 9 мая.
Подготовил Василий Карпинчик, г. Брест, «Республиканская строительная газета»